Псалтирь библия онлайн. Читать псалтырь по главам. Надписания в псалмах

Псалтирь или Книга псалмов - одна из библейских книг Ветх. Звета, -yalthrion по-греч., tehillim по-евр. Книга состоит из 150, а по греч. (ислав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержаниемблагочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни.Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, вомногих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всякихпревратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явныеследы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ковременам плена вавилонского, напр. известный пс. "На реках вавилонских",и даже позже. В общем, П. есть поэтический сборник, который вырасталпостепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, ивошел в канон евр. свящ. книг уже сравнительно поздно, когда П.,очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого, П. носитна себе характер искусственной обработки. Начинается она двумявступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими какбы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейскойпоэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, частодостигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов раносделалась (еще при Давиде, по крайней мере - в некоторых частях)богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, азатем и в храме. Впоследствии П. получила правильное употребление прихрамовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известныепериоды времени. Богослужебное употребление П. от евреев перешло и кхристианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенныхсобраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16). В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а каждаякафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читаетсятрижды аллилуйя. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернембогослужении, так что вся прочитывается в каждую неделю, а в течениевел. поста - два раза в неделю. П. служит первоисточником большей частивечерних и утренних молитв и влияние ее чувствуется во всех вообщеформах молитв. Как необходимая для богослужения книга, П. переведена наславянский язык, по свидетельству Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием,и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатанапо-слав. впервые в Кракове в 1491. Как книга, постоянно употребляющаясяпри богослужении, П. получила еще распространенную форму, и в этом видеизвестна под названием Следованная - П.: это та же самая книга псалмов,но в соединении с Часословом, т. е. сборником молитв и псалмовприменительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырьвпервые напечатана по-слав. в Сербии в 1545 году, затем много разпечаталась в России и в нее постепенно вошло много других прибавлений,имеющих своею целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. Внекоторых изданиях помещаются и краткие истолкования на важнейшиепсалмы, и такая П. называется толковой. Из древних комментариев П. известны толкования И. Златоуста (есть врусск. перев.), Амвросия, Августина и др. Из новых известны толкованияТолюка, ДеВетте, Эвальда и др. В русской литературе прот. Вишнякова (вжурнале "Христ. Чтение"), епископа Феофана (на некоторые) и др. Притолкованиях обыкновенно прилагаются и критич. введения (напр., у прот.Вишнякова), псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., изпоэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др. А. Л. Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, П.сделалась главной учебной книгой древней Руси. Те, которые непредназначались для должностей церковно-служительских, ограничивалисьизучением простой П., без тех прибавлений, какие находятся в следованной(см. выше) П.. Следованная была,большей частью, уже заключительнойкнигой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский Геннадийсчитал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным кцерковно-служительским должностям. Иногда к изучению П. присоединялосьеще изучение Деяний Апостольских и Евангелие. Но вообще изучивший П.считался человеком грамотным - книжным, т. е. способным читать всякиекниги. Научившись читать по П., древний русский человек обыкновенно нерасставался с ней. П. была не только настольной книгой, которую читалидома в свободное от занятий время, но она сопровождала даже впутешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой П. вдорогу указывает, между прочим, то, что следованная П., изданная в 1525г. в Вильне Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывшийв Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он"употребляя большую часть дня на дела государственные, не мало такжезанимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословитьГоспода песнопениями венценосного пророка" (см. "Черты русской жизни"Забелина в "Отеч. Зап.", 1857, № 1). Св. Михаил, князь черниговский ибоярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во времямучения. В монастырях читали П. не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть.Препод. Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прялволну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря наопределенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря, успевалпрочитывать в день всю П.; о блаж. Феодоре рассказывается, что он всвоей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть".Чтением и пением П. в монастырях строгой жизни братия занималисьбеспрерывно. В житейском обиходе к чтению П. прибегали во всехчрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкимипродолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считалинаходящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать П. по умершим,соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церквихристианской. Был тоже в древней Руси обычай гадать по П. Указание наэтот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: "и отрядив я(отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуешидуше... Не ревнуй лукавнующим". П., естественно, должна была отозватьсяв письменности древней Руси. Летопись Нестора, сочинения ФеодосияПечерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Cepaпионaвладимирского и др. - наполнены разными местами из псалмов. ВладимирМономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьмаясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности, и,особенно, в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких,которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные изразных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, напр.,пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от земли, аправда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то всуетруд" [псал. 126, 1]; есть пословицы, составившиеся на основаниинекоторых изречений псалмов, или указывающие вообще на П. (см. ст."Употребление книги П. в древнем быту русского народа" "Правосл.Собеседник". 1857, стр. 814 - 856).

Псалмы Давида

Начало пророчества о Христе. Два пути: Блаженство праведных. Гибель нечестивых.

Пророчество о царстве Мессии: Отвержение Мессии. Гнев Яхве. Торжество Мессии. Совет Яхве царям и судьям земли.

Написан Давидом, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Давид в бедствии: Его сетование. Его упование на Бога. Его уверенность. Его молитва.

Вечерняя молитва Давида: Молитва о помощи. В порицание врагам. В увещание врагам. Надежда на Бога.

Утренняя молитва Давида: Бог слышит молитву. Бог ненавидит беззаконие. Бог благословляет праведного.

Покаянный. Молитва кающегося грешника: Молитва о помиловании. Уверенность в услышании.

Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова. Молитва в скорби: Давид обращается к Богу. Он защищает свою правоту. Он взывает о правде. Участь нечестивого. Слова Господу по правде Его.

Величие и достоинство человека: Слава Божия. Человек - венец творения.

Хвала Богу за избавление: Благодарность Богу за победу. Вера в правду Божию. Молитва о помощи. Уверенность в торжестве правды. Молитва когда медлят суды Божии. Беззакония нечестивых. Упование на помощь Божию.

Упование на Господа: Искушение к унынию во время испытания. Укрепление в вере.

Размышление на время бедствия: Молитва о помощи среди коварных и гордых. Уверенность в избавлении свыше.

Молитвенный. Давид взывает к Господу и благовествует о спасении.

Обличает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях.

Давид вопрошает о том, кто может пребывать в жилище Господа и даёт ответ на сей вопрос.

Пророчество о Мессии: Доказательство веры. Пророчество о Голгофе. Уверенность в воскресении.

Молитва Давида об избавлении от врагов. Он защищает свою непорочность. Молитва о сохранении от нечестивых. Описание врагов. Упование на Господа.

Описывает восстание врагов, призвание Бога в помощь, сошествие и вознесение Единородного, отвержение израильтян и призвание язычников.

Восхваляющий Господа. Творение Божие и Слово Божие. Откровение Божие в творении. Откровение Божие в Слове Божием.

Молитва за царя. Молитва о победе. Уверенность в помощи Божией.

Хвала за избавление царя. Благодарение за победы в прошлом. Уверенность в победе в будущем.

Пророчество о страданиях и славе Мессии: Богом оставленный. Поношение у людей. Окруженный зверями. Пронзенные руки и ноги. Деление риз и бросание жребия об одежде. Его молитва об избавлении. Его прославление и царство. Обращение всех концов земли к Господу.

Господь - пастырь мой: Он покоит и направляет овец Своих. Его благость и милость вовеки.

Хвалебный гимн Царю славы: Господь - Творец. Народ Божий. Вход Царя славы. Этот псалом проповедует о вознесении Господнем, о преподаянии учения язычникам, и о том, как они соделаются достойными небесных селений.

Молитва о водительстве и защите: Искание путей Божиих. Господь указывает ясно путь Свой. Молитва об избавлении.

Мольба о защите: Молитва о помощи Божией. Оправдание Давида. Его заключительная мольба о помощи.

Неустрашимое упование на Бога: Упование Давида. Молитва Давида о помощи.

Молитва против нечестивого: Взывание о помощи. Уверенность в услышании. Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога. А также в псалме заключается проклятие безрассудству иудеев, и молитва об отлучении от злой их части.

Величие Божие в грозе: Призыв воздать славу Богу. Сила Божия в грозе. Молитва о благословении.

Песнь избавления: Хвала за избавление. Увещание хвалить Бога.

Молитва скорбящего Праведника: Упование на Бога и молитва об избавлении. Сетование, взывающее об избавлении. Хвала Избавителю Богу. Сей псалом воспевает Давид, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния.

Покаянный псалом: Радость прощения. Исповеданный и прощенный грех. Увещание грешнику покаяться.

Хвала Всемогущему Богу: Увещание хвалить Бога. Причины хвалить Бога. Господь - Творец. Господь - Промыслитель.

Псалом хвалы и упования: Хвала за благость Божию. Увещание к упованию на Господа. Предостережение от греха. Избавление праведника и осуждение нечестивого. Этот Псалом написан Давидом, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

Молитва о помощи: От гонителей. От поносителей. От враждующих. Говорится от лица возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами.

Благость и милость Божия: Нечестие беззаконного. Хвала милосердию Божию. Настоящий псалом содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа иудейского.

Мудрость старца: Благоденствие праведника и наказание нечестивого. Сравнение между нечестивым и праведником. Несомненное избавление и безопасность праведника. Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Покаянный псалом о милости: Крайняя нужда грешника. Жажда избавления. Упование на Бога.

Молитва в смутное время: Молчание в скорби. Желание просвещения. Молитва об избавлении. Давид, исповедуясь во грехе, молит Господа об избавлении от беззаконий.

Послушание и долготерпение Мессии: Признание благости Божией. Послушание Мессии. Молитва Его о щедротах и милости.

Псалом о милостивом: Блаженство милостивого. Злоба врагов. Торжество непорочности.

Псалмы Сынов Кореевых

Печаль и утешение благочестивого: Жажда души к Богу. Утешение и упование благочестивого.

Молитва о защите.

Молитва о победе с Богом: Воспоминания о милостях в прошлом. Нынешнее сетование. Воззвание к Богу об избавлении. Певцы описывают древние благодеяния Божии и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются о имени Его.

Бракосочетание Царя: Царь и Его владычество. Невеста Царя и бракосочетания. Заключение.

Бог нам прибежище и сила: Бог - наше прибежище. Бог - наша сила. Бог - наша победа.

Бог - царь всей земли: Покорение всех народов. Бог - Царь над всей землею.

Песнь потомков Кореевых, выражающая благоговение пред Господом. Песнь Сиона: Сион - град Бога нашего. Утверждение Сиона. Сион хвалит Бога.

Проповедь о безумии упования на богатство. Призыв слушать. Непрочность богатства. Конец надеющихся на богатство. Заключительное увещание. В настоящем псалме проповедуется о Божественном суде всем людям, и о том дне, в который Бог приведет на суд всякое создание.

Псалом Асафа

написан псалмопевцем Асафом, современником Давида. Содержание псалма: Суд Божий. Истинное и ложное благочестие: Бог - праведный Судия. Бог судит намерение, а не внешнее благочестие. Обличение лицемерия. Заключение.

Псалмы Давида

покаянный: Молитва Давида о прощении и исповедание греха. Молитва и обет Давида. Сердце сокрушенное и смиренное. Молитва о Сионе.

Укоризненная речь Давида, обращённая к Доику Идумеянину, который известил Саула о том, что спасшийся бегством Давид, находится в доме Ахимелеха.

Учение Давида, выражающее глубокую печаль о развращении мира. Безумие и нечестие людей. Развращенность людей. Наказание Божие. Молитва о спасении и избавлении.

Давид, спасаясь бегством от Саула, укрылся в пустыне Зиф. После сего зифеи, пришедши к Саулу, объявили, в какое место убежал Давид, и просили прийти и захватить его. Давид обращается к Богу с молитвой о спасении и избавлении от всех бед. Молитва страдальца. Сетование и молитва о помощи. Уверенность в милости Божией и избавлении.

Молитва в страхе и трепете. Бедствия Давида. Предательство от друга. Упование Давида на Бога. Давид обращается к Господу с негодованием на нечестивцев и мольбою о наказании их.

Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе. Молитва об избавлении. Мольба о помощи. Злоба врагов. Неустрашимое упование на Бога. Благодарность за избавление.

Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру. Давид, спасаясь бегством от преследующего Саула, с четырьмястами мужей вошел в пещеру, и после того, как отрезал воскрилие ризы Сауловой, воспевает псалом сей. Молитва и сетование. Хвала и благодарение

Учение Давида, в котором он осуждает и проклинает нечестивых и вселяет надежду в праведников.

Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. Саул, позавидовав Давиду, который был его благодетелем, искал убить Давида, то бросая в него копье, то окружая его стражами в доме. Избавление Давида от Саула. Молитва Давида об избавлении. Упование Давида на Бога. Молитва о поражении врага. Песнь хвалы Давида.

Писание Давида для изучения, когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной. Молитвенно обращаясь к Богу, Давид сетует на то, что Господь отринул народ Израиля и просит Господа о помощи.

Давид приносит благодарение Богу за себя и за народ, спасенный по вере, и дает обет — и в вечных обителях немолчно воссылать хвалу.

Давид пророчествует о будущем избавлении всего человеческого рода, о низложении мысленных врагов, а также предлагает людям совет отвращаться от порока, напоминая им о суде Божием.

Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. Жажда общения с Богом. Душа жаждет Бога. Жажда души утоляется Богом.

Молитвенный, с просьбой о сохранении жизни и защите от врагов.

Сила и благость Божии. Хвала Богу на Сионе. Явление силы Божией. Проявление благости Божией.

Псалмы разных авторов

Песнь благодарения за избавление избранного народа, за личную помощь.

Молитва о всех народах.

Псалмы Давида

Господь - Бог всей земли. Бог во время исхода. Бог в пустыне. Бог в завоевании Ханаана. Бог на Сионе. Бог спасения. Бог во святилище. Шествие в Храме. Обращение народов к Богу. Хвала Богу всей земли.

Мессианский Псалом - молитва об избавлении. Молитва и испытания псалмопевца. Сугубая молитва об избавлении. Возмездие враждующим. Заключительное славословие и уверенность.

Воззвание об избавлении от гонителей.

Упование на Господа и прославление Его.

Псалом Соломона

мессианский, написан царём Соломоном при восшествии на престол после молитвы гаваонской. Царь - Мессия во славе Своей. Молитва о правде. Царство в роды родов. Владычество до концов земли. Милосердие. Имя Его будет благословенно вовек. Благословение.

Псалмы Асафа

написан псалмопевцем Асафом, современником Давида. Временное благоденствие нечестивых. Искушение позавидовать нечестивому. Тайна благоденствия нечестивых. Сетование праведника. Разрешение тайны. Уверенность в избавлении Божием.

Составлен после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, и повсюду царили халдеи. Сетование о разоренной земле. Молитва о помощи против врага. Уверенность во всемогуществе Божием. Заключительная молитва.

Пророчество о Божественном суде. Праведный суд Божий. Призывание имени Божия. Уверенность в суде по правде. Бог есть Судия. Хвала Богу Иаковлеву.

Описывает Божественный суд. Победа Божия.

Молитва Асафа, взывающего к Богу, в день скорби. Утешение при воспоминании о великих делах Божиих. Молитва о помощи. Великие дела Божии в древности.

Мессианский; написан Асафом. Верность Божия и непослушание народа. Призыв к слушанию и вниманию. Грехи Израиля. Непослушание сынов Ефремовых. Ропот в пустыне. Строптивость Израиля. Забвение милостей Божиих в прошлом. Идолопоклонство Израиля в Ханаане. Избрание Иуды и Давида.

Плач о разрушении Иерусалима. Описание бедствия. Взывание о помощи Божией. Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просит Бога ответить на избиение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам.

Молитва Израиля об избавлении от бедствий. Взывание о помощи. Недоумение Израиля. Израиль - опустошенный виноградник. Повторное взывание о помощи.

Призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа Израиля за нечестие его. Благость Божия и строптивость Израиля. Хвала и песнь Богу. Благость Божия к Израилю. Божие предостережение неверному народу.

Суд Божий - несправедливым судьям. Здесь яснее, чем в предыдущем псалме, излагаются причины, по которым Бог отверг израильтян.

Молитва к Богу о посрамлении врагов. Молитва о суде над врагами Израиля. Проклятие на вражеские полчища.

Псалмы сынов Кореевых

Тоска по Храму. Устремление во дворы Господни. Блаженство в доме Господнем. Блаженство идущего к Сиону. Молитва и упование.

Написан после возвращения из вавилонского плена. Молитва о милосердии к Израилю. Милости Господни в прошлом. Молитва о восстановлении. Любовь и верность Господни.

Молитва Давида

Молитва об избавлении в день скорби. Молитва о помощи. Поклонение Господу. Прошение и благодарение. Уверенность в милосердии Божием.

Псалмы сынов Кореевых

Слава святого града Божия.

Учение Емана Езрахита. Молитва об избавлении от смерти. Моление псалмовевца. Бедствия псалмопевца. Недоумения псалмопецва.

Учение Ефама Езрахита. Завет Божий с Давидом и скорби Израиля. Завет с Давидом. Хвала верному и всемогущему Богу. Обетования Давиду и семени его. Мольба о возобновлении Завета. Наказание Господне. Молитва о возобновлении.

Молитва Моисея

представляет собой молитву Моисея, написанную им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и в виду обетованной земли, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе не имели 20 лет. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека.

Псалмы разных авторов

используется как молитва в опасной ситуации. Безопасность уповающего на Господа. Обетование о безопасности. Свидетельство псалмопевца. Свидетельство Господа.

Представляет собой благодарственную молитву праведника. Хвала благости Господней. Благодарение. Погибель нечестивого. Радость праведника.

Величие Господне.

Взывание к Богу отмщений. Крик об отмщении нечестивому. Господь не отринет народа своего. Псалмопевец взывает к Господу.

Хвала Богу - Творцу и Спасителю. Песнь хвалы. Важное предостережение.

Поклонение Господу. Призыв к славословию. Вся земля да славит Господа. Господь - судия праведный.

Сила и владычество Господа. Царство Господне. Возвеличивание Господа. Избавление праведника.

Песнь Богу, праведному Судии всей вселенной. Песнь о спасении. Все люди да хвалят Господа. Вся природа да хвалит Господа.

Хвала всесвятому Богу. Призыв к покаянию. Основания для прославления Господа.

Хвалебный. Все люди да хвалят Бога.

Написан царём Давидом. Молитва царя о непорочности. Желание Давида о личной непорочности. Желание Давида о непорочности других. В этом псалме Давид описывает достигшего совершенства, живущего по Богу.

Покаянный. Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Взывание о милосердии и о Сионе. Страдания псалмопевца. Предвечный Бог - прибежище Сиона. Уверенность в избавлении.

Хвалебно-благодарственный псалом Давида, являющий собой гимн Богу как покровителю верующих. Хвала милосердию Божию. Увещание псалмопевца себе самому. Милости Божии. Вечная любовь Божия. Вся тварь да благословит Господа.

Прославление Бога, Творца и Промыслителя вселенной. Начало творения. Основы земли. Источники в долинах. Плодородие земли. Луна и солнце. Морские твари. Бог - Промыслитель жизни. Хвала всемогущему Богу.

Прославляющий и восхваляющий Господа. Хвала Богу, хранящему Завет: Призыв к благодарению. Завет с Авраамом. Бог посылает Иосифа в Египет. Израиль в Египте. Моисей и казни Египетские. Исход и странствования по пустыне. Вступление в Землю Обетованную.

Является продолжением исторического обзора, начатого в предыдущем псалме. Хвала милосердию Божию к грешному народу: Молитва о милосердии. Грех Израиля у Чермного моря. Грехи Израиля в пустыне. Грех Дафана и Авирона. Золотой телец у Хорива. Презрение к земле Ханаанской. Ваалфегор. Грех Израиля у вод Меривы. Идолопоклонство Израиля в Ханаане. Наказание Израиля. Милосердие Божие. Заключительная молитва и славословие.

Представляет собой благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами. Благодарение Богу Избавителю: Призыв к славословию. Избавление от пустыни. Избавление от темницы. Избавление от болезни. Избавление от моря. Господь благословляет землю. Непоколебимая милость Господня.

Псалмы Давида

Состоит из повторений содержания псалмов 56 и 59, принадлежащих Давиду. Песнь упования на Бога. Благодарение Господу. Упование на обетования Божии. Взывание о помощи.

Молитва проклятия врагов. Взывание о помощи. Против врагов лживых и коварных. Продолжение взывания о помощи Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Пророческий, изображающий будущее всесветное господство Сына Божия. Владычество Мессии: Мессия - Царь. Мессия - Священник. Мессия - победитель.

Псалмы разных авторов

Славословие Господу. Призыв к хвале. Причина хвалы. Дух хвалы.

Блаженство и награда верного.

Хвала Богу смиренных.

О превосходстве Господа над идолами язычников. В воспоминание об избавлении Израиля Богом. Величие и слава истинного Бога. Единому Богу - слава. Ничтожество идолов. Израиль да уповает на Господа. Господь благословит Израиля.

Благодарение Богу за избавление.

Решение воздать обеты Господу за благодеяния Его.

Вся вселенная да хвалит Господа. Этот хвалительный псалом наиболее краткий из всех псалмов, он состоит всего лишь из двух стихов.

Благодарение Господу. Милость Господня. Господь отвечает на молитву. Избавление Господне. Десница Господня. Премудрость Господня. Славословие.

Состоит из 176 стихов; это самый большой псалом и самая большая глава в Библии. Закон Господень: Блаженство хранящих Закон Его. Святость - плод соблюдения Закона Господня. Очи чтобы увидеть чудеса Господня. Молитва об уразумении путей Господних. Верность на основании обетований Божиих. Спасение по слову Господню. Слово Господне - источник упования и утешения. Удел мой - соблюдение слов Твоих. Научение словам Господним через страдание. Закон Господень - основа для общения верных. Жажда к миру и утешению. Непреложность Закона Господня. Любовь к закону Божиему. Слово Господне - покров мой и щит мой. Псалмопевец соблюл Закон Господень. Молитва чтобы соблюсти Закон Господень. Господь и Его Закон праведны. Взывание о спасении. Соблюдение Закона Господня в бедствии. Молитва об избавлении от гонения. Заключительная молитва. В этом псалме пророк описывает жизнь святых, их подвиги, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Молитва об избавлении: От уст лживых. От ненавидящих мир.

Господь - хранитель мой.

Посвящён Иерусалиму, который сделался при царе Давиде столицей единого Израильского царства и новым религиозным центром народа. О мире Иерусалима: Дом Господень. Молитва о мире и благоденствии.

Песнь упования на Бога: Очи устремлены к Господу. Молитва о помиловании. Содержание псалма составляет изображение того напряженно-молитвенного ожидания, каким были полны евреи перед временем окончания плена и перед возвращением на родину.

Песнь восхождения. Давида. Благодарность Богу за победу над врагами. покаянный. Взывание к милосердию Божию: Молитва о помощи. Терпение и упование. Увещание к упованию на Господа.

Песнь восхождения Давида. Надежда на Господа. Этот псалом учит не превозноситься в уповании на свое усовершение, но смиренномудрствовать.

Содержит в себе молитву о Давиде. Давид и ковчег Завета: Обет Давида. Исполнение обета Давидова. Обетование Господне Давиду и Сиону.

Песнь восхождения Давида. Блаженство братского общения.

Увещание к ночному бодрствованию. Этот псалом завершает группу псалмов с надписанием "песнь восхождения". В православии псалмы 119 - 133 составляют 18 кафизму.

Хвала Господу: Увещание к славословию. Величие Господа. Избавления Господни. Суд Господень. Идолопоклонство языческих народов. Заключительное увещание к славословию.

Слава Господу за вечную милость Его: Увещание к славословию. Хвала Богу - Творцу. Хвала Богу - Избавителю Израиля. Хвала Богу за непрестанную любовь Его. Заключительное благодарение.

Песнь при реках Вавилона: Плач пленников. Воспоминание о Сионе. Взывание об отмщении.

Псалмы Давида

Господь есть Бог верный: Признание верности Божией Давидом. Все цари земные прославят Господа. Упование Давида на верность Божию. Этот псалом содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит; потому что не он один из царей сподобился Божественного богоявления, но и многие языческие цари сподобятся той же благодати, что будет по пришествии только Господнем.

Молитва верующей души: Всеведущий Бог. Вездесущий Бог. Бог Творец. Заключительная молитва. В этом псалме Давид описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши.

Молитва о помощи против врагов. Об избавлении от нечестивого. Взывание об услышании. Молитва о проклятии. Упование на Господа.

Молитва верного во время скорби: Взывание к Господу. Молитва о сердце непорочном. Конец нечестивых. Очи верного - к Господу.

Молитва о помощи в испытании: Взывание к Господу. Затруднение и опасность. Молитва об избавлении.

Покаянный. Молитва верного в бедствии: Уныние и покаяние. Молитва об избавлении.

Написан после победы Давида над Голиафом. Псалом воина: Хвала всемогущему Богу. Молитва о помощи и избавлении. Молитва о благоденствии народа Божия.

Хвалебный, прославляющий Бога. Благость Господня: Величие Господне. Милость Господня. Сила Господня.

Псалмы разных авторов

Увещание к упованию на Бога: Суета надежды на людей. Мудрость надежды на Бога.

Хвала Господу за восстановление Иерусалима: Господь Вседержитель. Господь Промыслитель.

Увещание Израилю хвалить Господа.

Вся вселенная да хвалит Господа: Небеса да хвалят Господа. Земля да хвалит Господа.

Любовь Господня к Израилю: Увещание петь песнь новую. Суд над народами.

Хвалебная песнь Богу. Всё живущее да хвалит Господа.

Неканонический, встречается только в Православной Библии; повествует о юности пастуха Давида, его помазании на царство пророком Самуилом и о единоборстве Давида с Голиафом.

Псалтирь (Псалтырь) – книга Ветхого Завета, которая состоит из 150 или 151 песен-псалмов. В некоторых языках книга имеет название «Псалмы» . Псалтирь располагается в числе учительных книг Ветхого Завета вслед за книгой Иова. Псалтирь стала богослужебной книгой еще при Давиде. Позже богослужебное употребление Псалтири перешло к христианам.

О важности книги Псалтырь свидетельствует тот факт, что она дошла к нам в наибольшем количестве рукописей среди всех книг Ветхого Завета.

Читать Псалтирь / Псалтырь

Псалтирь содержит 150 псалмов:

Нумерация псалмов Псалтири

Нумерация псалмов отличается в иудейском и греческом. Православная церковь использует греческую нумерацию. Католическая церковь использует оба варианта нумерации. В своей характеристике мы будем использовать греческий вариант (150 псалмов).

Надписания в псалмах.

Во многих псалмах есть надписания – дополнительная информация об авторах, исполнителях псалмов, указывается события, которым посвящены псалмы. Перевод надписаний оказался особо сложным, поэтому существует много вариантов их перевода. О значении некоторых слов переводчики могут только догадываться.

В надписаниях псалмов часто указан порядок их исполнения. Определен музыкальный инструмент и мотив, на который нужно исполнять псалом.

Авторство

В надписаниях псалмов часто встречаются имена собственные, однако не всегда понятно, чьи это имена – автора, исполнителя либо человека, которому посвящен псалом. Автором Псалтири принято считать , хотя абсолютно все исследователи уверены, что псалтырь – плод труда более 10 авторов. Более того, книга создавалась долгое время – возможно, даже не один десяток поколений. Время создания псалмов – от времен Моисея до возвращения из вавилонского плена.

  • Давид,
  • Асаф – главный псалмовец при Давиде,
  • Сыновья Кораха – храмовые привратники,
  • Адам,
  • Еман,
  • Идифун
  • Моисей и пр.

Псалтырь создавалась постепенно в качестве продукта коллективного творчества и в ходе создания подвергалась массе редакций.

Псалмы Псалтири принято условно делить на 4 группы:

  1. Личные сетования.

Схема псалма данного типа: обращение к Богу -> описание ситуации-> упование на Бога -> просьба -> вознесение хвалы Богу.

  1. Народные плачи.

Имеют схожую с личными сетованиями структуру, однако являются коллективным обращением к Богу.

  1. Псалмы хвалы Господу.

Схема псалма данного типа: обещание возносить хвалы господу -> описание ниспосланных благ -> избавление -> вознесение хвалы -> наставление людям уповать на Бога

  1. Гимны.

Воспевание величия Бога и Его милости.

Помимо псалмов, которые относятся к этим четырем группам, следует также упомянуть псалмы мудрости, песни восхождения и царские псалмы .

Песни восхождения – псалмы, исполнявшиеся паломниками при восхождении на гору Сион.

Царские псалмы – псалмы, описывающие важные события из царской жизни, к примеру, восхождение на трон.

Толкование Псалтири.

Во многих изданиях Псалтыри содержаться толкования псалмов. Из древних толкований особой популярностью пользуются толкования:

  • Иоанна Златоуста,
  • Амвросия,
  • Августина,
  • Феодорита Кирского,
  • Евфимия Зигабена.

Из новых толкований:

  • Толюка,
  • Эвальда;
  • Епископа Феофана,
  • Протоиерея Вишнякова.

Ни в одной ветхозаветной книге личная вера в Бога не показывается так многообразно, как в книге Псалтирь. Книга Псалтырь представляет собой сборник религиозной поэзии. Многие псалмы Псалтири обращены к Богу и являют собой отражение личного религиозного чувства. Псалмы отражают радость от возможности общения с Богом. Посредством псалма человек может выразить благоговение перед Богом. В псалмах отражена и народная мудрость.

Литературные особенности Псалтыри.

Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.

Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:

  • Прославления Бога,
  • Мольбы (псалмы 6, 50),
  • Жалобы (псалмы 43, 101),
  • Проклятья (псалмы 57, 108),
  • Исторические псалмы (105),
  • Брачная песня (44),
  • Философские псалмы (8),
  • Гимны (103) и пр.

Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.

Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.

В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:

  • Ломоносов,
  • Сумароков,
  • Державин,
  • Глинка и др.

Особенности языка Псалтири.

  1. Ассоциативность,
  2. Образность,
  3. Символизм,
  4. Иносказательность,
  5. Эмоциональность.

Псалтырь в Иудаизме.

Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112-117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.

Псалтирь в православии

В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.

Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.

Псалтирь у католиков.

В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.

Псалтирь в исламской традиции.

В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.

Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь -книга молитв. Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.

Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15). Первые псалмы были написаны еще до Давида (Пс 28), а часть из них — самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ЛЕДАВИД », слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LХХ и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114 - 115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114 - 115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146 - 147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1-8 , 148-150 , а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр. Библии сдвинута на единицу.

Псалтирь как бы являет собой синтез всего многообразия духовной жизни Ветхого Завета и его истории. В псалмах мы слышим и скорбные голоса гонимых праведников, и хвалебные гимны народа, уповающего на Бога. Псалтирь повествует о великих деяниях Господних и прославляет Его Царство, на престол которого поставлен сын Давидов (прообраз Христа). Псалмы содержат размышления о добре и зле, о грехе и возмездии. Из ветхозаветной Церкви псалмы перешли в богослужение Церкви Нового Завета. Судьбы праведников Израиля становятся теперь прообразом судеб всех верных, которые совершают свой жизненный путь среди скорбей и искушений, но в твердой надежде на Бога.

1. Бог в мироздании и истории (Пс 64 , , , )

89. 2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы,
и Ты образовал землю и вселенную,
и от века до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление
и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет,
как день вчерашний, когда он прошел,
и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон,
как трава, которая утром вырастает,
утром цветет и зеленеет,
вечером подсекается и засыхает.
7 Ибо мы исчезаем от гнева Твоего,
и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою
и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем;
мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет,
а при большей крепости — восемьдесят лет;
и самая лучшая пора их — труд и болезнь,
ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего
и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши,
чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе?
Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею,
и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,
за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое
и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,
и в деле рук наших споспешествуй нам,
в деле рук наших споспешествуй.

Пс 64 . Бог — Владыка истории и природы.
89
. Бог — единственный, Кто обладает бытием. Мир всё получает от Него.
138
. Всеведение и правда Божия.
148 . Вселенная и человек приносят благоговейную хвалу Создателю.

2. Уроки Священной истории (Пс 43 , , , , , , 104–106 , , , )

99 . 1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием;
идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог,
что Он сотворил нас, и мы — Его,
Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием,
во дворы Его с хвалою.
Славьте Его, благословляйте имя Его.
5 Ибо благ Господь:
милость Его вовек,
и истина Его в род и род.

Пс 43 . Ягве создал народ Свой, но Он же и взыскивает с него.
67 . Псалом начинается возгласом, который сопровождал шествие ковчега (Числ 10.35 ). Ягве — Спаситель и Судия народа.
77 . Грехи верующих и долготерпение Божие.
80 . Призыв к верности Творцу.
94. Недостойные не войдут в землю обетованную. Ст. 3: в данном случае "боги" (евр. ЭЛОГИМ ) — это ангелы.
99 . Бог — Создатель Своей Церкви.
106 . Ягве — Властитель истории и Освободитель народа.
131 . Бог — Избавитель от рабства.
134 . Псалом об избранничестве.
135 . Неотменимость Божиих обетований.

3. Псалмы Давида (Пс 2 , , , )

31. 1 Блажен, кому отпущены беззакония
и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха
и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои
от вседневного стенания моего.
4 Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя;
свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой
и не скрыл беззакония моего;
я сказал: "исповедаю Господу преступления мои";
и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник
во время благопотребное,
и тогда разлитие многих вод
не достигнет его.
7 Ты покров мой;
Ты охраняешь меня от скорби,
окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя
на путь, по которому тебе идти;
буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный,
которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами,
чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому,
а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные;
торжествуйте, все правые сердцем.

Пс 2 . Власть помазанника Ягве, усыновленного Богом.
17 . Бог спасает помазанника и ревнует о правде.
29 . Власть помазанника всецело зависит от власти Царя — Ягве.
31 . Покаяние царя.

4 . Царь из рода Давидова - помазанник Божий
(Пс 19 , , , , , , , , )

23 Господня земля и всё, что на ней,
вселенная и все народы ее;
Он сам на пучинах утвердил ее,
на потоках поставил ее.
Кто взойдет на гору Его,
встанет на святом месте Его?
Чьи руки неповинны, кто сердцем чист,
кто не возлюбил суеты
и клятвою лжи не скреплял.

Его благословит Господь,
Бог-Спаситель оправдает его;
кто ищут Господа, таковы,
ищут, Боже Иакова, лица Твоего.

Поднимитесь, косяки врат,
и Царь славы войдет!

Царь славы — кто есть Он?
крепкий и могучий Господь,
могучий во бранях Господь!

Поднимитесь, косяки врат,
древние двери, раздайтесь ввысь,
и Царь славы войдет!

Царь славы — кто есть Он?
Господь воинств, Господь сил,
Царь славы есть Он.

Псалмы, приуроченные к торжествам интронизации, написаны до Плена . Царь из дома Давидова — прообраз грядущего истинного Мессии.

Пс 19 . Сила помазанника не в человеческом оружии, а в небесной помощи.
23 . Ст . 7-10 приурочены, как полагают толкователи, к торжеству перенесения Ковчега в Храм.
44 . Прославление помазанника.
60 . Господь — защитник сына Давидова.
71 . Свойства истинного сына Давидова. Утверждение Сионского Завета.
109 . Мессия, подобно Мелхиседеку, будет не только Царем, но и ходатаем за людей — первосвященником (см. Быт 14.18 ). Мессия назван Господом; на эти слова ссылается Христос в беседе с книжниками в Мф 22.44 .
131 . Надежда на Сионский Завет, возродившийся в час испытаний.
143 . Ничтожество человека и милость Бога-спасителя.
149 . Гимн, сложенный, вероятно, к празднику новолетия.

5. Псалмы о Сионе (Пс 9 , , , , )

Неприкосновенность Сиона понималась как знак неотменимости обетований Божиих. Однако благоволение к Сиону возможно только при условии, что люди соблюдают Завет Господень.

Пс 9 . Справедливость суда Божия.
45 . Сион — скала верных.
47 . Бог спасает народ от врагов его. 45 и 47 псалмы, возможно, относятся к 701 г.
75 . Тщетность вражеских попыток сокрушить оплот веры.
86 . Грядущий Иерусалим — Община верных.

6. Бог - единственный истинный Царь (Пс 28 , , , , , , , )

95. 1 Воспойте Господу песнь новую;
воспойте Господу, вся земля.
2 Пойте Господу, благословляйте имя Его,
благовествуйте со дня на день спасение Его.
3 Возвещайте в народах славу Его,
во всех племенах чудеса Его.
4 Ибо велик Господь и достохвален,
страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы,
а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его,
сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов,
воздайте Господу славу и честь.
8 Воздайте Господу славу имени Его,
несите дары и идите во дворы Его.
9 Поклонитесь Господу во благолепии святыни.
Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует!
потому тверда вселенная, не поколеблется.
Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса, и да торжествует земля;
да шумит море и что наполняет его.
12 Да радуется поле и всё, что на нём,
и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идет,
ибо идет судить землю.
Он будет судить вселенную по правде,
и народы — по истине Своей.

Основой библейского учения об обществе является исповедание веры в Бога как единственного истинного Царя. Человек со всем, что он совершает и чем живет, принадлежит Творцу. Нет никакой области существования людей, которая не была бы подвластна Богу. В истории это Царство Божие находится в становлении. Полностью оно осуществится лишь в конце времен.

Пс 28 . Сыны Божии здесь ангелы. Псалом говорит о космической власти Творца.
46 и 66 . Ягве — Владыка всех народов земли.
95 . Провозглашение Царства Господня всему миру. Псалом, возможно, написан Исайей Вторым или под его влиянием.
97–98. Величие вселенского Царства Ягве.
112 . Бог — Царь всех народов.
114 . Вечность Царства Божия.

7. Истинное богослужение. Ягве - Бог правды и милосердия (Пс 49 , , , )

Эти псалмы перекликаются с проповедью пророков VIII-VI вв. Они учат, что подлинное служение Богу не может ограничиваться обрядами, ибо основа его — верность нравственным заветам Откровения.

102 Благослови Господа, душа моя,
и всё, что во мне, — имя святое Его;
благослови Господа, душа моя,
и не забывай всех даров Его.
Он прощает все беззакония твои,
исцеляет все недуги твои,
избавляет от истления жизнь твою,
милостью и щедротами венчает тебя,
насыщает благами зрелость твою;
как у орла, обновится юность твоя!

Милость творит Господь,
теснимых защищает права;
открыл Он Моисею пути Свои,
сынам Израилевым — деяния Свои:
щедр и милостив Господь,
долготерпелив и благ весьма,
прогневается не до конца,
и враждует не вовек.

Не по беззакониям нашим сотворил Он нам,
и не по грехам нашим воздал Он нам;
но как высоки небеса над землей,
сильна милость Его к боящимся Его;
как восток от запада далек,
беззакония наши отдалил Он от нас;
как милует отец детей,
милует Господь боящихся Его.
Ибо знает Он состав наш,
памятует, что мы — персть.

Человек — дни его подобны траве,
как цвет полевой, отцветают они;
повеет над ним — и нет его,
и не узнает его место его.

Но милость Господня от века и вовек
к боящимся Его,
и правда его на сынах сынов
тех, кто хранит завет Его,
кто помнит заповеди Его
и претворяет их в дела.

Господь воздвиг престол Свой на небесах,
и всё объемлет царство Его.
Благословите Господа, все Вестники Его,
сильные, творящие слово Его,
внемля звуку слова Его.
Благословите Господа, все воинства Его,
слуги Его, творящие волю Его!
Благословите Господа, все дела Его,
на всяком месте владычества Его!
Благослови Господа, душа моя!

8. Падение Израиля и Иудеи (Пс 59 , , , , )

Псалмы, родственные по духу Книге Плача. Они говорят о том, что бедствия народа — результат его духовного падения.

Пс 59 . Судьба земли в руках Божиих.
73 . Псалом написан вскоре после падения Иерусалима в 587 г.
78 . Псалом написан ок. 587 г.
79 . Псалом написан, вероятно, в Самарии, когда она была осаждена ассирийцами ок. 723 г.
107 . Вариант Пс 59 .

9. Плен и освобождение (Пс 50 , , , , , , , , , )

146 Аллилуйя!

Ибо * благо — Богу нашему петь,
сладко это и уместна хвала.

Господь созидает Иерусалим,
изгнанников Израиля сбирает Он,
врачует тех, кто сердцем сокрушены,
перевязывает раны их,
исчисляет множество звезд,
и всем им дает имена.
Велик Господь наш, обильна сила Его,
неизмерим разум Его.
Смиренных возвышает Господь,
а грешных низвергает до земли.

Пойте Господу славу чередой,
бряцайте Богу нашему на струнах, —
Тому, кто кроет небо в облаках,
уготовляет для земли дожди,
взращивает травы на горах,
подает скоту пищу его,
и корм воронятам, вняв их вопль.

Не на силу коня смотрит Он,
не к прыти мужа благоволит;
благоволит Господь к боящимся Его,
к тем, кто уповает на милость Его.

Восславь Господа, Иерусалим,
Сион, восхвали Бога твоего!
Крепит Он вереи ворот твоих,
благословляет посреди тебя сынов твоих,
водворяет мир в пределах твоих,
обилием злака насыщает тебя.

Шлет Он на землю глагол Свой,
скоро долетает слово Его;
подает Он снег, как волну,
рассыпает иней, как золу,
кусками мечет Он град,
перед морозом Его кто устоит?
Пошлет слово Свое, и тает всё,
повеет ветром Своим, и воды текут.

Возвестил Он Иакову слово Свое,
Израилю — уставы и законы Свои.
Не с каждым народом поступил Он так,
и законов Его не знают они.

Аллилуйя!

* Для того, чтобы понять смысловую связь этого "ибо" с предыдущим словом, необходимо помнить, что привычный для нас возглас "аллилуйя" совершенно отчетливым для носителей древнееврейского языка образом означает: "хвалите Господа".

10. Песни паломников (Пс 83 , 119–124 , , , , )

Эти псалмы пелись во время путешествий богомольцев в Иерусалим.

83 Как желанны обители Твои,
Адонаи, Господи сил!

Истаевает душа моя,
алчет покоя дворов Твоих;
ликует во мне сердце мое,
торжествует плоть моя
в радости о Боге живом.

Вот, и пташка находит себе приют,
и ласточка — укром для птенцов своих;
а мне — алтари Твои, Боже сил,
мой Царь и мой Бог!

Благо живущим в дому Твоем,
кто без устали славят тебя!

О, благо тому, чей оплот в Тебе,
кто нашел стезю к Тебе в сердце своем!

Проходят странники юдолью слёз,
и становится она источником вод,
и благодатью одевают ее
проливающиеся дожди.
От силы к силе пройдут они,
явится на Сионе Бог богов.

Господи сил! Услышь молитву мою,
Боже Иакова, внемли!

Боже, оплот наш, обрати взор!
Призри на Помазанника Твоего.

Ибо единый день во дворах Твоих
лучше тысячи дней;
лучше мне у порога стоять
в дому Господа моего,
нежели обрести приют
во обителях греха.

Господь Бог — солнце и щит,
милость и честь подаст Господь;
не откажет ни в едином из благ
ходящим в простоте своей.

Адонаи, Господи сил!
Блажен, кто уповает на Тебя.

120 Подыму взоры мои к горам —
оттуда придет помощь ко мне.
От Господа помощь мне,
от Создателя небес и земли!

Он не даст оступиться твоей стопе,
не забудется дремотой Хранитель твой;
о, не задремлет, не уснет,
Кто Израиля хранит!

Господь хранит тебя, от Господа тень
осенит десницу твою.
Не будет тебе днем от солнца вреда,
ни от луны в ночи.

Господь хранит тебя от всякого зла,
хранит душу твою.
Выходишь иль входишь — с Тобою Господь,
отныне и вовек.

122 К Тебе возвожу очи мои,
Сущий на небесах!

Вот, как очи рабов —
на руки их господ,
как очи рабы —
на руку ее госпожи,
так очи наши — к Господу, Богу нашему,
доколе Он не помилует нас.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас,
довольно уж презрением насытились мы;
довольно уж пресытилась душа
издевками от тех, кто надмен,
и презрением от гордецов.

132 О, как сладко, как хорошо,
братьям совместно пребывать, —

как многоценный елей на главе,
что каплями стекает на браду,
на Ааронову браду,
стекает на края ризы его, —

как роса от Ермонских высот,
что нисходит на Сиона холмы:
ибо там даровал Господь
благословение и жизнь вовек.

11. Добро и зло перед лицом Божиим
(Пс 11 , , , , 33–35 , , , , , , , , , )

13. 1 Глупец сказал себе: "Бога нет!"
И люди развратились, мерзость творят,
добра не делает никто.

2 Господь с небес взглянул на людей:
есть ли среди них разумный?
Хоть кто-нибудь ищет Бога?

3 Все они свернули с пути,
все вместе погрязли в пороке!
Добра не делает никто,
ни один человек.

4 Неужели не знают они, что делают зло?
Пожирают народ мой, словно хлеб!
Господа не призывают.

5 Нагрянет к ним ужас: с праведными Бог!
6 Чаяния бедного для вас ничто,
но прибежище его — Господь.

7 Кто пошлет с Сиона спасение Израилю?
Вернёт Господь Свой народ из плена —
и возликует Иаков, возвеселится Израиль!

91 Сладко Господа благодарить,
Имени Твоему, о Вышний! бряцать,
возвещать поутру милость Твою,
и верность Твою — в ночи,
на цитре и на десяти струнах,
с песнею под звоны арф.

Радость мне, Господи, дела Твои,
я ликую о творениях рук Твоих.
Как дивны, Господи, творения Твои!
Весьма глубоки мысли Твои.
Малоумный не постигнет их,
и несмысленный не поймет.

Пусть разрастаются, как трава,
пусть процветают творящие зло, —
это к погибели навсегда;
Ты же, Господи, возвышен вовек.
Ибо вот, Господи, враги Твои,
ибо вот, сгинут враги Твои,
расточатся все творящие зло.

А мой рог возносишь Ты,
как единорога рог,
елеем свежим я умащен;
смотрит око мое на врагов моих,
и о злых, что ополчаются на меня,
слушают весть уши мои.

Как пальма, праведный процветет,
возвысится, как ливанский кедр, —
насажденные в Господнем дому,
во дворах Бога нашего процветут;
и в старости будут плодоносить,
не иссякнет в них сок —
во свидетельство, что прав Господь,
скала моя,
и что неправды нет у Него.

126 Если дома не строит Господь —
к чему строителей труды?
Если града не хранит Господь —
к чему бодрствует страж?, , 139–142)

15. 1 Храни меня, Боже!
Прибежище мое — у Тебя.
2 Сказал я Господу: "Владыка!
Всё счастье моё — в Тебе".

3 К Святым на земле, к Великим —
лишь к ним влечёт.
4 А кто спешит к другому —
умножит свою скорбь.

От меня возлияний кровавых
не дождутся они.
И даже имен их уста мои
не произнесут.

5 Доля и чаша моя — Господь!
Ты — опора в судьбе моей.
6 Отмерен надел мне на землях желанных.
Как прекрасны владенья мои!

7 Благословен Наставник мой — Господь!
А ночью мне сердце советы даёт.
8 Живу — и Господь всегда предо мной.
Справа от меня — Он, и не дрогну я.

9 Веселится сердце, моя слава ликует,
и плоти моей опасность не грозит!
10 Не оставишь Ты меня, в Шеол не отправишь,
за верность мою от могилы спасёшь.

11 К жизни путь укажи!
Полная радость — с Тобой!
В Твоей правой руке —
желанное счастье навек.

37 Господи! не в ярости Твоей обличай меня,
и не во гневе Твоем карай меня;
ибо стрелы Твои вошли в меня,
и тяжка на мне рука Твоя.

Нет целого места в плоти моей
по причине гнева Твоего,
нет покоя в костях моих
по грехам моим;

ибо беззакония мои превысили главу мою,
как тяжкое бремя гнетут меня;
смердят и гноятся раны мои
по безумию моему;
согбен я и поник весьма,
весь день скорбен хожу,
ибо недугом полны чресла мои,
нет целого места во плоти моей.
Расслаблен я и весь разбит,
вопию от смуты сердца моего.

Господи! пред Тобою все желание мое,
и стенание мое открыто Тебе.
Содрогается сердце мое,
и оставила меня сила моя;
и свет очей моих — всё ушло от меня.

Други мои, сотоварищи мои
отступили от беды моей,
и ближние мои встали вдали;
но ищущие души ставят силки,
умышляющие мне зло рекут смерть,
целодневно готовят ков.

Я же не слышу, как глухой,
как немой, не отверзаю уст моих;
да, я как тот, у кого слуха нет,
и нет ответа в его устах.

Ибо на Тебя, Господи, надежда моя;
Ты услышишь, Господи, Боже мой!

Я сказал: да не порадуются обо мне
враги мои,
да не похвалятся обо мне,
когда оступится стопа моя!

Ибо к ранам я готов,
и скорбь моя предо мною всегда,
я возвещаю беззаконие мое
и печалуюсь о грехе моем.
Меж тем враги мои живут и сильны,
и умножились, кто без вины ненавидят меня,
воздают мне злом за добро,
враждуют за то, что ищу я добра.

Не оставь меня, Господи, Боже мой!
Не отступи от меня!
Поспеши на помощь мне,
Господи, спасение мое!

90 Ты, что у Вышнего под кровом живешь,
под сенью Крепкого вкушаешь покой,
скажи Господу: "Оплот мой, сила моя,
Ты — Бог мой, уповаю на Тебя!"

Ибо Он избавит тебя от сети ловца
и от язвы злой,
Своими крылами осенит тебя,
и под сенью перьев Его найдешь укром.
Щит твой и доспех твой —
верность Его!

Не убоишься ни страхов ночных,
ни стрелы, летящей во дни,
ни язвы, крадущейся во мгле,
ни мора, что в полдень мертвит.
Тысяча падет подле тебя,
и десять тысяч — одесную тебя,
но к тебе не подойдет;
лишь очами твоими будешь взирать,
возмездие безбожным созерцать.

"Господь — упование мое!" — сказал ты,
Вышнего избрал оплотом твоим;
не приключится с тобою зла,
и не тронет бич шатра твоего.
Ибо Вестникам Своим поручил Он тебя,
чтоб хранили тебя на всех путях твоих;
на руки подымут они тебя,
чтоб о камень не преткнулась твоя стопа;
на аспида и змия наступишь ты,
будешь льва и дракона попирать.

– Он приник ко Мне, и избавлю его,
возвышу его, ибо познал он имя Мое,
воззовет ко Мне, и отвечу ему,
с ним буду в скорбях,
избавлю и прославлю его,
долготою дней насыщу его, Кто хранит верность вовек,
для утесняемых вершит суд,
алчущим подает хлеб;

Господь выводит узников на свет,
Господь отверзает очи слепцам,
Господь выпрямляет тех, кто согбен,
Господь праведным благоволит,
Господь пришельцев хранит,
помогает сироте и вдове,
но искривит неправедных путь.

Царствует Господь вовек,
Бог твой, о Сион, — в род и род.