Кто провел реформу календаря из римских пап. Римский календарь. Дела Григория XIII

Согласно реформе Юлия Цезаря, три года должны были иметь продолжительность 365, а четвертый - 366 суток.(високосный год). В силу этого, календарь должен был быть очень точным и давать погрешность не более одного дня в каждые 128 лет.

Однако в первые годы введения юлианского календаря понтифики неверно применяли данное правило. Дополнительный день они вставляли не через три года на четвертый, а каждый третий год. Данная ошибка длилась довольно долго - в течение 36-ти лет, за время которых накопились целых лишних три дня. Ошибку надо было исправлять, что и было сделано императором Августом, постановившим не вставлять дополнительные дни в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

В силу столь длительной ошибки, нормальное функционирование юлианского календаря началось с 1 марта 4 г. н.э. Сенатом в благодарность императора Августа за исправление календаря, месяц Секстилиус был переименован в Августус. Однако император Август захотел к тому же, чтобы месяц Августус имел длину не менее месяца Юлия Цезаря, а именно,был длиной в 31 день.Чтобы сделать свой месяц длиной в 31 день, император Август из февраля удалил один день, а длины остальных месяцев сдвинул таким образом, чтобы в августе был 31 день. Эти изменения, а также римские названия месяцев, сохранились до настоящего времени.

Юлианский календарь был простым и удобным в применении, а также достаточно точным, в силу чего употреблялся в течение очень длительного срока, составившего полтора тысячелетия. Однако, как уже говорилось выше, данный календарь также был неточен - погрешность данного календаря составляла одни сутки за 128 лет. Таким образом получалось, что в начале нашей эры весеннее равноденствие происходило 23 марта, а через 400 лет - на трое суток раньше.

Со времени Юлия Цезаря до Никейского Собора (325 г.) расхождение составило уже трое суток, получалось, что астрономический момент весеннего равноденствия переместился с 24 марта на 21. Никейский Собор утвердил 21 марта днем весеннего равноденствия. Но поскольку причина расхождения устранена не была, погрешность календаря продолжала накапливаться, и к концу XVI века дата весеннего равноденствия сместилась уже на целых 10 суток, с 21 на 11 марта. В 1582 году римский папа Григория XIII провел реформу календаря, восстановив дату весеннего равноденствия 21 марта. Для этого из календаря были "выкинуты" лишние дни, и следующим после 4 октября 1582 года днем был объявлен 15 октября. Введенный календарь, в честь римского папы Григория XIII, был назван григорианским календарем.


Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи)

Григорий XIII.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 - 1585.IV.10

Григорий XIII (1502-85), римский папа с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Русском государстве. Провел реформу календаря (1582).

Григорий XIII (1.I.1502 - 10.IV.1585) - римский папа с 1572 года, один из вдохновителей европейской католической реакции, сменившей Реформацию. При участии Григория XIII победила контрреформация в Германии и Польше, Григорий XIII материально поддерживал католиков во Франции. Он пытался создать франко-испанскую коалицию против Англии с целью разбить там протестантов и оторвать от Англии Ирландию; но эти попытки постигла неудача, так же как и стремление Григория XIII насадить католицизм в России (миссия Поссевина 1581 года), Японии, Китае. При Григории XIII усилились иезуиты, возросла роль папских нунциев, ставших проводниками реакционной папской политики. Григорий XIII провёл реформу летосчисления (Григорианский календарь; см. в ст. Календарь ).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источники: Вержбовский Ф. Ф., Викентий Лаурео, Мондовский епископ, папский нунций в Польше 1574-78 и его неизданные донесения... статс секретарю папы Григория XIII..., собр. и изд. Ф. Вержбовским, Варшава, 1887.

Григорий XIII, Папа Римский. Gregorius Tertius Decimus. Мирское имя: Уго Бонкомпаньи. Происхождение: Болонья (Италия). Годы жизни: 7 января 1502 - 10 апреля 1585 Годы понтификата: 13 мая 1572 - 10 апреля 1585.

Уго Бонкомпаньи изучал церковное и гражданское право в университете Болоньи, а, получив степень доктора, остался в нем преподавать. Среди его учеников были известные впоследствии кардиналы Алессандро Фарнезе, Кристофоро Мадруцци, Отто Трахсесс фон Вальдбург, Реджинальд Поул, Карло Борромео и Станислав Хозюш. В 1539 г. кардинал Париццио призвал Уго в Рим, где Павел III назначил его судьей Капитолия и папским аббревиатором. Бонкомпаньи присутствовал на Тридентсокм соборе как юрист. Впоследствии он занимал различные должности в курии, получив первое посвящение лишь в 1558 г., вновь работал на Тридентском собору, но уже как представитель папы, и в 1564 г. получил кардинальскую шапку. После смерти Пия V Уго был избран папой и взял имя Григорий XIII. Григорий первым делом утвердил Конституцию Пия V и создал комитеты по борьбе со злоупотреблениями в курии и по ведению "Индекса запрещенных книг". Один день в неделю папа посвящал приему посетителей, и любой желающий мог попасть к понтифику. Григорий назначил 34 кардинала. В целом он относился к назначениям очень ответственно. Несмотря на то, что он дал кардинальские шапки двум своим племянникам, его нельзя обвинять в кумовстве. Папа считал племянников действительно достойными этого звания в отличие от внебрачного сына Джакомо, который был всего лишь гонфалоньером. Лучшим средством для борьбы с протестантством и распространения веры Григорий считал качественное обучение священников и миссионеров. Он основал в Риме по меньше мере 23 коллегии и семинарии, во главе которых, как правило, стояли иезуиты, которым папа особо симпатизировал. В этих учебных заведений готовили пастырей для Англии, Германии, Шотландии и многих восточных стран. Так, например, в 1585 г. Григорий принял послов от трех японских правителей, обращенных в христианство, и послал с ними несколько миссионеров-иезуитов. Для защиты позиций католической церкви в Германии была создана специальная Конгрегация по немецким делам и учреждены постоянные нунциатуры (посольства) в Вене и Кёльне. В 1576 г. Григорий послал в Швецию иезуита Ларса Нильссона, которому даже удалось склонить Юхана III к католицизму, но несколько лет спустя король вновь поменял свои религиозные взгляды. Григорий послал две военные экспедиции в Англию для свержения Елизаветы I, но обе они оказались неудачны. Неприязнь Григория к протестантам была так велика, что он одобрил резню гугенотов, организованную Католической Лигой в Париже (Варфоломеевскую ночь) и отслужил благодарственный молебен, хотя к организации расправы он, конечно, был непричастен. Однако самым известным актом Григория XIII, безусловно, является реформа календаря. К XVI в. календарь, составленный при Юлии Цезаре, отставал от солнечного года на две недели. В 1578 г. большинство католических стран приняло новый, григорианский, календарь. Непосредственно с реформой календаря было связано исправление списка римских мучеников в 1580 - 1584 гг. Помимо коллегий и семинарий Григорий построил в Риме часовню в соборе св. Петра, зернохранилище, несколько фонтанов и заложил дворец Квиринал, который планировалось использовать в качестве резиденции вместо Ватикана. За заслуги Григория в украшении города римляне поставили ему памятник.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Дела Григория XIII

Это был выдающийся иерарх, аскет в личной жизни. Но в его нравственные правила входило «насилие во имя добра». Это был тот период, когда католичество вело ожесточенную борьбу с протестантством, переходя от защиты к контрнаступлению. Григорий XIII начал свое правление с организации Варфоломеевской ночи, так как считал гугенотов врагами Бога, подлежащими уничтожению. Он принял голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и приказал выбить по этому случаю медаль, как император после блистательной победы. Он считал, что провел великолепную операцию, удалил омертвевшие ткани и спас организм от заражения и гангрены. Для самих гугенотов он считал лучшим пострадать на земле и этим отчасти искупить грехи, чем распространять лжеучение и идти в ад. Он отлучил от церкви английскую королеву Елизавету, чтобы снять с ее подданных присягу верности.

Он помог Филиппу Испанскому потопить в крови восстание в Нидерландах, боясь, что власть перейдет к протестантам. Он засылал иезуитов в протестантские страны - Англию и Нидерланды - под видом учителей и воспитателей. Он заложил основы унии на Западной Украине через привлечение православных в католические семинарии, которыми руководили иезуиты. При этом в тайных циркулярах запрещалось поощрять переход православных в католичество. Более выгодным считалось иметь сторонников католичества среди самих православных, чем явных католиков, которые не могли оказывать влияния на народ.

Римская церковь была канонически оторвана и мистически отключена от Церкви Вселенской. В новом календаре солнечно-планетарная система выделена и исключена из космоса. В самой Католической церкви центром стали Рим и папа. А в новом календаре единственным ориентиром - Солнце. Римская церковь, ориентируясь на мирскую цивилизацию и культуру, эволюционировала и менялась. В григорианском календаре истинный год, космическое время подменено меняющимся земным временем, зависящим от движения точек равноденствия и от ускорения этого движения. Для Церкви-государства нужен земной календарь.

От симфонии юлианского календаря в григорианском календаре остались только два цикла: день и год, стальные созвучия были разрушены. Многим людям кажется, что чередование простых и високосных годов сохранилось, но это не так. Из четырех столетий выпали три високосных года. Пульс календаря стал аритмичен. Некоторые астрономы - современники Григория XIII - считали, что григорианский календарь является порчей юлианского. Но дело обстояло сложнее. Были подменены главные принципы и ориентиры юлианского календаря. Григорианский календарь игнорирует космос. Струны космоса у него порваны, осталась только одна струна времени, натянутая между Землей и Солнцем.

Рафаил (Карелин) архимандрит. Календарный вопрос. «Христианство и модернизм» М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000, сс. 39-41).

Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические).

Системы летосчисления (справочная статья и список литературы).

Родился в богатой купеческой семье, учился в Болонском университете, где в 1530 г. получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque jure).

В 1531—1539 гг. преподавал в университете. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561—1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica, а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери, при котором Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии римских корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки официального издания «Corpus juris canonici».

После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кардинала Антуана Гранвелы, в то время вице-короле Неаполитанского и приближенного испанского короля Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации, Папа Григорий XIII подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Папа Григорий XIII вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

Заявляя о себе как о противнике непотизма, Папа Григорий XIII тем не менее назначил кардиналами племянников — Филиппа Бонкомпаньи (со 2 июня 1572) и Филиппа Ваставиллано (с 5 июля 1574), 3-му племяннику в сане было отказано. Брату Папа Григорий XIII, обратившемуся с просьбой к папе о денежном вспомоществовании, был запрещен доступ в Рим. Папа Григорий XIII был последним папой, о котором точно известно, что он имел внебрачных детей — сын Джакомо род. до принятия Уго Бонкомпаньи сана священника. Папа Григорий XIII устроил брак сына с графиней Сфорца и возвел в должность управляющего замком Св. ангела и гонфалоньера Римской Церкви (главнокомандующего войсками Папской области).

Папа Григорий XIII уже в день избрания сообщил послам Испании и Португалии, что намерен продолжить борьбу против турок, начатую его предшественниками, и предоставить помощь Священной антитур. лиге, организованной папой Пием V. Однако конфликт между участниками лиги, прежде всего Испанией и Венецией, которые заключили сепаратные мирные договоры с Османской империей (Венеция в 1573, Испания в 1581), помешал достичь какаих-лмбоспехов в борьбе с османской угрозой. Основным направлением политики Папы Григорий XIII стала борьба с распространявшимся протестантизмом.

Папские легаты действовали при дворах Франции, Испании, Португалии, в немецких княжествах, в Швеции и в Польше, стремясь любой ценой сдержать Реформацию. Традиционно считается, что папа положительно воспринял известие о Варфоломеевской ночи (24 авг. 1572), которую назвал «очень радостным событием для всего христианского мира» (Romier L . La S. -Barthélemy // Revue du XVIe siècle. 1913. P. 530), победой Церкви над еретиками. Однако в современных исследованиях уточняется, что папа не только не принимал никакого участия в подготовке резни, но, более того, как юрист сожалел о том, что французскому королю Карлу IX не удалось прибегнуть к более законным методам наказания еретиков. Позднее, чтобы поддержать борьбу с гугенотами во Франции, Папа Григорий XIII благословил католиков, воевавших с «новой ересью» (15 февр. 1585). Были заключены секретные договоры с испанской инквизицией. Буллой «Antiqua Judeorum» (1581) Папа Григорий XIII распространил полномочия инквизиции на дела, связанные с иудеями и мусульманами. Согласно булле «Consueverunt Romani pontifices» (1583), были расширены категории отлучавшихся от Церкви — в их числе были не только еретики, но и пираты, бандиты, требующие выкуп, фальшивомонетчики и другие нарушители общественного спокойствия.

Большие надежды папа возлагал на союз с испанским королем против английской королевы Елизаветы I.

В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестантской Англией.

В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино, король Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польского короля Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем государстве католическую веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывшее церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Папы Григорий XIII признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой шведский король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеранскую веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), который впоследствии оказывал поддержку католическому духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением.

Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В других регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католичества Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что будующий архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

Для упрочения церковной дисциплины (это требование также было выдвинуто на Тридентском Соборе) Папа Григорий XIII провел ряд преобразований Римской курии. Стремясь контролировать процесс назначения епископов, папа потребовал составления списка тех священников, к-рые в ближайшее время при наличии вакансий могли бы получить епископский сан, с тем чтобы о кандидатах была собрана как можно более полная информация и на вакантные должности назначались бы только достойные. Были организованы конгрегация по делам епископов (в 1601 вместе с конгрегацией по делам монашествующих вошла в состав конгрегации по делам епископов и монашествующих) и конгрегация церемониала (1572). Была изменена финансовая структура католич. Церкви, контроль над доходами передали Апостольской палате (Camera apostolica). Папа Григорий XIII заложил основу буд. конгрегации по распространению веры (Propaganda fidei) — комитету из 3 кардиналов поручалось руководство католич. миссиями на Востоке по поддержанию католиков вост. обряда в каноническом общении с Римским престолом и распространению католич. веры среди правосл. населения. С этой же целью Папа Григорий XIII способствовал публикации катехизиса католической Церкви на восточных языках. Миссионерская деятельность католических монашеских орденов на неевропейских территориях получила поддержку со стороны Папа Григорий XIII. Иезуиты начали активную миссионерскую деятельность в Китае, Японии, получив папскую привилегию и являясь единственным орденом, который мог вести проповедническую деятельность на этих землях, а также в Перу, в Мексике, в Вост. Африке и на Ближ. Востоке. Папа предоставил значительную финансовую помощь иезуитскому коллегиуму в Японии. Миссии августинцев и францисканцев работали на Филиппинских о-вах, в 1579 г. там было основано Манильское еп-ство.

В кон. 1577 — нач. 1578 г. в Риме находился яковитский Антиохийский патриарх Игнатий Наматалла, с к-рым были начаты переговоры о заключении церковной унии Римско-католической Церкви и древневосточных Церквей (Сирийской (яковитской), Коптской и Эфиопской). Унии были заключены уже после смерти Папы Григорий XIII.

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Папе Григорию XIII с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским государством и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из которых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии.

Следуя программе Собора по возрождению католического духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Папа Григорий XIII утвердил орден ораториан, а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов, проведенную Терезой Авильской, в результате которой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов.

Папа Григорий XIII поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католической Церкви «Cоrpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений.

В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-иверситетов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 — обычные годы; 1600, 2000 и 2400 — високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний. Новый календарь, который получил по имени Папа Григорий XIII название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство Константинопольскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 г. на Соборе в Константинополе это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Папа Григорий XIII более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католического церковного образования — при Римской коллегии были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год («annus sanctus»), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца.

Папа Григорий XIII скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра.

(1.01.1502, Болонья - 10.04.1585, Рим; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572). Род. в богатой купеческой семье, учился в Болонском ун-те, где в 1530 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroque jure). В 1531-1539 гг. преподавал в ун-те. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561-1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica , а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери (см. Пий V), при к-ром Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии рим. корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки офиц. издания «Corpus juris canonici».

После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кард. Антуана Гранвелы, в то время вице-кор. Неаполитанского и приближенного испан. кор. Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации , Г. подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Г., вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

Заявляя о себе как о противнике непотизма , Г. тем не менее назначил кардиналами племянников - Филиппа Бонкомпаньи (со 2 июня 1572) и Филиппа Ваставиллано (с 5 июля 1574), 3-му племяннику в сане было отказано. Брату Г., обратившемуся с просьбой к папе о денежном вспомоществовании, был запрещен доступ в Рим. Г. был последним папой, о к-ром точно известно, что он имел внебрачных детей - сын Джакомо род. до принятия Уго Бонкомпаньи сана священника. Г. устроил брак сына с графиней Сфорца и возвел в должность управляющего замком Св. ангела и гонфалоньера Римской Церкви (главнокомандующего войсками Папской области).

Г. уже в день избрания сообщил послам Испании и Португалии, что намерен продолжить борьбу против турок, начатую его предшественниками, и предоставить помощь Священной антитур. лиге, организованной папой Пием V. Однако конфликт между участниками лиги, прежде всего Испанией и Венецией, к-рые заключили сепаратные мирные договоры с Османской империей (Венеция в 1573, Испания в 1581), помешал достичь к.-л. успехов в борьбе с османской угрозой. Основным направлением политики Г. стала борьба с распространявшимся протестантизмом. Папские легаты действовали при дворах Франции, Испании, Португалии, в нем. княжествах, в Швеции и в Польше, стремясь любой ценой сдержать Реформацию . Традиционно считается, что папа положительно воспринял известие о Варфоломеевской ночи (24 авг. 1572), к-рую назвал «очень радостным событием для всего христианского мира» (Romier L . La S.-Barthélemy // Revue du XVIe siècle. 1913. P. 530), победой Церкви над еретиками. Однако в совр. исследованиях уточняется, что папа не только не принимал никакого участия в подготовке резни, но, более того, как юрист сожалел о том, что франц. кор. Карлу IX не удалось прибегнуть к более законным методам наказания еретиков. Позднее, чтобы поддержать борьбу с гугенотами во Франции, Г. благословил католиков, воевавших с «новой ересью» (15 февр. 1585). Были заключены секретные договоры с испан. инквизицией. Буллой «Antiqua Judeorum» (1581) Г. распространил полномочия инквизиции на дела, связанные с иудеями и мусульманами. Согласно булле «Consueverunt Romani pontifices» (1583), были расширены категории отлучавшихся от Церкви - в их числе были не только еретики, но и пираты, бандиты, требующие выкуп, фальшивомонетчики и др. нарушители общественного спокойствия.

Большие надежды папа возлагал на союз с испан. королем против англ. кор. Елизаветы I . В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино , кор. Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польск. кор. Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем гос-ве католич. веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывш. церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Г. признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой швед. король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеран. веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), к-рый впосл. оказывал поддержку католич. духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением.

Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В др. регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католич. Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что буд. архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

Для упрочения церковной дисциплины (это требование также было выдвинуто на Тридентском Соборе) Г. провел ряд преобразований Римской курии. Стремясь контролировать процесс назначения епископов, папа потребовал составления списка тех священников, к-рые в ближайшее время при наличии вакансий могли бы получить епископский сан, с тем чтобы о кандидатах была собрана как можно более полная информация и на вакантные должности назначались бы только достойные. Были организованы конгрегация по делам епископов (в 1601 вместе с конгрегацией по делам монашествующих вошла в состав конгрегации по делам епископов и монашествующих) и конгрегация церемониала (1572). Была изменена финансовая структура католич. Церкви, контроль над доходами передали Апостольской палате (Camera apostolica). Г. заложил основу буд. конгрегации по распространению веры (Propaganda fidei) - комитету из 3 кардиналов поручалось руководство католич. миссиями на Востоке по поддержанию католиков вост. обряда в каноническом общении с Римским престолом и распространению католич. веры среди правосл. населения. С этой же целью Г. способствовал публикации катехизиса католич. Церкви на вост. языках. Миссионерская деятельность католич. монашеских орденов на неевроп. территориях получила поддержку со стороны Г. Иезуиты начали активную миссионерскую деятельность в Китае, Японии, получив папскую привилегию и являясь единственным орденом, к-рый мог вести проповедническую деятельность на этих землях, а также в Перу, в Мексике, в Вост. Африке и на Ближ. Востоке. Папа предоставил значительную финансовую помощь иезуитскому коллегиуму в Японии. Миссии августинцев и францисканцев работали на Филиппинских о-вах, в 1579 г. там было основано Манильское еп-ство.

В кон. 1577 - нач. 1578 г. в Риме находился яковитский Антиохийский патриарх Игнатий Наматалла, с к-рым были начаты переговоры о заключении церковной унии Римско-католической Церкви и древневосточных Церквей (Сирийской (яковитской), Коптской и Эфиопской). Унии были заключены уже после смерти Г. (см. ст. Восточные католические Церкви).

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии.

Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан , а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов , проведенную Терезой Авильской , в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов.

Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Cоrpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений.

В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь , Пасхалия). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Г. более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католич. церковного образования - при Римской коллегии (см. ст. Григорианский университет) были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год («annus sanctus»), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца.

Г. скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра.

Ист.: Magnum bullarium romanum / Ed. L. Cherubini et. al. Luxemburgi, 1742. Vol. 2. P. 387-526; Levi della Vida G . Documenti intorno alle relazioni delle Chiese otientali con la S. Sede durante il pontificato di Gregorio XIII. Vat., 1948.

Лит.: Karttunen L . Grégoire XIII comme politicien et souverain. Helsinki, 1911; Schelnass K . Wissenschaftiche Forschungen unter Gregor XIII. für die Neuausgabe des Gratianischen Dekrets // Papsttum und Kaisertum: Forschungen z. politischen Geschichte und Geisteskultur des Mittelalters: FS P. Kehr / Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 674-690; Pastor L . Grégoire XIII: Trad. de l"allemand. P., 1938. 2 vol. (Histoire des Papes depuis la fin du Moyen Âge; 19-20); Pecchiai P . La nascità di Giacomo Boncompagni // Archivi: Archivi d"Italia e rassegna internazionale degli archivi. R., 1954. Ser. 2. Vol. 21. P. 9-47; Catalano G . Controversie giurisdizionali tra Chiesa e Stato nell"età di Gregorio XIII et di Filippo II. Palermo, 1955. (Atti dell"Accademia di Scenze, Lettere ed Arti di Palermo. Ser. 4. Vol. 15. Pt. 2. Fasc. 1); Lukács L . Die nordlichen päpstlichen Seminarien und P. Possevino (1577-1587) // Archivium Historicum Societatis Iesu. 1955. Vol. 24. P. 33-94; Polèin St . Une tentative d"Union au XVIe siècle: La mission religieuse du Père Antoine Possevin, S. J. en Moscovie (1581-1582). R., 1957. (OCA; 150); Prodi P . S. Carlo Borromeo et la trattative tra Gregorio XIII et Filippo II sulla giurisdizione ecclesiastica // Rivista di storia d. Chiesa in Italia. R., 1957. Vol. 11. P. 195-240; Cloulas I . Grégoire XIII et l"aliénation des biens du clergé de France en 1574-1575 // Mélanges de l"École Française de Rome. R., 1959. Vol. 71. P. 381-404; De" Reguardati F .-M . Il fenomeno del banditismo sotto Gregorio XIII (1572-1585) et Sisto V (1585-1590): Suoi riflessi sulla nobilità // Rivista Araldica. R., 1987. Vol. 85. P. 198-207; Jacks P . A Sacred Meta for Pilgrims in the Holy Year 1575 // Architectura. Münch., 1989. Vol. 19. P. 137-165.

Н. И. Алтухова

Римский календарь и его юлианская реформа

Календарь древних римлян . История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя, т. е. около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия. Так, первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis). Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе - матери бога Гермеса (Меркурия) - и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны (рис. 8), супруги Юпитера, был назван юниус (Junius). Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

Квинтилис (Quintilis) -«пятый»
Секстилис (Sextilis) -«шестой»
Септембер (September) -«седьмой»
Октобер (Oktober) -«восьмой»
Новембер (November) -«девятый»
Децомбер (December) -«десятый»

Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому самый древний римский календарь можно представить в виде табл. 1, а один из его образцов показан на рис. 9.

Таблица 1 Римский календарь (VIII в. до н. э.)

Название месяца

Число дней

Название месяца

Число дней

Март

31

Секстилис

30

Апрель

30

Сентябрь

30

Май

31

Октябрь

31

Июнь

30

Ноябрь

30

Квинтилис

31

Декабрь

30

Создание 12-месячного календаря. В VII в. до н. э., т. е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. Первый из них был назван январем (Januarius) - в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Название второго нового месяца, февраля, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней. Чтобы уравнять его с календарным годом греков, пришлось бы добавить к нему 50 дней, и тогда в году было бы 354 дня. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили 51 день. Однако из такого количества дней невозможно было составить 2 полных месяца. Поэтому от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней, т. е. от апреля, июня, секстилиса, сентября, ноября и декабря, отняли по одному дню. Тогда число дней, из которых образовались новые месяцы, увеличилось до 57. Из этого количества дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

Таким образом, год, содержавший 355 дней, делился на 12 месяцев с числом дней, указанным в табл. 2.

Здесь на долю февраля досталось всего 28 дней. Этот месяц был вдвойне «несчастливым»: он был короче других и содержал четное число дней. Так выглядел римский календарь за несколько столетий до н. э. Установленная продолжительность года в 355 дней почти совпадала с продолжительностью лунного года, состоявшего из 12 лунных месяцев но 29,53 дня, так как 29,53 × 12 == 354,4 дня.

Такое совпадение не случайно. Оно объясняется тем, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Жрецы приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.

Хаотичность римского календаря. Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Поэтому по продолжительности годы чередовались так:

Таблица 2
Римский календарь (VII в. до н. э.)

Название

Число

Название

Число

меоща

дней

месяца

дней

Март

31

Сентябрь

29

Апрель

29

Октябрь

31

Май

31

Ноябрь

29

Июнь

29

Декабрь

29

Кшштплис

31

Япнарь

29

Секстнлис

29

Февраль

28

355 дней

377 (355+22) дней

355 дней

378 (355+23) дней.

Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, т. е. была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению продолжительности добавочных месяцев.

Право изменять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам (понтификам), во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Они часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. По свидетельству Цицерона, жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц, подкупивших их, и укорачивали сроки для своих врагов. Время уплаты различных налогов и выполнения других обязательств также зависело от произвола жреца. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.

Очень меткую характеристику состояния римского календаря того времени мы находим у выдающегося французского писателя и просветителя XVIII в. Вольтера, который писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

Юлий Цезарь и реформа календаря . Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. Именно этот календарь с поправкой Канопского декрета Юлий Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Юлианский календарь Созигена . Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году до 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Правда, Созиген должен был знать, что греческий астроном Гиппарх примерно за 75 лет до реформы, намеченной Юлием Цезарем, установил, что продолжительность тропического года составляет не 365,25дней, а несколько меньше, но он, вероятно, посчитал это различие несущественным и потому пренебрег им.

Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Месяц мерцедоний был исключен из календаря. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено также число дней в месяцах (табл. 3).

Таблица 3
Юлианский календарь Созигена
(за 46 лет до н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Квинтилис

31

Февраль

29 (30)

Секстилис

30

Март

31

Сентябрь

31

Апрель

30

Октябрь

30

Мал

31

Ноябрь

31

Июнь

30

Декабрь

30

Следовательно, все нечетные месяцы (январь, март, май, квинтилис, сентябрь и ноябрь) имели по 31 дню, а четные (февраль, апрель, июнь, секстилис, октябрь и декабрь) - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Перед осуществлением реформы, стремясь добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, римляне прибавили к календарному году, кроме мерцедония, состоявшего из 23 дней, еще два вставочных месяца - один в 33 дня, а другой в 34. Оба эти месяца были помещены между ноябрем и декабрем. Таким образом составился год в 445 дней, известный в истории под названием беспорядочного или «года замешательства». Таким был 46-й год до н. э.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат, по предложению римского политического деятеля Марка Антония, в 44 г. до н. э. переименовал месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в июль (Julius)

Римский император Август
(63 г. до н. э.-14 г.ы. э.)

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это-- единственный момент к юлианском календаре, имеющий связь с лунными фазами.

Календарная реформа Августа . Членам высшей жреческой коллегии в Рыме - понтификам было поручено следить за правильностью счисления времени, однако, не поняв сущности реформы Созигена, они почему-то производили вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за этой ошибки календарный счет вновь был запутан.

Ошибку обнаружили только в 8 г. до н. э. во времена преемника Цезаря императора Августа, который произвел новую реформу и уничтожил накопившуюся ошибку. По его приказанию, начиная с 8 г. до н. э. и кончая 8 г. н. э., пропускали вставление добавочных дней в високосных годах.

Тогда же сенат принял решение переименовать месяц секстилис (шестой) в август - в честь императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилисе было всего 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более что число 30, как четное, считалось несчастливым. Тогда от февраля был отнят еще один день и добавлен к секстилису - августу. Так февраль остался с 28 или 29 днями. Но теперь получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Эти нововведения совсем разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

Так постепенно совершенствовался юлианский календарь (табл. 4), остававшийся единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах даже до начала XX в.

Таблица 4
Юлианский календарь (в начале н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Июль

31

Февраль

28 (29)

Август

31

Март Апрель Май Июнь

31 30 31 30

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

30 31 30 31

Историки указывают, что императоры Тиберии, Нерон и Коммод пытались три последующих месяца назвать своими именами, но их попытки не удались.

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид, как показано в табл. 5.

Календами назывались только первые числа месяцев и приходились на время, близкое к новолунию.

Нонами являлись 5-е числа месяца (в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре) или 7-е числа (в марте, мае, июле и октябре). Они совпадали с началом первой четверти Луны.

Наконец, идами назывались 13-е числа месяца (в тех месяцах, в которых ноны падали на 5-е число) или 15-е числа (в тех месяцах, в которых ноны падали на 7-е число).

В отличие от привычного нам счета вперед, римляне вели счет дней от календ, нон и ид в обратную сторону. Так, если надо было сказать «1 января», то говорили «в январские календы»; 9 мая называлось «7-й день от майских ид», 5 декабря называлось «в декабрьские ноны», а вместо «15 июня», говорили «в 17-й день от июльских календ» и т. д. При этом необходимо помнить, что сама исходная дата всегда включалась в счет дней.

Рассмотренные примеры показывают, что при датировках римляне никогда не употребляли слово «после», а только «от».

В каждом месяце римского календаря было еще три дня, которые имели особые названия. Это - кануны, т. е. дни, предшествующие нонам, идам, а также календам следующего месяца. Поэтому, говоря об этих днях, произносили: «в канун январских ид» (т. е. 12 января), «в канун мартовских календ» (т. е. 28 февраля) и т. д.

Високосные годы и происхождение слова «високос» . Во время календарной реформы Августа были ликвидированы ошибки, допущенные при неправильном пользовании юлианским календарем, и узаконено основное правило високоса: високосным является каждый четвертый год. Поэтому високосными годами являются те, числа которых делятся без остатка на 4. Учитывая, что тысячи и сотни всегда делятся на 4, достаточно установить, делятся ли на 4 последние две цифры года: так, 1968 год високосный, так как 68 делится на 4 без остатка, а 1970 год простой, так как 70 на 4 не делится.

Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля повторялось дважды.

Но вместо «24 февраля» римляне говорили «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» - «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос». Поэтому писать «высокосный», как это иногда делают, нельзя, так как слово «високос» не русское и к слову «высокий» не имеет никакого отношения.

Точность юлианского календаря. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 мин. 14 сек. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Следовательно, юлианский календарь не отличался большой точностью. Его важным достоинством было другое - значительная простота.

Хронология . В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов. В I в. н. э. начала распространяться эра «от сотворения города», имевшая важное значение в хронологии римской истории.

Согласно римскому писателю и ученому Марку Теренцию Варрону (116-27 гг. до н. э.), предполагаемая дата основания Рима соответствует третьему году 6-й олимпиады (Оl. 6.3). Так как день основания Рима ежегодно отмечался как весенний праздник, то удалось установить, что эпохой римского календаря, т. е. его отправным моментом, является 21 апреля 753 г. до н. э. Эра «от основания Рима» применялась многими западноевропейскими историками до конца XVII в.