Храм преп пимена расписание. Церковь пимена в новых воротниках

Длина здания храма - 45 метров, ширина - около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня - трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого .

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников "церковных ценностей".

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой "золотого двадцатилетия", так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

Богослужение

Ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня - в 17 час.; в пятницу - с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье - с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) - всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.

Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.

Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.

Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.

Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.

Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича при Патриархе Никоне. Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой воротников - особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках. Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков. Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве». По царскому указу бoльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни - два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» - два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания. В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября н. ст.). В течение одного года столица была заново отстроена и заселена; видимо к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля.

Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго - сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами - главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня. В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий - рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался.

В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества. Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле (на фото слева). Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней. К северу от храма находился церковный погост.

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма протоиереем Александром Никольским, старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года, Высокопреосвященным Иоанникием (Рудневым), митрополитом Московским и Коломенским, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. В том же году, 15 (28) мая, Священное Таинство Коронования на Царство Русское принял Император Александр III Александрович по окончанию траура по убиенному державному отцу. Памятником этим двум событиям служат необыкновенной красоты священные хоругви, по сей день с благоговением хранимые в Пименовском храме. К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38).

Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства. Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев. После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским и старостой, купцом С.С. Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени - В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем, П.А. Сведомским, В.А. Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М. Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.

Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О. Шехтель (1859-1926). Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А. Баженовым, росписи; И.А. Орловым, резьба; А. Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А. Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви - символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе - символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря. Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами - 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах - 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства - египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе - изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ». В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля - растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента - строки из Евангельских текстов и молитвословий. О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах - вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом - и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых - придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.

Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.



Пимена Великого, преподобного, в Новых Воротниках церковь (Нововоротниковский переулок, дом № 3).

Деревянный храм Святой Троицы с приделом Пимена Великого в Воротниковской слободе, в которой жили сторожа, охранявшие ворота Земляного города, был выстроен в 1658 г. при переселении воротников из Старое в Новое Сущево. Современное здание церкви возведено в 1696-1792 гг. в барочных формах. Главный престол освящен в честь праздника Святой Троицы, но по укоренившейся традиции храм называют по приделу. Первоначально он представлял собой одноапсидный восьмерик на четверике, который завершался глухим барабаном с маленькой главкой. Церковное здание расширялось и перестраивалось в 1760-1770, 1806-1807, 1881-1883 и 1892-1893 гг. Появился второй придел - Владимирской иконы Божией Матери, выложили три новых апсиды, расширили трапезную, пристроили паперть. При этом фасады храма получили новое оформление в духе эклектики, воспроизводящей формы русского стиля и московского барокко. В 1896 г. храм расписали по эскизам В.М. Васнецова, выполненным для киевского Владимирского собора. Ныне существующая ограда в необарочных формах поставлена в 1825 г. Двухярусный мраморный главный иконостас был изготовлен в 1907 г. (архитектор Ф.О. Шехтель, мастер И.А. Орлов). В его резьбе воспроизведены раннехристианские символы и декоративные элементы, свойственные этому времени. Иконостасы всех трех алтарей представляют собой единый ансамбль, состоящий из киотов, колонн и карнизов, покрытых тонким резным узорочьем.

В советские годы храм не закрывался. В 1928-1929 гг. его молодежным хором руководил монах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1936 г. храм захватили обновленцы. Здесь с 1944 г. и вплоть до смерти в 1946 г. имел свою последнюю кафедру «митрополит» Александр Введенский. В храме много чтимых икон и старинных образов - Казанская икона Божией Матери (конец XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695 г., автор - Ф. Феофанов), икона Спас Великий Архиерей (начало XVIII в.), икона Пимена Великого (середина XVIII в.).

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/16