Что такое безличное предложение и каковы его особенности? Московский государственный университет печати 10 безличных предложений

«Понятие об односоставных предложениях» - Определенно-личные предложения. Определенно-личные предложения могут иметь ………………. значение. Ты бы отдохнула, если бы сделала уроки раньше. Ты сделал уроки? Задание для 1 группы. Кругом зима. Пой при свете лунной нощи! Переходите улицу внимательнее!); глаголы употребляются обычно в форме 2-го лица. Безглагольность покоя.

«Односоставные предложения» - Должны уметь: Отличать односоставные предложения от двусоставных. Проверка: Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». Синонимы: Взаимопроверка: Должны знать: виды односоставных предложений. Нормы оценки: Урок русского языка в 8 классе. Найдите среди слов второй части диктанта синонимы. Различать односоставные предложения друг от друга.

«Односоставное простое предложение» - Кто морю возвратит тепло и свет. Бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь. В русском языке есть великое множество хороших слов. Словообразовательная минутка. Цели урока. Степь. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня. Односоставные предложения. Односоставные предложения.

«Разбор односоставных предложений» - Кругом зима. Мороз и солнце. Ветер. Односоставные предложения. Шёпот. Определенно-личные предложения. Тестовое задание. Безличные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Схема. Тип предложения. Назывные предложения. Типы односоставных предложений. Алгоритм определения типов односоставных предложений.

«Уроки по односоставным предложениям» - Образовательная среда проекта Дополнительная информация Программа проекта. Ожидаемые результаты Серия презентаций апробирована. Синтаксис простого предложения» и обобщение изученного в 10-11 классах в целях подготовки к ЕГЭ. Назывные предложения – знакомство с одним из видов односоставных предложений.

«Примеры односоставных предложений» - Определенно-личные предложения. Номера ошибочных утверждений. Безличное предложение. Война. Односоставные предложения. Неопределенно-личное предложение. Неопределенно-личные предложения. Тающий липкий снег. Обобщённо-личные предложения. Проверяем себя. Личные глаголы. Вокруг запустение. Журавлей уносит ветер.

Всего в теме 13 презентаций

1. Верно ли утверждение, что безличные предложения называют действия (состояния), у которых нет субъекта? Докажите.

2. Каковы существующие в современном русском языке формы безличности?

3. Почему главный член именных безличных предложений всегда составной или сложный? Слова каких частей речи могут употребляться в нем?

4. Покажите на примерах (типа По утрам холодно. – В комнате холодно. – Мне холодно ), что второстепенные члены могут «прояснять» грамматическую семантику безличных предложений.

5. Почему во многих безличных предложениях второстепенные члены определенного типа являются обязательными? Расскажите о связи между грамматической семантикой предложения и семантикой обязательного второстепенного члена.

6. Проанализируйте безличные предложения по следующему плану: 1) грамматическое значение предложения; 2) главный член, его грамматическая форма и способ выражения; 3) наличие / отсутствие обязательного второстепенного члена; 4) при наличии такого второстепенного члена – его грамматическая семантика и форма.

1. В воздухе пахло железом . 2. Становилось тусклее с каждой минутой, тоскливее. 3. В церкви было ярко и зелено от листьев, льнущих извне к окнам. 4. Ни одной звезды не зажигалось над морем. 5. Кузьму Кузьмича распирало от переизбытка жизни . 6. Не так было с Иваном Ильичом . 7. Но в тот вечер ей было не до философии … 8. Разрывов и надрывающего посвиста снарядов больше не было слышно. 9. Реку и берега снова затянуло снежной метелью. Ветер усиливался, поворачивая на север. Быстро холодало. 10. Кате приходилось очень беречь силы. 11. Нужно было очень спокойно все обдумать (А.Н. Толстой).

7*. Определите, какие предложения являются двусоставными, какие безличными.

1. Начало истории очень романтично (Куприн). 2. Если это и остроумно, то зато безжалостно и нетактично (Куприн). 3. Меркулову жутко и тягостно (Куприн). 4. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво было вокруг! (Куприн). 5. Тётке было страшно . <…> Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы (Чехов). 6. Особенно тоскливо было по воскресеньям (Гранин). 7. [Разве все расскажешь .] Да и кому это интересно (Гранин).

8. По утрам неприятнее всего было умываться (Бунин). 9. Жить на хуторе становится с каждым днем все хуже и скучнее… (Бунин). 10. Ему было неудобно лежать. Он подложил руки под голову и задрал левую ногу на спинку дивана. Стало удобно (Чехов). 11. Вспоминать о вчерашней своей слабости ему не было стыдно (Чехов). 12. Трудно, трудно жить затворницей, да трудней веселой быть (Ахматова). 13. Быть честной оказалось нелегко (А.Н. Толстой). 14. А здесь на завтра назначено брать штурмом Кремль и арсенал… (А.Н. Толстой). 15. С вами тут недолго аварию натворить… (Гранин).

8. Что позволило выделить инфинитивные предложения из числа безличных?

9*. Почему у инфинитивного предложения модальное значение определить сложнее, чем у безличного? Покажите это на примерах.

10. Покажите на примерах, что введение в главный член различных частиц изменяет модальное значение инфинитивного предложения. (Для этого можно поэкспериментировать с конкретным предложением: Закончить работу к 5 часам! – Нам не закончить работу к 5 часом! – Закончить бы нам работу к 5 часом! – А не закончить ли нам работу к 5 часом? и т.п.).

11. Какие предложения относят к безлично-инфинитивным?

12. Заполните таблицу. Особое внимание обратите на формы: 1) возможные в нескольких типах предложений; 2) не употребляющиеся ни в одном типе односоставных предложений.

В дальнейшем используйте данную таблицу при определении типов глагольных односоставных предложений.

Употребление глагольных форм
в составе главного члена односоставных предложений

Морфологическая форма глагола Тип предложения
1 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
1 л. мн.ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. мн. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
м. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ж. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ср. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
мн. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
2 л. ед. ч. повелит. накл.
2 л. мн. ч. повелит. накл.
форма совместного действия
инфинитив

13*. Подумайте, на какие признаки можно опираться, определяя тип односоставного предложения, в основу которого входит инфинитив.

14. Определите, к какому структурно-семантическому типу относятся предложения.

1. Нет, не женщине руководить лабораторией . 2. А вот об учебе в аспирантуре рассказывать было нечего. 3. Откровенно говоря, большинству порядком надоело учиться. 4. Интереснее всего было стоять на мостике, над плотиной . 5. – Ванюшкина ему не догнать! – кричал Пека. 6. Словом, Борисову было отчего тревожиться (Гранин).

15. Определите, к какому типу по характеру грамматической основы относится каждое простое предложение (предикативная часть сложного). Выделите и охарактеризуйте главные члены.

1. Где-то за церковью запели великолепную печальную песню. Нельзя было разобрать слов, и слышались одни только голоса: два тенора и бас. Оттого, что все прислушались, во дворе стало тихо-тихо… (Чехов).

2. – Друзья мои, – начал он, – я пришел вам сказать, что мешкать нечего. Собирайтесь… ехать вам пора. Через час вам надо быть готовыми. Надо вам ехать венчаться. От Паклина нет никакого известия; лошадей его сперва задержали в Аржаном, а потом прислали назад… Он остался там. Вероятно, его увезли в город (Тургенев).

3. Как ненасытны мы и как несправедливы! Всю радость явную неверный гонит страх. Еще так ласковы волос твоих извивы! Какой восторг живет на блекнущих устах! Идем. Надолго ли еще не разлучаться? Надолго ли дышать отрадою? Как знать! Пора за будущность заранее не пугаться, Пора о счастии учиться вспоминать (Фет).

4. В театрах и кино публику выпускают небольшими партиями, якобы во избежание затора. Избежать заторов очень легко – стоит только открыть имеющиеся в изобилии выходы. Но вместо того администрация действует, применяя силу (И.Ильф, Е.Петров).

5. Бродишь глазами по этим милым холмам и, вспоминая свое прошлое, иной раз подумаешь: «Нет, не хочу опять повторять, не хочу опять быть молодым!» И улыбнешься вместе с землей и чему-то обрадуешься (Пришвин).

16*. Проанализируйте сведения о безличных предложениях в учебниках для средней школы. Оцените их с точки зрения научности и осуществления внутрипредметных связей с морфологией.

17. Составьте подборку примеров, которые можно использовать при изучении глагольных односоставных предложений в общеобразовательной школе. (При выполнении задания используйте произведения литературы, входящие в школьную программу.)


Похожая информация.


Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. Примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля.

Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

1. Безличный глагол (без суффикса - ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

2. Личный глагол в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. (в форточку дует (ветер))

3. Безлично-возвратный дереват личного глагола (хочется сока, не спится)

4. Предикативные наречия. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний. (жарко, светло, приятно)

5. Предложно-падежные обороты. (мне не до тебя)

7. Слово «нет» (нет времени). Глагол быть (не было, не будет).

8. Краткое страдательное причастие (занято, запрещено).

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными . В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Главный член выражен независимым инфинитивом (Не открывать люк)

Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т. д.

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать. Не менее распространено значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

Побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи. Инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Остр.).

Инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить. Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет)

Инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. В стилистическом плане они отличаются от них большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Поэтому они свойственны разговорной речи и часто употребляются в художественной литературе, особенно в речи персонажей:...Быть грозе великой! (П.). Среди инфинитивных предложений выделяются предложения с главным членом, выраженным инфинитивом видать, слыхать (разг.), которые выступают в той же функции, что и безлично-предикативные слова со значением восприятия слышно, видно. Такие предложения обычно распространяются дополнением со значением объекта и свойственны разговорной речи. Ср.: Ничего не слышно. -Ничего не слыхать

10.Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений .

БП – это один из типов глагольных односоставных предложений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА:

Безличные глаголы. Вечереет; Светает.

Личные в безличном употреблении (прош. время. средн.род, наст-буд. время 3 лицо ед.число, сослагат. наклонение – формы, совпадающие с личными, но значение лексически полностью нейтрализуется). Лодку унесло течением; В ушах звенит.

Отрицательное глагольное слово «нет». Нет времени.

Краткие страд. причастия. Вас не велено пускать; Занято; Закрыто.

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – разновидность односоставных предложений, в которых главный член выражен независимым инфинитивом.

2 основных значения: 1) необходимости / долженствования, 2) выражают значение существования / несущ-я реалий.

Они сходны с БП в том, что указание на субъекта не входит в грамм-кую основу. Субъект может выражаться формой Д.п. : (Тебе дежурить), может восстанавливаться из ситуации (Встать!), может иметь обобщенное значение (Как варить грибной суп (рецепт)).

В ИП действие представлено как потенциальное. Оно не выражено как процесс, а лишь названо. ИП выражают разнообразные модельные и экспрессивные значения:

1)неизбежность (Быть беде)

2)желательность (Поспать бы хоть часок)

3)возможность/невозможность (Здесь не проехать)

4)побуждение, распоряжение, приказ (Молчать! Пропустить его) и др.

В ИП можно выделить остатки спрягаемых глагольных форм:

1)частица «бы» (Ей бы рабочей быть)

2)формы глагола «быть»

3)иногда – глаголы типа: Смотреть СТАЛО на что.

Иногда эти предложения рассматриваются как промежуточный тип – БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ. Их структура: инфинитив + местоимение + связка в безличной форме (в наст. времени - нулевая).

БИП имеют3 основных формы:

2)утвердительная (Есть за чем ехать)

Связь с этими компонентами (отрицательные / вопросительные местоимения, отриц-е частицы НЕ/НИ) характерна только для инфинитивных предложений, перевести глаголы в личную форму нельзя.

Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения.

1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое которых не связано ни с каким лицом или предметом, не требует дополне­ния: Ужерассветало. (П.) Уже совсемстемнело и начало хо­лодать. (Т.) На лесопильном дворегорит. (Ч.)

2. При изображении стихийных явлений употребляются и такие безличные предложения, сказуемое которых выражено переходным глаголом с прямым дополнением и сопровождается другим дополнением в творительном падеже: Всё небозаво­локло серыми тучами. (Герц.) Зажгло грозою дерево. (Н.) Бурею корабль разбило . Как видно из примеров, действующий предмет в этих предложениях известен (тучи, гроза, буря), но он понимается как орудие стихийной силы и обозначается фор­мой творительного падежа.

Переносно предложения с таким же построением употреб­ляются при изображении острых и сильных переживаний чело­века: Меня словно обухомударило. (Ч.) Как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) Меня так ипроняло страхом. (Г.)

3. При изображении таких состояний, источник которых не­известен, употребляются безличные предложения со сказуе­мым, выраженным переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает лицо, охваченное данным состоянием: Менязнобит. С утра старикалихорадило. Менявзорвало. (Т.) И как это тебя угораздило! (Ч.) Такого же типа предложения с переходным глаголом употребляются при изображении действий, субъект которых неизвестен: Тарантастолкнуло: Лаврецкий выпрямил­ся. (Т.)

4. При описании различных ощущений, вызываемых внеш­ней причиной, могут употребляться безличные предложения, сказуемое которых выражено непереходным глаголом и сопро­вождается дополнением в творительном падеже. Это дополне­ние указывает причину, источник, производителя данного со­стояния: Издалитянуло тихим и мягким теплом. (Т.) В раскры­тые окнапахло хвоей. (А. Н. Т.) Изо ржи, словно из печи, то­же тепломобдаёт. (Н.)

5. Очень широко распространены безличные предложения, сказуемое которых сопровождается дополнением в дательном падеже. В подобных предложениях рисуются состояния лиц, не зависящие от их воли: Мнене спится. Дома емуне сиделось. Мне что-товзгрустнулось. Мнегрустно поневоле. (П.)

6. Дополнение в дательном падеже употребляется и в тех безличных предложениях, которые обозначают необходимость действия; сказуемое в этом случае бывает выражено сочетани­ем модальных слов типа надо, нужно, следует, надлежит с не­определённой формой глагола, например: Нам надо работать . Вам следует поторопиться . Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности.

7. Совершенно особую конструкцию представляют безлич­ные предложения с дополнением в родительном падеже. Они бывают двух видов:

1) При выражении отрицания. Сопоставьте: в утвердитель­ной форме: Слышался какой-то шум, в отрицательной:Не слы­шалось никакого шума; в утвердительной форме: Была возмож­ность поехать, в отрицательной:Не было возможности поехать;

в утвердительной форме: У меня есть время, в отрицательной:

У менянет времени. Подобные отрицательные предложения обозначают полное отсутствие предмета или явления.

2) При выражении утверждения. Всё предложение имеет количественно-оценочный характер, а дополнение в родитель­ном падеже обозначает целое, из которого берётся часть: Хлеба намхватит до конца экскурсии. Кашиосталось на двоих.

Упражнение 40. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец. Я хочу изучать историю Москвы.-Мне хочется изучать ис­торию Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец. Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо за­тянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец. У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У ме­ня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

41. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смер­калось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дох­нул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.

§ 35. Назывные предложения - это односоставные предло­жения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например:Зима. Крестьянин, торже­ствуя, на дровнях обновляет путь. (П.)Голубые пригорки не­забудок. Жёлтые поля свербигуса. Пчела серо-чёрная гудит, и вьётся, и впивается. (Л. Т.) Назывные предложения произно­сятся с особой интонацией.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следова­тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе­мым было или будет:Зима (назывное предложение). Была зи­ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).

Назывные предложения часто встречаются в художествен­ных описаниях. Они придают речи сжатость и выразитель­ность:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

Между двух тёток у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит... (П.)

Назывные предложения, сопровождаясь частицейвот, упо­требляются при указании:Вот ива. Были здесь ворота. (П.)

Назывные предложения могут быть восклицательными:Вес­на! Выставляется первая рама. (Майк.)

К б е з л и ч н ы м относят такие односоставные предложения, в кото-

рых обозначается действие, состояние или признак независимо от производи- теля действия. Например: На улице светает; В лесу темно; Мне нездоровит-ся.

Главный член в безличных предложениях может быть выражен как гла- гольной формой (безличным глаголом или личным в значении безличного в форме 3-го лица ед. ч. настоящего /будущего времени или глаголом среднего рода прошедшего времени; краткого страдательного причастия среднего рода), так и неглагольной (слово категории состояния). Например: За окном смеркается; Лодку швыряет из стороны в сторону; Машину занесло на обочину; В апелляции отказано; В доме уютно.

Характерной особенностью семантики безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия. Главный член здесь выражает признак, который не ограничен никакими рамками. Границы его проявления определяют второстепенные члены. Ср.: 1.На улице шёл дождь. Было холодно . 2.На улице шёл дождь. Мне было холодно .

Следует помнить о том, что в безличных предложениях может быть дея- тель, выраженный второстепенным членом предложения. В этом случае он обо- значает пассивный субъект действия или состояния : Окна залепило снегом; Ве- тром сломило дерево. Такие предложения, как правило, без особого труда мож- но переделать в синонимичные двусоставные: Снег залепил окна; Ветер сломил дерево.

Инфинитивные предложения

И н ф и н и т и в н ы м и называются такие односоставные предложе- ния, главный член которых выражен независимым инфинитивом. Инфинитив- ные предложения по своей сути безличные. Действующее лицо в них может быть выражено только второстепенным членом – дополнением: Вам бы пригла- сить его к себе; Туда нам не проехать. Однако действующего лица в этих пред- ложениях может и не быть: Туда не проехать; Трудного разговора не избе- жать.

Безличные предложения (собственно-безличные) тоже могут иметь в своём составе инфинитив, но, кроме неопределённой формы глагола, в состав предикативного центра здесь обязательно входит ёщё глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив: 1. Попрошу свидетелей указать фамилии и адреса (И. Ильф, Е. Петров). 2. Мне легко работать с дру- гом. Тип таких односоставных предложений определяется по тому слову, к ко- торому примыкает инфинитив. В первом случае это определённо-личное пред- ложение, а во втором – безличное (собственно-безличное).

Характерной чертой, отличающей безличные предложения от инфини- тивных, является то, что в первых действие появляется и протекает независимо от деятеля, а во вторых действующее лицо побуждается к действию или указы- вается на возможность, желательность какого-то действия: Не опоздать бы на лекцию; Задержанных допросить.

Номинативные предложения

Н о м и н а т и в н ы е (назывные) предложения – это именные односоставные. Например: Несложные предметы обихода, треногий стол и голая стена (К. Симонов); Безмолвный мир, суровый, холодный и мрачный… (Г. Федосеев).

Главный член номинативного предложения по своим семантико-морфо- логическим признакам сближается с подлежащим в двусоставном предложе- нии. Номинативные предложения могут быть распространёнными и нераспро- странёнными. Распространяются они обычно при помощи различных определе- ний и определительных придаточных частей сложных предложений. Например:

Летний вечер. Морские волны, которые бьются об скалы.

Среди номинативных предложений выделяются б ы т и й н ы е и у к а- з а т е л ь н ы е. В бытийных речь идёт о предмете как явлении, выраженном главным членом предложения: Америка. Лето сорок шестого (К. Симонов). Указательными номинативными предложениями говорящий как бы представля- ет определённые лица, предметы, явления. В этих предложениях употребляет- ся указательная частица вот (вот и), реже – вон . Например: Вот и наш дом; Вон он, в кожаной куртке.

Номинативные предложения следует уметь отличать от сходных с ними по форме синтаксических конструкций, которые также выражаются именами существительными в именительном падеже. Это о б р а щ е н и я («имените- льный представления»), з а г о л о в к и, н а д п и с и, в ы в е с к и. В этих кон- струкциях нет высказывания. Поэтому их нельзя считать предложениями. На- пример: Россия!Сердцу милый край! (С. Есенин); «Тихий Дон »; «Телевизор «Бе- рёзка»; «Салон красоты» и т.д.

Некоторые лингвисты выделяют и другие виды именных односоставных предложений. Это, например, генитивные. Главный член таких предложений стоит в форме родительного падежа: Снега-то, снега сколько!

Вопросы и задания

І. Почему в односоставных предложениях достаточен один главный член? Правомерно ли главный член односоставного предложения называть сказуемым, подлежащим? Свой ответ аргументируйте.

ІІ. Выделите двусоставные и односоставные простые предложения. Произведите синонимическую замену односоставных предложений двусоставными и наоборот. Выявите семантические различия между ними.

1.Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою (А. Пушкин). 2. Выезжают из столицы и въезжают в неё высокими на столбах воротами (Л. Толстой). 3.Огня в соломе не спрячешь (пословица). 4.Багряной метелью нам лист- вы на крыльцо намело (С. Есенин). 5.С соседнего дома ветер сорвал крышу. 6.Идут дожди. Затишье. Где-то там раз в день лениво вспыхнет канонада (К. Симонов). 7.На станциях казачьим эшелонам махали платочками (М. Шолохов). 8.Было тихое солнечное утро. Туристы вышли на опушку леса. 9.Озвереешь в такой жизни (М. Горький). 10.Вам бы здесь до осени пожить (А. Чехов).

ІІІ. Какие типы односоставных предложений вы знаете? Дайте определение каждому типу односоставных предложений и приведите примеры.

ІV. Какими глагольными формами может быть выражен главный член: 1. В определённо-личных предложениях? 2. В обобщённо-личных предложениях?3. В неопределённо-личных предложениях? Приведите примеры.

V. В определённо-личных, обобщённо-личных, неопределённо-личных предложениях выделите главный член и определите способ его выражения.

1. Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! (С. Есенин). 2. А в вечном огне видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата (В. Высоцкий). 3. На войну билеты не берут, На войне романы не читают, На войне болезни не считают, Но уют возможный создают (Б. Слуцкий). 4. Сижу за решёткой в темнице сырой…(А. Пушкин). 5. Сядем здесь, у этой ивы (А. Блок). 6. На ипподроме несколько раз звонили (А. Куприн). 7. Сплеча да сгоряча не добудешь калача (пословица).

VІ. Какие односоставные предложения относят к безличным? Инфинитивным? Приведите примеры. Чем инфинитивные предложения отличаются от безличных, включающих инфинитив, а также от двусоставных с инфинитивом?

VІІ. Выпишите безличные, а затем инфинитивные односоставные предложения. Определите, чем выражен в них главный член. Укажите, что выражают эти предложения (явления природы и окружающей среды, состояние человека, возможность или невозможность, необходимость, желательность или нежелательность совершения действия). Какие предложения остались не выписаны? Почему?

1.На улицах вихрем носилась пыль, срывая шляпы (А. Чехов). 2.В саду было тихо, прохладно, и тёмные тени лежали на земле (А. Чехов). 3.Теперь бы повернуть эскадру на шестнадцать румбов (А. Новиков-Прибой). 4. Раздражение у Веры прошло, ей даже стало жалко мать (А. Иванов). 5. С какой-то женственной роскошью пахло цветами (И. Бунин). 6.Вечерело. Горы были уже в тени (П. Павленко). 7.Радостно было на душе. 8. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой (В. Маяковский). 9. Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть (С. Есенин). 10. И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло (В. Соловьёв).

VІІІ. Приведите примеры распространённых и нераспространённых номинативных предложений: а) бытийных; б) указательных.

Сводная таблица односоставных предложений