Что такое апартеид в истории? Чёрно-белый мир. Как в Африке "понаехавшие" апартеид строили Падение режима апартеида

АПАРТЕИД (африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление)

международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику "раздельного развития". На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Ман-делы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической,социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

В отношении этих преступлений установлена универсальная юрисдикция. Виновные могут предаваться суду любого государства - участника Конвенции. При необходимости преступники подлежат выдаче, так как А. не считается политическим преступлением. Поэтому экстрадиция производится в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. В Конвенции предусмотрена возможность учреждения Международного уголовного трибунала в случае согласия государств с его юрисдикцией.

Панов В.П., Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АПАРТЕИД" в других словарях:

    - (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.

    - (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь

    - [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь

    - (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия

    - [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия

    - (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Апартеид - (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история

    апартеид - апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

В постколониальной Африке вне зависимости от того какой тип развития выбирали черные вожди, президенты и диктаторы, дело кончалось геноцидом, большой кровью, разрухой и дикостью. Единственная страна которая частично этого избежала это Ботсвана. В ЮАР к сожалению это не удалось, хотя откат в варварство здесь происходит более плавно и не столь заметно, как в других постколониальных государствах Африки. Да и пока, что здесь не позволяют себе черные президенты заниматься людоедством. А может лучше скрываются? Это не игра слов. К примеру в одной из африканских стран не угодил своему президенту премьер -министр... Ну что же, в наказание его зажарили и подали на стол к президенту во время обеда... Что не верите? Тогда почитайте о Бокассе президенте Центрально африканской республики.

Он дегустировал людей различных профессий и национальностей. Имел 19 жен и 55 детей. Такой милый президент рукопожатый и в США и в СССР. И не он один, до сих пор человечина в моде в Африке...
Бокасса и президент Франции Жискар д"Эстен, его "друг" и "член семьи"...

Его сынок не мог себе отказать в пристрастии к человеческому мясу даже будучи во Франции. Студент Сорбонны и бывший принц Антуан Жан-Бидель Бокасса ужаснул видавших виды французов.
Папа, сынок принц и одна из многочисленных жен:

В начале 80-х в его квартире полиция обнаружила холодильник, заполненный «женскими грудями, вырезкой с живота и бедер, хрящами ушей и носов молодых женщин... В горах мяса, найденных в морозилке, голов не нашли, но зато под кроватью и в постели наследного принца были обнаружены шесть до блеска отполированных черепов».
Любовницу, которая стала его первым блюдом, звали Дорис. Девушка-студентка довольно долго встречалась с Бокассой-младшим и, видимо, имела в отношении него серьезные намерения. Он, как оказалось, тоже. Дорис он задушил, когда та спала. Французские газеты тогда печатали отрывки из протоколов допроса Бокассы-младшего: «Я наслаждался, поедая ее парное мясо, особенно печень и сердце, так как, по нашим африканским поверьям, это означает, что ты становишься мужественнее и храбрее... Столовой ложкой я съел в сыром виде ее мозг - чтобы быть умным и хитрым, как женщина. В последующем всех новых девушек, которых я приводил к себе домой, я угощал бифштексами, приготовленными из мяса не только Дорис, но и остальных моих прежних подружек». ..
Как там? Свобода, равенство и братство? Негры - такие же как мы? Между прочим - это образованный, культурный человек, а вовсе не дикий житель Африки...
Кстати папашу французы свергли в итоге... И даже на какое - то время посадили в тюрьму, потом правда выпустили, гуманизм однако... А ведь было во Франции интересное изобретение, в свое время, от доктора Гильота...
Но не будем отвлекаться, вернемся к ЮАР. Вот вам интересное мнение одного российского профессора о событиях произошедших в этой стране:
"В ЮАР была сделана первая в мире пересадка сердца, построены атомные электростанции, создана водородной бомба, ракеты и все - оригинальной конструкции, все - по своим идеям (не как японцы, например). Развитая промышленность обеспечивала всем - от легированной стали до полимеров, от колбас до ботинок, от пятновыводителей до спутников. Все было: и институты, и заводы, и ученые, и врачи и профессоры...

А что я увидел, появившись в ЮАР вскоре после прихода к власти (не без помощи Запада, естественно) Нельсона Манделы, свержения апартеида, снятия блокады и открытия границ?
Торжество демократии, либерализма, равенство полов, рас и наций?
Может быть, может быть. Но я смотрел с другой точки зрения и видел нечто другое.
Горящие фермы, затопленные говном пляжи, разоренные виллы, брошенные заводы и шахты.
Пакующие чемоданы ученые, инженеры, врачи.
Массовая распродажа движимости-недвижимости и бегство белых из страны. В Канаду, в Австралию - куда глаза глядят...
Любое местное производство стало нерентабельным и неэффективным.
Ближневосточная нефть хлынула потоком, немедленно уничтожив всю углепереработку, и основанную на ней химию, в том числе - полимерную.
Дешевые «япономарки» немедленно вытеснили местные «Жуки».
Волна китайского ширпотреба смыла все местные товары.
Из продажи исчезли родные овощи-фрукты и даже рыба.
Появилась черная икра, селедка и хек. Все привозное.
Яблоки, бананы, апельсины и т.п. - все, как одна мать родила, и все, как в Москве, Лондоне и Пекине.
Сады ломятся от местных груш, вишен и других плодов, никто их не собирает и не продает. Невыгодно! Дешевле сгноить.
Итог: массовое (здесь - читай полное) закрытие местных заводов и ферм, массовые увольнение, безработица, нищета. Если б случилась в ЮАР атомная война, то и то последствия были слабее.
Ну как тут не вспомнить Россию, тоже открывшую границы на встречу Свободе и гибели!
А науке вообще пришел конец, равно, как образованию.
Зачем учить своих, когда, если что, можно позвать спецов из Германии-Голландии, или там России-Китая, где подешевле.
Да и что вы, господа-ученые, изобретать собрались?! Новую коробку передач?
Так ее проще у Мерседеса закупить, так она еще, поди, лучше качеством будет.
Или, может быть, опреснители? Так их в мире сколько хочешь: и большие и маленькие, и дешевые и дорогие, выбирай по вкусу и по карману. Так что в плане прикладной науки, ваши работы точно никому не нужны, пустая трата средств.
А что касается фундаментальной, так если в Штатах кто какой закон откроет, так не удержится - обязательно поделится. В Интернете и прочтем.
Кино, естественно, Голливудское, а новости - по CNN.
Не прошло и десятилетия, как ЮАР потеряла свою самобытность (оставив себе черный фашизм и развитой бандитизм), превратилась в чисто сырьевой придаток Запада и стала медленно впадать в Средневековье.
Интеллект покинул страну. Государства в блокаде! Цените одиночество! Охраняйте Железный Занавес, как зеницу ока. Молитесь, чтоб он где - когда не прохудился!"
А теперь поподробнее о происходивших событиях...
В 1948 году с приходом Национальной партии к власти в ЮАР апартеид стал официальной политикой страны, в результате -здесь была узаконена расовая дискриминация. Все население страны поделили на белых, черных, цветных и индийцев(азиатов). Ограничение прав черных было в ЮАР со времен появления там европейцев, но только сейчас все было закреплено законодательно.
X. Фервурд в 1948 году заявил: "Когда контроль над образованием туземцев перейдет ко мне, я реформирую это образование таким образом, чтобы туземцев с детства приучали к тому, что равенство с европейцами не для них. Люди, верящие в равенство, нежелательны в качестве учителей туземцев. Для банту нет места в европейской общине, за исключением некоторых видов физической работы. По этой причине ему незачем давать образование, которое рассчитано на его ассимиляцию с европейской общиной. До сих пор система обучения банту вырывала туземца из его собственной общины и только дезориентировала его, раскрывая перед ним картину утопающих в зелени роскошных садов европейской цивилизации, вход в которые ему запрещен. Существующая система образования африканцев привела к созданию класса "псевдоевропейцев", для которых нет дороги в жизни и которые в итоге становятся разочарованными и недовольными собой".
Интересно, что иммигранты из Японии, Тайваня и Южной Кореи, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические отношения и активно сотрудничала, считались белыми и имели те же права, что и белое население.
Как это не удивительно теперь о временах апартеида грустят не только белые, но и черные. Дело в том, что в результате его отмены произошло обогащение небольшой кучки белых - хозяев корпораций и черных обслуживавших руководство террористической организации АНК. А белые и черные относившиеся к среднему либо бедному слою населения впали в нищету. За первые 8 лет независимости уровень неравенства резко увеличился, потому что реальные доходы беднейших 2/3 населения упали, только сельские области навсегда лишились 600 тыс. рабочих мест. Уровень безработицы с тех пор 40%. Корпоративные налоги снизили , денег на здравоохранение и инфраструктуру у правительства нет...
Так что такое Апартеид? Это разделение населения ЮАР согласно расовой принадлежности.

Основные законы апартеида:
1)Негры должны проживать в специальных бантустанах и быть их гражданами, согласно племенному делению. Бантустаны - представляли собой самостоятельные государства, вплоть до парламента в отдельных из них. Выезд из бантустана и пребывание в крупных городах могли быть осуществлены только по специальному разрешению, по пропускной системе, позднее документу наподобие загранпаспорта - дорожной карте.
2) Неграм запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка», без специального разрешения. Они должны переезжать в бантустаны и работать там.
3)Негры не являются гражданами ЮАР, они граждане соответственных бантустанов.
4)Больницы, учебные заведения, туалеты, скамейки вообщем все было разделено: это белым, это черным. Причем наказание было обоюдным, если белый посмел занять место черного на скамейке его наказывали также, как и черного севшего на белое место.

5)Были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас, разрешение на исключение получить было сложно.
6)Неграм запрещалось покупать крепкий алкоголь. (это было связано с особенностями физиологии у кафров, особенно бушменов) Таким образом спасали от алкоголизма, который теперь очень распространен на черном континенте.
7)Неграм не разрешалось присутствовать в «белых» церквях.
8)Обучение негры получали в упрощенном виде, преподавали лишь основные навыки, нужные в работе.
9)Все значимые университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было небольшим.(Откровенно говоря, не так много было желающих обучаться).

Люди в бантустанах жили в лучше, чем в других африканских странах. Что интересно сами кафры крайне неоднородны.
В Транскее жили племена, именующие себя "коса". Это одно из ответвлений зулусов. Помимо них туг обитали и потомки беженцев, которые в 1823 году устремились сюда с севера, спасаясь от отрядов зулусского "государства". "Коса" называли их "финго", то есть рабами, считали низшей расой и не разрешали жениться на своих дочерях. "Финго" выполняли самую грязную работу и были, таким образом, изгоями в Транскее. И несмотря на это со всей Африки мигрируют негры стремясь оказаться в ЮАР.
Доходом бантустанов, кроме прямых финансовых вливаний от правительства ЮАР, стало развитие на их территории игорного бизнеса, запрещенного в ЮАР. Так, например, в мире известен "африканский Лас-Вегас" - Сан-Сити (Sun City ), построенный в семидесятых в бантустане Бопутатсвана.
К 1960 году в бантустанах проживало около 40 % африканского населения Южной Африки.

Какие достижения апартеида?

1)Только 15 % площади страны пригодно для ведения сельского хозяйства. Но в отличие от большинства других стран Африки, где происходит эрозия почв и наступление пустынь, здесь с целью охраны земли и эффективного ведения сельского хозяйства применялись передовые агротехнические достижения. Это привело к удивительным результатам: ЮАР полностью обеспечивал внутренние продовольственные потребности, а также являлся одним из ведущих (а по некоторым параметрам и ведущим) поставщиков сельхозпродукции. Экспорт около 140 видов фруктов!
2)Была развита добыча угля, для получения синтетического бензина и для производства электроэнергии. По добыче электроэнергии ЮАР занимала 3-е место в мире.
3)Была создана мощная горно - рудная промышленность. Здесь самые глубокие в мире промышленные шахты глубиной более 5000 метров.
4)Три уникальных региона виноградарства и производства вин. Лучшие вина! Как отмечал Наполеон Бонапарт, они превосходят по качеству французские!
5)Великолепно было налажено мясо- молочное производство, разведение ангорских коз, овец и страусов.
6)По добыче морепродуктов было 1 место в Африке.
7) Был высочайший уровень образования, в том числе развивалась фундаментальная наука, местные учебные заведения котировались на уровне лучших в мире.
8)Была обеспечена разработка с нуля и запуск в работу атомных станций и создано собственное ядерное оружие.(К счастью до падения апартеида от него избавились, ходят слухи, что Пакистану продали.)
9) Создавалась собственная спутниковая группировка. Как минимум 3 спутника выполняли возложенные на них задачи. Соответственно развивалась ракетная и космическая составляющие.(Все это было свернуто...)
10)Создана собственная авиа промышленность и автомобилестроение. (Уничтожено.)
11) Свои уникальные химические заводы по производству пластмасс...(Закрыто)
12)Была отлично развита медицина и фармацевтика...(Разваливается)
13)Добыча: золота, алмазов, урана, платины и множества других полезных ископаемых. Сейчас полностью во власти корпораций, которые за счет взяток черному правительству имеют в своих владениях абсолютную власть. Обладают личными армиями оснащенными всеми видами вооружений, ну может быть, за исключением авиации и баллистических ракет.
14) Была развита архитектура и строительство. Какие великолепные были города...
15)Все достижения слишком долго перечислять.
После конца режима апартеида в Южной Африке бантустаны вновь стали частью ЮАР. К примеру:
Селение Конгва, где располагалась штаб-квартира «Заморской Продовольственной Корпорации», немедленно пришло в упадок. Местная школа закрылась и вскоре открылась заново, но учили там уже не детей, а «борцов за свободу» из Африканского Национального Конгресса (АНК), противников апартеида. С тех пор всё стало только хуже.
На полях вокруг Конгвы после английских сельскохозяйственных экспериментов теперь не растёт ничего, кроме колючек. В самой ЮАР произошло примерно то же самое: к власти с помощью США, Запада и СССР пришёл Нельсон Мандела.
Вот немножко истории: в ЮАР понимали, что США не являются их верным союзником. В телевизионном интервью ABC Джон Форстер прямо заявил, что «если СССР пытается развалить нас военной силой, то США деликатно душат нас в своих объятьях». А по поводу Эндрю Янга, министр иностранных дел Бота прямо назвал его «расистом, который ненавидит белых африканцев, так же как и белых американцев». Министр юстиции Джеймс Крюгер сказал, что президент США Картер несет определенную долю вины за преступления против общественного порядка - именно «фарисейски-благочестивая позиция Картера заставляет террористов из АНК считать, что США поддерживают их во всем, от мирных демонстраций до убийств».
Тем не менее, в 1985 году под сильнейшим давлением со стороны Конгресса президент США Рональд Рейган своим указом ввел ограниченные санкции со стороны США в отношении ЮАР. В следующем году перед парламентскими выборами Конгресс выступил за ужесточение мер и принял Закон о мерах по борьбе с апартеидом (преодолев вето президента). Законом запрещался импорт в США текстиля, сельскохозяйственной продукции, железной руды, стали, угля и урана из ЮАР. Закон полностью запрещал инвестиции в экономику ЮАР или в структуры, к которым Южная Африка имела отношение.
Правда, борьба с апартеидом посредством таких экономических мер сильнее всего ударила именно по черным в Южной Африке. До 1986 года, к моменту принятия этого закона, в ЮАР работало около 400 американских компаний. Спустя два года их число сократилось более чем на треть. В результате их исхода более 100 тысяч африканцев лишились работы только в ЮАР - а если принимать во внимание Мозамбик, Замбию, Зимбабве и Ботсвану, которые очень сильно зависели от южноафриканской экономики, то общее число потерявших рабочие места колебалось между 1,5 и 2 миллионами

Отдельная неизвестная страница подрывных действий США против ЮАР - это поведение персонала американского посольства. К примеру жена торгового атташе на митинге в ЮАР заявила, что Соединенные Штаты поддерживают борьбу против апартеида и разделяют настроения тех, кто против него протестует. В связи с чем она была задержана полицией, а в посольство США была представлена нота протеста...
Контрразведка ЮАР установила, что в посольский самолет США была вмонтирована камера, этот самолет очень часто летал в непосредственной близости от разных военных объектов. Поначалу Вашингтон отрицал все обвинения, но потом был вынужден признать факт «недружественных действий»- факт шпионажа.
После чего спецслужбы предоставили информацию прессе. Что вылилось в серию публикаций «Тайная война США против ЮАР». В частности в них говорилось следующее: «В интеллектуальных кругах США, исповедующих либеральные взгляды, ЮАР считается «врагом №1», опережая даже Родезию… Кроме негативного идеологического влияния, США впрямую занимается подрывной деятельностью, распространяет листовки и пособия по терроризму. За три года, посредством различных фондов, которые финансируются ЦРУ, в ЮАР были переведены значительные суммы денег с целью проведения кампании дестабилизации.
В частности эти суммы шли через посольство США в Ботсване.
Также ЦРУ выделяло значительные суммы таким организациям как Pan-African Congress. Это было подтверждено членами террористической организации(ныне правящая партия в ЮАР) АНК в ходе судебного процесса в Рэндбурге.
ЦРУ тайно спонсировало Союз черных журналистов, Национальный профсоюз черных рабочих и Национальную юношескую организацию… Действия USIS (United States Information Service of the US State Department) в Южно-Африканской Республике выходят далеко за рамки приемлемых. В заключении ставился вопрос - причем не только консервативными журналистами-африканерами, но и их более либеральными англоязычными коллегами: «Кто, по сути, является большей опасностью для ЮАР: Москва или все-таки Вашингтон?»

Подстегивали темп деколонизации обе сверхдержавы. Советскому Союзу национально-освободительная борьба африканских и азиатских народов сулила дальнейшее расширение социалистического лагеря. Для Соединенных Штатов европейский колониализм был идеологическим врагом еще со времен войны за независимость.
Между тем встречи между представителями истеблишмента и террористами из АНК проходили регулярно, и наконец превратились в официальные переговоры. Основной движущей силой перемен среди белых стал крупный бизнес. Пока наконец в 1994 году апартеид не был отменен...

] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания чернокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди негров. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чернокожих студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания негров особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть негритянского населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь негры должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона неграм было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Большинство негров лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Фёрст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств, скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 года состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых леволиберальных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге чернокожих радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооружённую борьбу, все ещё существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».

Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.6..

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.11.. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства

Сущность политики апартеида

Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.13..

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения» Там же. С.14..

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии» Филатова И. Указ соч. С.21.. Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.12., - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки» Григорян А.Д. Южная Африка... С.3..

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию» Тетёкин В.Н. Реальности …С.26.. Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху» Иванов И.О. Указ. соч. С.21..

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые» Тетёкин В.Н. Копье…С.25..

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции»Григорян А.Д. Южная Африка… С.6. . В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией» Там же. С.9..

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей -- 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

Сотни убитых, тысячи искалеченных. Это была долгая изнурительная борьба. Белые стремились сохранить свое господство над черными, черные отказывались мириться с тем, что в конце XX века их продолжают считать низшей расой. Тем более что мир давно уже отказался от деления людей по расовому признаку. После второй мировой войны эта практика и вовсе была объявлена преступной. Однако в Южной Африке время словно остановилось. Почти до конца XX столетия закон делил граждан этой страны на белых, обладавших всеми правами, и черных, у которых было одно право - работать. Кейптаун, здание парламента Южно-Африканской республики. Здесь принимались законы, юридически закреплявшие господство белых над черными. Такая система получила название "апартеид" (в переводе с языка африкаанс - "раздельное существование"). Этот термин следующему поколению страны уже вряд ли что-то скажет. Но еще недавно он был у всех на слуху. "Южная Африка" и "апартеид" воспринимались как синонимы. Введение расовых законов власти пытались оправдать тем, что черных в ЮАР в пять раз больше, чем белых, и если допустить, например, смешанные браки, белых в стране скоро не останется вовсе. Ссылались идеологи апартеида и на то, что коренное население недостаточно пока цивилизованно и свободу понимает не иначе, как свободу грабить и убивать. На этом основании в стране было запрещено совместное обучение черных и белых в школах и высших учебных заведениях. Лиц с темной кожей лишили права на забастовку. Даже появляться в крупных городах они могли только в рабочее время с письменного разрешения работодателей. Все остальное время африканцы должны были находиться в так называемых "тауншипах", проще говоря, гетто, которые создавались на окраинах крупных городов. Один из самых крупных тауншипов ЮАР - Александра. Район Александра - типичное гетто Йоханнесбурга. Еще это место называют Dark City, то есть "темный город". Из миллиона здешних жителей - шестьсот тысяч безработных. Уровень безработицы здесь - один из самых высоких в ЮАР, соответственно - один из самых высоких уровней преступности. Полиция на этих улицах такое же уникальное явление, как и снег. Всякий, кто скрывается от полиции, оказывается здесь, в набитых людьми каменных коробках. Сегодня Александру уже нельзя назвать гетто - это обыкновенный негритянский район Йоханнесбурга, согласно статистике, самый неблагополучный в стране. Чужому, в особенности белому, появляться здесь даже днем не рекомендуется. Как ни тяжела была жизнь в Александре во времена апартеида, соседство с большим городом давало возможность что-то заработать и дать детям какое-никакое образование. Поэтому, несмотря на ограничения, население Александры быстро росло. В 50-х число нелегальных жителей гетто достигло критического уровня и власти стали насильственно переселять людей в соседние тауншипы. Марши протеста и столкновения с полицией стали в те времена в Александре постоянным явлением. Недовольство расистским режимом росло по всей стране.

В тридцати минутах езды от Йоханнесбурга находится город Соуэто. Здесь на площади свыше девяноста квадратных километров проживает более миллиона человек. Печальную известность этот город приобрел после событий 16 июня 1976-го. В этой части Соуэто, которая называется Орландо, проходила студенческая демонстрация. Около десяти тысяч молодых людей двигались по улицам. Здесь их встретили полицейские, вооруженные гранатами со слезоточивым газом и автоматическими винтовками R1. Без всякого предупреждения полиция открыла огонь. Студенты бросились бежать - полицейские спустили собак. По самым скромным подсчетам, в тот день погибло сто человек и более тысячи получили ранения. Поводом для демонстрации послужил провокационный указ Департамента образования. Школам и университетам предписывалось вести преподавание не на общеупотребительном английском, а на африкаанс - языке белого меньшинства ЮАР. Устроенная властями бойня всколыхнула все миллионное население города. До конца семьдесят шестого здесь не прекращались демонстрации, которые власти разгоняли с неизменной жестокостью. За полгода в Соуэто были убиты еще более шестисот человек, тысячи - ранены и десятки тысяч арестованы. Очевидец июньских событий - Хоуп Мабасо: "Я был еще совсем ребенком, но тот день помню очень хорошо. Вместе с друзьями мы возвращались домой из школы. Навстречу двигалась толпа студентов. Их были тысячи - они шли и пели, и конца им не было видно. Я пошел вместе с ними. На площади демонстрацию поджидали сотни полицейских, мне стало страшно, и я побежал. За спиной слышались выстрелы. Только вечером я узнал, сколько человек там погибло". Окончив школу, Хоуп Мабасо вступил в ряды АНК - Африканского национального конгресса, главной во времена апартеида оппозиционной силы в ЮАР. В шестидесятом году Конгресс был запрещен, тем не менее в семидесятых число его членов уже перевалило за сто тысяч человек. Почти такой же была численность боевого крыла АНК, которое называлось "Умконто Ве Сизве", или "Копье нации". Идейным вдохновителем и руководителем "Копья Нации" был Нельсон Мандела.

Нельсон Мандела. Родился 18 июля 1918 г. в деревне Умвезу Восточно-Капской провинции. Настоящее имя - Ролихлахла. На языке коса это означает "приносящий беду". Нельсоном Манделу назвал его школьный учитель - уж очень зловещим ему показалось имя мальчика. Окончив школу, Мандела поступил в колледж, из которого был вскоре исключен за участие в беспорядках. Уже тогда он пришел к выводу, что режим апартеида можно уничтожить только силой, для чего необходимо создать боевую организацию. Вступив в середине сороковых в АНК, Мандела за считанные месяцы сделался одной из ключевых фигур партии. "Копье нации" было создано им в начале шестидесятых, но почти сразу, в июне шестьдесят второго, его арестовали. Суд приговорил Манделу к пожизненному заключению.

Место заключения Нельсона Манделы - тюрьма острова Роббен. Секция "Б". Камера номер пять. Квадратное пространство - два на два метра. Личные вещи заключенного, которому присвоили порядковый номер четыреста шестьдесят шесть, посуда из нержавеющей стали и войлочная подстилка вместо нар. Спать приходилось прямо на полу. Подъем в пять утра, отбой - в семь часов вечера. Весь световой день - изнурительный труд. Нельсон Мандела провел здесь ровно восемнадцать лет. В тюрьме острова Роббен побывали почти все лидеры Африканского национального конгресса и других организаций, выступавших против правящего режима. Ллевелин Дэймон, историк: "Секция "Б" была особенной. Здесь в одиночках содержались наиболее опасные с точки зрения властей политические заключенные. Обращались с ними достаточно почтительно: и руководство тюрьмы, и рядовые надзиратели понимали, что имеют дело не с какими-то уголовниками, а с людьми, сидящими за свои убеждения. Там были и учителя, и врачи, и священники, и доктора философии". Нчеба Факу, почетный мэр города Порт-Элизабет. На остров Робен он попал в неполные двадцать лет. Его приговорили к десяти годам тюрьмы за участие в движении Сопротивления. Нчеба Факу: "Я был одним из самых молодых заключенных на Роббен-Айлэнде, если не самым молодым. Несколько раз мне доводилось встречаться с Манделой. Даже в тюрьме он оставался открытым, доброжелательным, спокойным и в то же время несгибаемым человеком. Помню, как он сказал: "Выжить здесь можно, только если ты абсолютно уверен в собственной правоте".

К концу восьмидесятых даже власти ЮАР поняли, что дни апартеида сочтены. Сопротивление черного населения росло. США и страны Европы ввели санкции против режима Претории. Иностранные компании и инвесторы сворачивали свою деятельность в ЮАР, опасаясь дальнейшей дестабилизации. В восемьдесят девятом заболевшего Питера Боту сменил на посту президента Фредерик де Клерк, прежде возглавлявший Министерство внутренних дел. Де Клерк, которого впоследствии окрестили "южно-африканским Горбачевым", выдвинул пятилетний план демонтажа системы апартеида. Изменения в стране начались сразу после того, как Де Клерк возглавил ЮАР. Он отменил главные расистские законы - закон о расселении по группам и закон о регистрации населения; снял запрет на деятельность АНК и освободил из заключения Нельсона Манделу. Реакция на это была столь восторженной, что со стороны казалось, будто население страны в одночасье лишилось рассудка. В девяносто четвертом в Южной Африке состоялись первые общенациональные выборы с участием африканского большинства. Президентом стал Нельсон Мандела. К тому времени руководитель АНК уже был лауреатом Нобелевской премии мира, человеком, о котором снимали фильмы и писали книги.

Главный бестселлер Южной Африки последних лет - книга "На шаг от Манделы". История президентства Нельсона Манделы глазами руководителя его службы безопасности Рори Стейна. Человека, которого называли "тень президента". Бывший офицер полиции, Рори Стейн возглавлял службу безопасности Манделы с девяносто шестого по конец девяноста девятого. Выйдя в отставку, Стейн с женой и тремя детьми поселился в пригороде Йоханнесбурга. Годы, проведенные рядом с Манделой, он считает лучшими в своей жизни. Рори Стейн: "Девяносто процентов нашей работы было обеспечение так называемого "контакта с массами". Мистер Мандела очень любил общаться с людьми. Если он видел в толпе детей, то шел к детям. Если кто-то хотел пожать ему руку, с готовностью протягивал свою. Нашей службе приходилось учиться взаимодействовать с народом, который всегда с восторгом приветствовал своего президента. Нельзя было предугадать, где мистер Мандела захочет оказаться в следующий момент. Это абсолютно бесстрашный и непредсказуемый человек". О своем подопечном мистер Стейн может говорить часами. Но нам было интересно узнать, как он относится к переменам, произошедшим в ЮАР. Рори Стейн: "Теперь это совсем другая страна, и самое удивительное, что на все понадобилось каких-то десять лет. И не только внутри страны все изменилось. Например, раньше к нам, белым жителям ЮАР, за границей относились крайне настороженно. Думали: да там, в ЮАР, вообще кошмар! Теперь с паспортом гражданина ЮАР вас везде ожидает теплый прием. Говорят: о, ЮАР! Нельсон Мандела!!!"

Сегодня Южно-Африканская Республика - это и в самом деле "совсем другая страна". Сэнтон-сити, Йоханнесбург - в недавнем прошлом район белых толстосумов. Здесь - самые дорогие особняки, самые роскошные рестораны, самые крупные торговые центры. Из чернокожего населения сюда имели доступ только те, кто обслуживал белых: уборщики, официанты, продавцы. За девять лет все радикально изменилось. Теперь здесь живут и белые, и чернокожие, и индусы, и арабы. Цвет кожи уже не имеет значения. Единственное, что важно - это деньги. "Хочешь денег? Заработай их честным трудом!" Только вот во времена апартеида черные фактически не допускались к хорошо оплачиваемым профессиям. С приходом к власти Африканского национального конгресса коренное население получило реальный доступ и к образованию, и к государственным должностям, и к занятию бизнесом.

Винодельческая ферма New Beginning, провинция Западный Кейп. После отмены апартеида белый владелец фермы разделил ее на две равные части. Часть он оставил себе, часть подарил чернокожим фермерам. Те организовали кооператив, который представляет собой совершенно отдельную фирму, никак не связанную с фирмой бывшего хозяина. Уолтер, менеджер New Beginning: "Безусловно, изменился весь уклад фермерской жизни. Сегодня, если ты умеешь работать - ты будешь зарабатывать приличные деньги, в независимости от того, какого цвета у тебя кожа. Никакой дискриминации нет и в помине. Есть конкуренция, но это нормальное явление". Джерри, работник фермы: "Лучше даже не вспоминать о том, что было раньше. Еще десять лет назад я работал с утра до вечера, и мне едва хватало на хлеб. Теперь я могу обеспечить не только самого себя, но еще и своих внуков. Их у меня трое". Вино, произведенное на ферме New Beginning, вам предложат практически в любом ресторане Западного Кейпа. Двери этих ресторанов сейчас открыты для всех. Увидеть табличку "Только для белых" теперь можно разве что в музее. Рори Ньюин - сомелье ресторана "Thirty four degree" - вина New Beginning считает вполне конкурентоспособными, но к изменениям в стране относится крайне скептически. Рори Ньюин: "Равноправие - это, разумеется, очень важно, но в данный момент мы столкнулись с проблемой "утечки мозгов". Последние несколько лет АНК проводит в жизнь программу affirmative actions: теперь, при устройстве на работу, предпочтение отдается людям с черным цветом кожи. Белому специалисту найти себе работу - все труднее, а потому многие хорошо образованные и способные люди уезжают за рубеж. Все бы ничего, только компетентных специалистов среди черных пока очень мало".

Программа affirmative actions - в переводе "позитивные действия" - была заимствована новой властью ЮАР у американцев. Во времена президента Линдона Джонсона в США запустили такую программу с целью устранить последствия расовой дискриминации, обеспечить афроамериканцам равные не на бумаге, а на деле возможности с белыми. Но отставание, копившееся веками, за несколько лет не преодолеешь - считает Джанет Черри, преподаватель социологии в университете города Порт-Элизабет. Джанет Черри: "Если посмотреть, какая часть черных детей, оканчивая школу, имеют хоть какое-то представление о той же математике, то картина будет безрадостная - число их по-прежнему очень невелико. Но не надо забывать, апартеид отменен неполных десять лет назад - за такой срок решить проблему образования просто невозможно. Огромное достижение уже то, что правительство этим вплотную занялось. Осталось набраться терпения и ждать".

Восточно-Капская провинция. В этом районе живут в основном представители племени коса. Эта деревня называется Умвезу. Знаменита она тем, что в ней восемьдесят пять лет назад родился Нельсон Мандела. С тех пор здесь мало что изменилось: те же самые домики с покосившимися соломенными крышами, те же загоны для скота. Правда, год назад в Умвезу провели электричество. Водопровода пока нет, поэтому зимой, когда пересыхают окрестные ручьи, жителям приходится возить воду издалека. Но даже и без водопровода свобода - великая ценность. Требуется только правильно ею пользоваться. Коренному населению, живущему в ЮАР в наши дни, этому еще предстоит научиться.