Внутренняя и внешняя политика администрации Б. Клинтона. Экономическая политика президента билла клинтона Билл клинтон внутренняя политика

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма .

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, - раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рационализация производства;

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;

— стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Подробнее см. на https://studme.org

20 января 2001 года 42-й президент США Билл Клинтон оставил пост главы государства. Многим он запомнился по участию в скандале с Моникой Левински, кому-то запомнился человеком, который поспособствовал военному конфликту в Югославии, а у кого-то останется в памяти подъем экономики США времен президентства Клинтона.

"Российская газета" представляет главные факты и итоги работы Уильяма Джефферсона Клинтона на посту президента США.

1. Билл Клинтон выиграл президентские выборы в США 1992 года и стал первым за 12 лет демократом на этом посту. В связи с этим отмечалось, что у демократов нет опыта в формировании команды президента. Какое то время Клинтон намеревался даже сделать главным прокурором США Зою Беард, которая обвинялась в неуплате налогов и находилась под уголовным преследованием. Также в самом начале своего президентства Клинтон неумело взаимодействовал с Конгрессом, который в большинстве своем был представлен Республиканской партией.

2. Первая и одна из самых крупных неудач на посту главы государства - провал реформы здравоохранения, которая входила в перечень предвыборных обещаний Клинтона. Реформа предполагала введение медицинской страховки для всех граждан США, а ее финансирование легло бы на плечи работодателей и производителей в медицинской сфере. Однако все то же отсутствие политического опыта на столь высоком уровне и победа республиканцев на выборах в Конгресс в 1994 году поставили крест на реформе. Тем самым Клинтон уже в начале своего президентства нажил себе недоброжелателей.

3. 42-й президент США занимал свой пост два президентских срока, а это значит, что он запомнился не только своими неудачами. Первый раз он победил на выборах во многом за счет того, что сделал упор на улучшении экономических показателей страны после правления республиканцев. Главным предвыборным лозунгом Клинтона стала фраза "Это экономика, дурачок", тем самым он как будто обращался к президенту Бушу.

Стоит отметить, что во время правления президента Клинтона экономика США росла впечатляющими темпами. Инфляция сократилась, безработица была на достаточно низком уровне, а внешний долг США удалось сократить. Еще один немаловажный факт - во время второго президентского срока Клинтона бюджет страны находился в профиците.

4. Все же Биллу Клинтону не удалось руководить страной без каких-либо скандалов. Один из них - это всем известный скандал Клинтона и Моники Левински, во время которого президент оказался на грани импичмента. Левински работала в Белом доме с 1995 по 1997 год, в это же время между Левински и Клинтоном предположительно были эпизоды сексуальной связи. В 1998 году началось расследование, во время которого большинство в обеих палатах Конгресса склонялось к тому, что Клинтон заслуживает импичмента за лжесвидетельствование на суде, когда он отрицал факты сексуальной связи с Левински. Таким образом, Билл Клинтон стал третьим (после Никсона и Джонсона) президентом США, которому грозил импичмент.

5. Скандал Клинтона и Моники Левински многие связывают с внешнеполитической деятельностью США 90-х годов XX века. Отмечается, что некоторые военные операции начинались в то время, когда начинались судебные разбирательства Клинтона - ответная атака после взрыва посольства США в Кении и Танзании наносится в тот же день, когда Левински выступала в суде; операция "Лиса пустыни" была проведена войсками США и Великобритании в Ираке в то же время, когда в палате представителей проходило слушание по делу об импичменте; в феврале 1999 года во время слушания дела об импичменте уже в сенате США были инициированы переговоры между косовскими албанцами и югославскими властями.

Самым же печальным внешнеполитическим итогом правления Клинтона несомненно стала гражданская война в Югославии, унесшая жизни огромного количества народа и раздробившая эту некогда великую балканскую страну. Армия НАТО и миротворцы ООН в этом конфликте приняли сторону сепаратистов и напрочь отказывались замечать многочисленные факты военных преступлений против сербской части Югославии.

Билл Клинтон

42-й президент США. Клинтон Уильям Джефферсон (Билл) президент США в 1993 - 2000

Клинтон Билл (полное имя при рождении Уильям Джефферсон Блайт-третий) родился 19 августа 1946 года в маленьком городке Хоуп в Арканзасе. Нынешнюю фамилию унаследовал от отчима Роджера Клинтона. В 1968 закончил Джорджтаунский Университет (бакалавр международных отношений), г. Вашингтон и продолжил образование в Оксфордском Университете в Англии (государственное управление). По возвращении в США в 1970 году поступил в юридическую школу Иельского Университета. По окончании юридической школы преподавал в Арканзасском Университете. В 1976 году избран генеральным прокурором штата Арканзас, а в 1978 стал самым молодым губернатором в истории США. В 1980 году баллотировался на второй срок, но не прошел, в 1982 году был избран снова. В 1992 году был избран 42-ым президентом США, переизбран в 1996 году.

Использованы материалы кн.: Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008.

КЛИНТОН (Clinton) Билл (полное имя Уильям Джефферсон Клинтон) (р. 1946) - американский государственный деятель, 42-й президент США.

Активное участие в политике принимал с 1974 г., выставив свою кандидатуру от Демократической партии на выборах в Конгресс США от штата Арканзас. В 1976 г. избран генеральным прокурором штата. Возглавлял группу поддержки Дж. Картера в Арканзасе на президентских выборах (1976). Дважды избирался губернатором штата Арканзас (1978, 1982), в 1986-1987 гг. - пред. Национальной ассоциации губернаторов США. Дважды избирался на пост президента США (1991 и 1996).

Во внутренней политике выступил с программой инвестирования 700 млрд долл. на образование, борьбу с безработицей и другие социальные нужды за счет сокращения военных расходов, увеличения налогов, но его предложения по реформированию системы здравоохранения были заблокированы республиканским большинством Конгресса.

В области внешней политики продолжил линию предыдущих президентов на закрепление за США роли мирового арбитра при решении международных конфликтов. При содействии США были подписаны мирные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (1993); между Израилем и Иорданией (1994); соглашения по урегулированию боснийского кризиса (1995). Однако посылка американских воинских контингентов в Сомали и на Гаити, позиция США в отношении расширения НАТО на восток подвергались критике как в США, так и в мировом сообществе.

Билл Клинтон внешняя политика, которого приносила свои плоды, значительно перекрывала те огрехи, которые появлялись от неудавшихся реформ. Соглашение между Палестиной и Израилем, урегулирование балканского конфликта Детройскими соглашениями, договоренности о свободной торговле, все это и многое другое ему действительно удавалось. Политика Билла Клинтона приносила свои плоды не внешнеполитическом поприще, переизбравшись на второй срок Бил Клинтон, сумел найти подход в расширении НАТО в Восточной Европе, а так же успешно провести военные операции в Югославии и Ираке. Билл Клинтон президент от Бога.

Именно так тогда его называли, говорили – активный, целеустремленный, а главное перспективный, что не пугало народ, а только вдохновляло на поддержку своего лидера. Билл Клинтон и внутренняя политика были практически совершенны. Но на втором сроке своей деятельности в роли президента он потерпел фиаско в связи с банкротством Whitewater. Но это было только началом его бед, совсем скоро разразился новый скандал вокруг Моники Левински, которая проходила практику в Белом Доме. По ее заявлениям Бил Клинтоном домогался ее и хотел изнасиловать. Тогда вся эта история приняла не лучший оборот для президента, и он был подвергнут импичменту за лжесвидетельства в суде. Впоследствии его оправдали, и он закончил свой президентский срок и сдал пост Джорджу Бушу.

После всех этих событий Клинтон полностью окунулся в мир социальной жизни, он создавал благотворительные фонды и активно поддерживал свою супругу. Которая стала участвовать в политической жизни страны. В 2009 году ему был присвоен пост посланника на Гаити от ООН.

США в 2001-2014 гг

На выборах 2000 г. скандальную победу одержал республика­нец Джордж Уокер Буш (1946 г.р.) - губернатор штата Техас и старший сын 41-го президента США Дж. Буша (см. Воп­рос 44). Первые несколько месяцев своего правления Дж.У. Буш не мог определить приоритеты своей деятельности. Переломным событием в деятельности администрации Дж.У. Буша стали события 1 сентября 2001 года

После указанных терактов основным приоритетом деятельно­сти администрации Буша стала борьба с терроризмом, которая велась по двум основным направлениям: провозглашение "Оси зла", основу которой составляли ан­тиамериканские режимы в Афганистане, Иране, Ираке, КНДР, Сирии и Ливии; военные операции в Афганистане и Ираке, правительства которых были обвинены в поддержке мирового терроризма; политическое давление на Иран* КНДР, Сирию;

Крупнейшими внешнеполитическими акциями администрации Дж.У. Буша стали военные операции в Афганистане и Ираке. Война в Афганистане была начата почти сразу после событий 11 сентября 2001 года - 7 октября 2001 года. поводами к войне стали: поддержка радикальным исламским режимом "Талибан" миро­вого терроризма; наличие в Афганистане центров подготовки террористов; предположительное нахождение на территории Афганистана "террориста № 1" Усамы бен Ладена.

В результате указанной тактики силы "Талибана" были раз­громлены за 1,5 месяца; 12 ноября 2001 года армия "Северного альянса" взяла Кабул. Главный враг США - У. бен Ладен в ходе этой войны пойман или уничтожен не был.

Военная операция против Ирака - "Шок и трепет" - была проведена с 20 марта по 2 мая 2003 года. Действительной причиной войны было желание руководства США свергнуть антиамериканский режим С. Хусейна и укре­пить позиции США в Ираке - стране, обладающей 10% миро­вых запасов нефти. Война была проведена односторонне США и Великобританией бе.ч санкции ООН. Требования союзников США - Германии, Фран­ции и Италии решить конфликт мирным путем были проигнори­рованы, что внесло раскол в ряды союзников США по НАТО. В отличие от операции "Буря в пустыне" 1991 г., в 2003 г. ар­мии США и Великобритании сразу начали наземную опера­цию, продвигаясь вглубь Ирака с территории Кувейта. Армия Ирака оказывала упорное сопротивление только в первые дни войны. По мере приближения американских войск к Багдаду сопротивление начало угасать.

Тема Ирака стала одной из основной в ходе президентской кампании 2004 г. Она расколола американское общество при мерно пополам.

Несмотря на жесткую критику за начатую им войну в Ираке, Дж. У. Буш одержал победу на президентских выборах 2004 г. И был переизбран на 2-й срок (до января 2009 г.).Обама - За первую неделю президентства Обама приостановил работу военных комиссий в Гуантанамо и приказал закрыть данное место заключения в течение года, изменил правила допросов лиц, подозреваемых в терроризме, приказал министерству энергетики повысить стандарты эффективности топлива и разрешил штатам устанавливать стандарты выбросов выше федеральных, а также отменил запрет федерального финансирования международных организаций, связанных с проведением абортов.

29 января 2009 года президентом подписан закон, увеличивающий возможность обжаловать в суде факты дискриминации в области оплаты труда. В феврале принят закон о стимулировании. В ноябре 2012 года Обама был переизбран в президенты;



В апреле 2009 года смягчены санкции против Кубы, в январе и мае 2011 года упрощён визовый режим и расширены возможности денежных переводов на Кубу. В декабре 2014 года объявлено о намерении восстановить с Кубой дипломатические отношения.

Весной 2011 года в Пакистане уничтожен Усама бен Ладен. С марта до октября 2011 года США участвовали в силовой операции группы стран в Ливии. С марта 2014 года введена серия санкций против России.

Внутренняя и внешняя политика третьего и четвертого лейбористских правительств (1945 – 1951 гг.)

Парламентские выборы 5 июля 1945 г. окончились для консерваторов поражением, а лейбористы, впервые получив абсолютное большинство, сформировали своё правительство во главе с Клементом Эттли.

Новое правительство сразу начало воплощать свою программу в жизнь: были национализированы с выкупом владельцам предприятия угольной, сталелитейной и газовой отраслей, электроэнергетика, транспорт и Английский банк (т.е. отрасли инфраструктуры, что не выходило за рамки капиталистической системы); завершено создание системы социального обеспечения; введено бесплатное медицинское обслуживание;

Помимо этого были взяты займы у США и Канады на крайне невыгодных условиях – отмена или снижение таможенных пошлин на их товары и свободный обмен долларов на фунты, что лишь усилило финансовую зависимость Англии от США.

К 1949 г. экономические проблемы настолько обострились, что правительство вынуждено было прибегнуть к политике жёсткой экономии, предусматривавшей замораживание з/платы и девальвацию фунта стерлинга.

Когда 5 марта 1947 г. бывший премьер-министр Черчилль произнёс свою знаменитую «фултонскую речь» с призывом к организации похода против СССР и «мирового коммунизма», английская общественность ответила возмущением, а более 100 депутатов парламента потребовали её осуждения.

К парламентским выборам 1950 г. страна пришла даже в более тяжёлом положении, чем была в 1945 г. На фоне восстановления промышленности слишком сильно стало заметно отставание Англии от более быстро развивающихся стран, резко возросли налоги, всё ещё сохранялась карточная система распределения.

Кроме того в самой лейбористской партии начался раскол – группа левых лейбористов была недовольно политикой правительства и выпустили манифест «Держись влево!», с требованием демократизации и внутренней и внешней политики.

На новых выборах лейбористы сохранили незначительное большинство, но постоянно растущий долг заставил правительство пойти на сокращение государственных расходов в социальной сфере и введению оплаты некоторых медицинских услуг, что привело к недовольству, политическому кризису и досрочным выборам 1951 г., на которых победу одержали консерваторы.

Проблемы экономического развития Великобритании в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Внутренняя и внешняя политика консервативных правительств (1951 – 1964)

Возврат 77-летнего Уинстона Черчилля на пост премьер-министра означал возврат к власти крупного финансового капитала.

50-е гг. ознаменовались стабильным, но медленным ростом английской экономики. Военные расходы при консерваторах не уменьшились, а увеличились и к сер. 50-х гг. достигли 37 % гос.бюджета. Приход к власти консерваторов привёл к активизации рабочего стачечного движения и усилению коммунистов, утвердивших в 1952 г. новую партийную программу «Путь Британии к социализму». В 1955 г. престарелого Уинстона Черчилля заставили уйти в отставку, и кресло премьер-министра занял Антони Иден, с именем которого связан самый крупный провал внешней политики Англии – «суэцкая авантюра» 1956 г., приведшая к печальным последствиям.

Во 2-ой пол. 50-х гг. всё ярче стала прослеживаться застарелая «болезнь» британской экономики – низкие темпы экономического роста. Уже к сер. 60-х гг. Англия в мировом капиталистическом производстве уступает 2-ое место ФРГ, а к нач. 70-х её оттесняет на 4-ое место Япония. Британские капиталисты предпочитали бо́льшую часть своих инвестиций направлять не в собственную экономику, а за границу. В этой ситуации правительство могло бы решить проблему внутреннего дефицита средств на модернизацию с помощью ограничений вывоза капитала или повышением налогов на прибыль от зарубежных инвестиций, но не сделало этого. В итоге во время бурного мирового научно-технического прогресса Англия всё больше отстаёт от новых мировых лидеров.

В 1951 г. 6 европейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Англия, в силу своего островного положения, никогда не ощущавшая себя европейской страной и привыкшая к доминированию в мире, отказалась участвовать в этом процессе. В ответ в 1960 г. Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в составе Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии. Англия попыталась компенсировать упущенное и войти в «Общий рынок», но президент Франции Шарль де Голль дважды (в 1961 и 1967 гг.) накладывал на приём Великобритании в ЕЭС вето, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами.

В условиях экономического спада на выборах 1992 г. Белый дом перешёл в руки демократа Уильяма Билла Клинтона .

США при Клинтоне достигли верха своего благополучия, спо-койствия и процветания. Вторая половина 1990-х гг. ознаменова-лась небывалым и весьма продолжительным экономическим подъё-мом. Рождённая передовыми технологиями «новая экономика» США продемонстрировала высочайшие темпы роста производст-ва, что привело к росту заработной платы и сокраще-нию безработицы. Президент Клинтон использовал многочисленные возможности, которые давал рост экономики, для того, чтобы осуществлять разнооб-разные социальные программы. Фактически при нём была сформирована прочная «страховочная сеть», за-щищавшая американцев в случае потери работы, тру-доспособности или кормильца. Однако не все гражда-не США смогли ею воспользоваться.

Заметного успеха в 1990-е гг. достигла борьба с пре-ступностью и коррупцией. Правительство США значи-тельно усилило поддержку науки. В результате США за-воевали бесспорное лидерство в мире по развитию ин-формационных технологий и биотехнологии.

Однако столь внушительный рост экономики создавал искусст-венный «перегрев», который на практике мог обернуться масштаб-ным кризисом. Материал с сайта

Внешняя политика Билла Клинтона

В 1994 г. американская разведка выяснила, что Северная Корея ак-тивно готовится к созданию ядерной бомбы. Прямое давление на корейцев не помогло, назревал вооружённый конфликт. Ситуацию удалось разрядить при участии посредника — бывшего президента США Картера. Он добился соглашения о решении подобных вопро-сов мирным путём.

В 1998 г. американские самолёты бомбили Ирак, после того как руководство этой ближневосточной страны заявило о нежелании сотрудничать с экспертами ООН.

В 1999 г. американ-ские самолёты участвовали в бомбардировках территории Югосла-вии во время так называемого Косовского кризиса.