Виноградов павел гаврилович. Павел гаврилович виноградов П г виноградов достижения

А. В. Антощенко
Россия на переломе
(О проблемах российской истории в публицистике П. Г. Виноградова)

Всемирную известность выдающемуся русскому историку Павлу Гавриловичу Виноградову (1854–1925) принесли его работы по средневековой истории Англии и историческому правоведению. Однако, как и большинство либерально настроенной профессуры в России конца XIX – начала XX в., он уделял значительное внимание историческому прошлому своей родины, без чего немыслимым было определение перспектив ее развития и сознательное участие в общественной деятельности. Если в 1870-1880-е гг. во время учебы в Московском университете, научных командировок в Германию, Италию, Англию шло становление его как ученого, то с 1890-х гг. все более отчетливо обозначилось стремление историка занять активную общественную позицию. «Профессор всеобщей истории не может сидеть у себя в углу», – это обращение к ученикам не было пустой фразой. По справедливому замечанию К. Паркера: «Он не видел разрыва между своей профессиональной и общественной деятельностью: действительно мы можем видеть свободное течение идей между ними» . Общетеоретические основания исторических построений П. Г. Виноградова следует рассматривать и как базис для выработки его либеральной программы , а обращение к истории России – как необходимую основу для определения ее ведущих положений.

I

Причиной первого обращения П. Г. Виноградова к проблемам истории послужил, казалось бы, случайный факт – приглашение прочесть Ильчестерские лекции в Оксфорде о славянофильстве в русской культуре . Слушавший лекции Г. Фишер вспоминал впоследствии: «Это было, как мне кажется, одно из лучших по построению и самое выразительное из выступлений, которые я когда-либо слышал, и некоторые из его фраз до сих пор звучат в памяти. Он говорил, например, о страсти к «неусеченной жизни» как одном из признаков того романтического славянофильского национализма <…> который отрицал дух западной культуры <…> Виноградов, конечно же, принадлежал к противоположной школе, но он тем не менее рисовал мощную и отнюдь не без симпатии картину славянофильского движения в его различных проявлениях, литературных, философских, политических, художественных, и был полностью готов принять их влияние» . Таким образом, чтение лекций стало первым шагом на пути определения историком своего места в общественном движении в России.
Со своим отношением к славянофильству и западничеству П. Г. Виноградов по возвращении из Англии познакомил и российскую публику . Если англичан более заинтересовало славянофильство как проявление загадочной русской души, то в России единомышленники П. Г. Виноградова обратили большее внимание на его выступление о Т. Н. Грановском. В воссозданном автором облике признанного лидера зарождающегося российского либерализма западнической ориентации подчеркивались те черты ученого и гражданина, которые стали образцом для последующих поколений московской профессуры. Европейская образованность, позволившая синтезировать лучшие достижения крупнейших предшественников в исторической науке, достоинство, основанное на безупречной честности, прогрессивность взглядов и готовность отстаивать справедливость и истину как в стенах университета, так и вне их, человечность – вот те качества, которые привлекали в Грановском продолжателей его традиции в Московском университете и прежде всего – П. Г. Виноградова .
Выступления о славянофилах и Т. Н. Грановском были проявлением все более отчетливо осознаваемой П. Г. Виноградовым тяги к широкой общественной деятельности. Не случайно лекция о славянофилах была прочитана «в пользу бесплатных столовых и сельских библиотек в местностях, пострадавших от неурожая и эпидемии» , а о Т. Н. Грановском – в пользу комитета грамотности. В условиях оживления деятельности общественности в начале 1890-х гг. П. Г. Виноградов не мог уже довольствоваться лишь язвительными историческими параллелями между разлагающейся Римской империей и современным положением России в лекциях и критикой существующих порядков в узком кругу единомышленников. Его деятельная натура стремилась к практическим результатам. Основные направления общественной деятельности историка были тесно взаимосвязаны. Ими стали, во-первых, пропаганда представлений о государственном и общественном устройстве передовых западных стран и, во-вторых, активное участие в просветительских организациях и городском самоуправлении.
Важность просвещения и профессиональная вовлеченность историка в дело образования вполне естественно определили, что именно в этой сфере проявился первоначально общественный темперамент П. Г. Виноградова . Начав с «малых дел» – написания учебников по истории, создания исторического общества, участия в работе комитета грамотности, руководства училищной комиссией Московской городской думы и педагогическим обществом при Московском университете, – Павел Гаврилович постепенно пришел к выводу о необходимости изменения всей системы школьного образования в России. Основной идеей проекта, представленного им в igoo г. на заседаниях специально созванной министерством народного просвещения комиссии, была последовательная демократизация школы . По мысли историка, система школьного образования должна быть целостной, с тесной взаимосвязью всех ступеней и максимально возможной доступностью всем социальным слоям. Опираясь на европейский опыт (особенно скандинавских стран ), он последовательно проводил мысль, что школа должна содействовать не дифференциации общественных слоев вследствие получения ими различного по объему и качеству образования, а, напротив, их сближению и расширению среднего образованного класса.
Напряженная работа в общественных просветительских организациях, городской думе, участие в разработке проекта реформы среднего образования не отодвигали в жизни П. Г. Виноградова на второй план главный «просветительный орган» – университет. Его роль здесь не ограничивалась чтением ведущих курсов по всеобщей истории или великолепно поставленными в методическом отношении семинара. Все более отчетливо в стенах Круглой залы, где заседал профессорский совет Московского университета, звучал голос ординарного профессора П. Г. Виноградова об общественном значении университета и необходимых преобразованиях в его управлении. Наиболее полно его мысли о назревших изменениях в университетском образовании выразились в статье «Учебное дело в наших университетах» .
Сам факт предпочтения публичного выступления возможности подать служебный доклад или записку, как это делали многие из его коллег, свидетельствовал о желании П. Г. Виноградова опереться на общественной мнение , а не только на свой личный авторитет известного историка, для того, чтобы быть услышанным властями. За этим стояло ясное осознание им той роли, которую играло общественное мнение в выработке правительственной политики в демократических государствах Западной Европы и Америки, и стремление добиться того же в России.
П. Г. Виноградов последовательно отстаивал идею самоуправления университетских корпораций, которая была существенно урезана университетским уставом 1884 г. Воссоздание автономии университетов, которая признавалась уставом 1863 г., требовалось для последовательной реализации основных начал университетского образования – научной свободы и педагогического авторитета. Сочетание этих двух начал определяло, по мнению Виноградова, значение университета как «центрального просветительного органа», от которого «зависит жизненность всех остальных частей воспитательной системы страны» . Успешное выполнение этой функции университетом возможно только в условиях устранения вмешательства в учебное дело университетов со стороны бюрократии, которая осуществляла его в политических целях. Выступая за академическую свободу, П. Г. Виноградов понимал ее прежде всего как «свободу преподавания», считая, что определение учебных планов и экзаменационных программ должно быть прерогативой факультетского руководства. В данном вопросе он выступал как против сторонников «свободы слушания», так и против поборников «школьного принуждения». Осуществление идей первых, заимствованных из Германии, в условиях России привело бы к усилению бюрократического контроля в виде отделенного от преподавания государственного экзамена. Реализация намерений вторых означала введение принудительного обучения, которое «убьет свободный интерес к науке». В своих предложениях П. Г. Виноградов исходил из необходимости расширения свободы выбора лекционных курсов студентами, а также развития самостоятельности их занятий. Самоуправление профессорской коллегии, по его мнению, обеспечивало естественную основу местной университетской власти, связывая ее с авторитетом наставников, поскольку только последний позволял осуществлять правильное руководство студентами. Вместе с тем, считал П. Г. Виноградов, учащимся должно быть предоставлено право на создание собственных студенческих организаций, что отрицалось не только уставом 1884 г., но и уставом 1863 г. Причем мнение профессора в данном вопросе оказалось радикальнее, чем мог допустить даже такой относительно либеральный министр народного просвещения, как П. С. Ванновский. Признавая важность студенческих организаций для материальной взаимопомощи и в культурно-образовательных целях, Павел Гаврилович выступал за превращение курсовых, факультетских и общеуниверситетских представительных собраний студентов в инструмент выработки у них навыков законного выражения общественного мнения под руководством заслуживших их доверие профессоров. Именно так были организованы под руководством комиссии, возглавляемой П. Г. Виноградовым, курсовые и факультетские совещания в Московском университете в ноябре 1901 г., названные одним из участников «студенческим парламентом». При их проведении были последовательно реализованы принципы: выборности, свободного обсуждения вопроса и тайного голосования, подчинения мнению большинства при уважении права меньшинства на особое мнение. Непризнание такого характера деятельности студенческих организаций министром стало одной из причин добровольной отставки историка, решившего вскоре после этого уехать из России .

II

После отъезда в Канны у П. Г. Виноградова завязалась переписка с П. Б. Струве, который предложил ему сотрудничать в «Освобождении». Павел Гаврилович согласился и высоко оценил статью с программным заявлением редакции. «Статьей я очень доволен и готов подписать каждую ее мысль» , -писал П. Г. Виноградов, сочувствовавший идее объединения всех антибюрократических сил, с патриотических позиций выступающих за новую Россию. В качестве «замечания» историк предлагал пояснить, каким образом могут действовать те, к кому обращался редактор. Собственной конкретной программы у него в этот момент не было. «Способы действия не могут быть, конечно, указаны для каждого конкретного случая, – пояснял свою мысль Виноградов, – но необходимо всеми мерами и при всяком случае заявлять о беззакониях и злых последствиях существующего порядка» .
Появившиеся вскоре на страницах «Освобождения» статьи П. Г. Виноградова, подписанные «абв», содержали резкую критику правительственной политики в области образования . Раскрывая непоследовательность мероприятий, осуществлявшихся министрами народного просвещения П. С. Ванновским и Г. Э. Зенгером, историк противопоставлял им собственное видение путей решения университетского вопроса через предоставление университетам автономии, а студентам – права на собственные организации, в которых те могли бы под руководством профессоров выражать мнение по всем затрагивающим их вопросам. Однако полностью решить проблему студенческих выступлений, считал историк, возможно лишь изменением строя общественной жизни.
Важным моментом в определении исторических перспектив развития России, повлиявшим на выработку либеральной программы П. Г. Виноградовым, стало предложение прочесть лекции во время летней сессии 1902 г. в Кембриджском университете. Это позволило ему детализировать собственное видение изменений в России второй половины XIX – начал а XX вв. Важнейшим событием, определившим вступление России в новую историю, он считал проведение реформ 1860-х годов. По мнению историка, они были выражением «духа времени» . Главным условием успеха преобразований он признавал сотрудничество правительства с образованным меньшинством, наделенным идеалами справедливости и независимым мышлением.
Основу социального переустройства составило освобождение крестьян, охарактеризованное П. Г. Виноградовым как «мирная революция», которая изменила экономическую структуру общества, вызвав к жизни другие реформы – политическую, административную и правовую. Тем самым было положено начало переходу от общества, основанного на принудительном труде лично зависимых тружеников – крестьян, к обществу, основу которого составлял вольнонаемный труд. Введение земского самоуправления означало первый шаг в движении от старого режима централизованного бюрократического управления, опиравшегося на дворянство и защищавшего его сословные интересы, к новому – с участием общества и в интересах всех его членов. Проведение правовой реформы, в положениях которой нашли воплощение лучшие достижения западноевропейской правовой мысли и практики применительно к российским условиям, должно было привести к утверждению современных политических достижений. Таким образом, реформы рассматривались историком как средство постепенного формирования гражданского общества, основанного на самодеятельности свободных граждан, права которых защищены законом.
Высоко оценивая реформы, П. Г. Виноградов вполне отчетливо видел и их недостатки. Освобожденное крестьянство осталось в особом, приниженном состоянии. Сохранение общины, которое, по его мнению, могло вполне сочетаться с распространением на нее, как юридическое лицо, общих правовых норм, привело к зависимости крестьян от этого древнего института. Законодательством они рассматривались как низшая страта, на которую не распространялись многие нормы права, действующие в отношении других социальных слоев. Наиболее вопиющим примером этого служило сохранение телесных наказаний крестьян. Помимо этого, крестьяне получили земельные наделы и угодья, которые были и меньше по размерам, и хуже по качеству в сравнении с теми, что они имели до освобождения, а усиливающийся налоговый гнет государства приводил к их обнищанию .
Вместе с тем П. Г. Виноградов подчеркивал, что правительство принимало все меры к тому, чтобы сохранить привилегированное положение дворянства, которое начало терять свои экономические позиции после отмены крепостного права. Наиболее ярко стремление сохранить господство помещиков над крестьянами проявилось в создании института земских начальников. Введение этой должности, исполнитель которой сосредотачивал в своих руках полицейскую и административную власть и назначался губернатором из дворян, означало, по его мнению, отход от принципов судебной реформы 1864 г. Закон о земских начальниках означал «установление диктатуры», служащей укреплению центральной бюрократии, с одной стороны, и местного дворянства, с другой.
Важнейшей среди реформ 1860-х годов было введение местного самоуправления. Однако и здесь П. Г. Виноградов отмечал половинчатость и непоследовательность проведенных мер. Половинчатость реформы, отразившая, по его словам, «компромисс между либеральными идеалами и бюрократическими ограничениями», сказалась и в определении компетенции и властных полномочий земских органов. Законодатели исходили из стремления ограничить компетенцию земств решением местных хозяйственных дел, сохранив за государством политические. На практике такое разграничение, как отмечал историк, оказывалось невозможным. Вследствие этого создавались условия для постоянного вмешательства бюрократии в дела местного самоуправления, что делало фикцией положение о их самостоятельности в пределах определенной им компетенции.
Еще одним недостатком, сдерживающим развитие земского самоуправления и открывающим лазейку для произвола чиновников, была незавершенность системы земских учреждений. Они были созданы лишь на уровне губерний и уездов. На волостном же уровне все осталось без изменения. Здесь осуществлялось крестьянское самоуправление. Это консервировало замкнутость крестьянского сословия и, как уже говорилось, создавало возможность утверждения произвола бюрократического управления. Надежным заслоном против поползновений центральной бюрократии восстановить привилегии дворянства и всевластие чиновничества было, по мысли П. Г. Виноградова (впрочем, как и многих других земских деятелей), распространение принципов всесословного земского самоуправления на волостной уровень.
П. Г. Виноградов рассматривал земства как «школу большей свободы». Он принадлежал к той части земцев, которые видели в земских учреждениях ростки демократического политического устройства. Всякие попытки бюрократии заморозить эти ростки рассматривались им как проявления политической реакции.
Указывая на предпочтительность мирной трансформации российского общества, П. Г. Виноградов ставил ее в зависимость от правительственной политики. Отсутствие политической воли к изменению существующего положения дел привело историка к признанию вины центральной бюрократии за то, что были упущены все имевшиеся с момента создания земств возможности изменения политического порядка в стране. В конечном счете действия центральной бюрократии были одной из главных причин радикализации требований лидеров общественности, что грозило революцией.

III

На развитие событий в России в 1905 г. П. Г. Виноградов откликнулся рядом статей, среди которых выделялись «Политические письма» и «17-го октября 1905 года», где была изложена личная программа политических изменений в России, близкая октябристам .
Выступая против административного латания государственной машины, П. Г. Виноградов в то же время предостерегал против упований на революцию. Свое собственное место в расстановке политических сил он видел в либеральной центристской группе, представители которой стремятся «к свободе, к активному патриотизму, к раскрытию и врачеванию общественных недугов, но не желающих переворота всех отношений, разрыва с национальным прошлым, рискованной игры неизвестными политическими силами» . При этом им отчетливо осознавалась сложность положения центристов, которые приобретают «решительное значение» на завершающей стадии социальных преобразований, в то время как на начальных этапах преобладает увлечение радикализмом. Таким образом, П. Г. Виноградов отмежевывался от позиции своих бывших соратников, группировавшихся вокруг «Освобождения».
Выделив три основные социально-политические силы в обществе – правительство, интеллигенцию и народ, он определил принципы анализа взаимоотношений между ними, взаимоотношений, от которых зависит политическая ситуация в стране. Выступая против контрастов в характеристиках этих сил, он стремился отметить не только слабые стороны каждой из них, но и достоинства. В своей основе анализ был направлен не на их размежевание, которое может привести к революции, а на поиск условий, которые позволят объединить их усилия в преобразовании общества. Обеспечить органическую трансформацию всего общества и каждой из составляющих его социально-политических групп может утверждение господства права в стране.
Знаток не только средневековой, но и новой истории, П. Г. Виноградов предпочитал развитию страны по пути Франции 1789 г. изменения, подобные произошедшим в Германии в 1848 г. Однако позиция историка не имела ничего общего с правительственной реакцией или консерватизмом славянофильского толка, что выражалось в его представлениях о возможном политическом устройстве России и полномочиях представительных учреждений. Россия должна была стать конституционной монархией. В решении задачи разграничения полномочий историк выступал с критикой как булыгинского проекта, так и предложений радикальной части либералов. В отличие от консерваторов в правительстве он считал невозможным предоставление представителям лишь права на совет и критику деятельности правительства. П. Г. Виноградов настаивал на конституционных полномочиях для русского народного представительства, закрепления за ним решающего голоса в выработке законов, утверждении бюджета и надзоре за правительственной деятельностью. Однако его позиция отличалась и от взглядов радикальной части либералов, возглавляемой П. Н. Милюковым . Аргументация историка была направлена на поиск компромисса между противоборствующими сторонами, который должен был опираться на их благоразумие и понимание того, что распря между ними вредно отразится на интересах государства.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Виноградов, Павел Гаврилович

Профессор всеобщей истории в Московском университете, сын Гаврилы Киприановича В., начальника московских женских гимназий, род. 18 ноября 1854 г. в Москве, поступил в Московский университет в 1871 г. и окончил в нем курс в 1875 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он еще до получения степени магистра начал чтение лекций в качестве стороннего преподавателя и был отправлен в заграничную командировку. В Берлине он занимался под руководством Моммзена римской историей, а под руководством Бруннера - историей германского права. Избрав предметом своих занятий преимущественно социальную историю Средних веков, он написал магистерскую диссертацию "Происхождение феодальных отношений в лонгобардской Италии" (СПб., 1880) и докторскую "Исследования до социальной истории Англии в Средние века" (СПб., 1887), поработав для них долгое время в библиотеках и архивах Италии и Англии, и высказал в них много оригинальных взглядов по предметам своих исследований. Докторскую свою диссертацию он переработал по-английски под заглавием "Villainagein England" (Лонд., 1892). В 1881 г. он был избран штатным доцентом, в 1884 г. назначен экстраординарным в 1889 г. - ординарным профессором. Кроме того, он преподавал на высших женских курсах В. И. Герье и участвовал в организованных в 1890 г. публичных лекциях. Из журнальных статей В. имеют значение: "Очерки западноевропейской историографии" ("Журн. Мин. народн. просв., 1883-84), "Ранке и его школа" ("Русская мысль", 1888), "Фюстель де Куланж, итоги и приемы его ученой деятельности" (там же, 1890) и "Американская республика" (там же, 1890). Кроме того, В. работал и в иностранных изданиях. Отметим статьи его в английском "Athenaeum" об открытых им рукописях (1883 и 1884), из коих особенно важен "Сборник судебных протоколов", составленный Брактоном и послуживший основанием для его знаменитой работы, в связи с чем стоит статья В. в "Law Quarterly Review" о вставках в текст Брактона (1885) и об издании вышеупомянутых протоколов ("The Note-book of Brakton", 1888), во главе его издателем (Maitland"oм) перепечатана статья В. о самой находке (1888). В "English Historical Review" напечатана статья В. "Molmen and Molland". Об английских университетах В. поместил статью в "Fortnightly Review". Английская ученая критика весьма сочувственно отнеслась к капитальным работам В. По-немецки В. напечатал работу: "Die Freilassung zu voller Unabhängigkeit in den deutschen Volksrechten" (в "Forsch. zur deutsch. Gesch.", 1876 г.). В 1891 г. В. читал в Оксфорде по поручению университета особый курс (Ilchester lectures) о славянофилах и западниках (Slavophilism and western ideas in Russian culture), который должен появиться в печати (лекция об И. В. Киреевском и начале московского славянофильства была помещена в "Вопр. фил. и псих." за 1891 г.). Наконец, под редакцией В. вышли переводы "Истории цивилизации во Франции" Гизо и "Основы государственного права Англии" Дайси. Выдвигая в своих занятиях на первый план экономическую сторону истории, которой он придает особенно важное значение с теоретической точки зрения, В. посвящает часть своей работы выяснению вопросов политических и культурных идей, на что указывают и приведенные названия его журнальных статей.

Н. Кареев.

{Брокгауз}

Виногра дов, Павел Гаврилович

Род. 1854, ум. 1925. Историк, специалист по аграрной истории средневековой Англии. До Октябрьской революции работал в Великобритании (1902-08, 1911). С 1914 г. академик Петербургской академии наук, с 1917 г. - РАН, с 1925 г. - АН СССР. Историограф.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Виноградов, Павел Гаврилович" в других словарях:

    Известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии (1880).… … Биографический словарь

    - (1854 1925) российский историк, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1914, академик РАН с 1917). В 1902 08 и с 1911 в Великобритании. Основные труды по аграрной истории средневековой Англии (дал классическую характеристику… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский историк позитивист, исследователь истории западноевропейского средневековья (особенно истории Англии), педагог. Член Петербургской АН (1914) и ряда иностранных академий. С 1884 профессор… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Виноградов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Виноградов, Павел. Павел Гаврилович Виноградов … Википедия

    - (1854 1925), историк, академик Петербургской АН (1914), РАН (1917), АН СССР (1925). В 1902 08 и с 1911 в Великобритании. Основные труды по аграрной истории средневековой Англии (дал классическую характеристику английской вотчины манора),… … Энциклопедический словарь

    - (1864, Кострома — 1925, Париж), историк, академик Петербургской Академии наук (1914). В 1875 окончил историко филологический факультет. В 1876—1903 преподавал на курсах, с 1877 — на историко филологическом факультете Московского… … Москва (энциклопедия)

    - (1854 1925), английский и русский историк, родился в Костроме 30 ноября 1854. Будучи сторонником университетской автономии, в 1902 подал в отставку с должности профессора истории Московского университета, переехал в Англию и в 1903 был избран… … Энциклопедия Кольера

    Павел Гаврилович Виноградов (Paul Vinogradoff, 18 (30) ноября 1854, Кострома 1925, Париж) крупнейший русский историк медиевист. Учился в Московском университете. Ученик В. И. Герье, его преемник в Московском университете. С 1884 г. профессор.… … Википедия

    Профессор всеобщей истории в Московском университете, сын Гаврилы Киприановича В., начальника московских женских гимназий, род. 18 ноября 1854 г. в Москве, поступил в Московский университет в 1871 г. и окончил в нем курс в 1875 г. Оставленный при … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Виноградов, Павел Гаврилович - (1854 1925) крупнейший рус. историк медиевист. Учился в Московском ун те. Ученик В.И. Герье, его преемник в Московском ун те. С 1884 г. профессор. Обладал блестящей науч. подготовкой, которой во многом обязан семинарам крупного нем. историка… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Книги

  • Павел Гаврилович Виноградов , Малинов А.В. , В монографии рассматриваются социально-историческая и методологическая концепции крупнейшего историка-медиевиста рубежа XIX-XX вв., профессора Московского и Оксфордского университетов Павла… Категория: Биографии деятелей науки Серия: Издатель: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) ,
  • Россия на распутье: Историко-публицистические статьи , Павел Гаврилович Виноградов , В книге собраны избранные историко-публицистические статьи известного российского историка Павла Гавриловича Виноградова, выходившие в отечественных и зарубежных изданиях в конце XIX – начале… Категория:

22 0

(род. в 1854 г.) - профессор всеобщей истории в Московском Университете, выдающийся знаток социальной истории Англии. Автор многочисленных научных трудов, а также известных учебников по истории Западной Европы. По своим политическим взглядам Виноградов примыкал к кадетам. /Т. 2/


Значения в других словарях

Виноградов Николай Петрович

Виноградов, Николай Петрович - писатель (родился в 1852 г.), протоиерей, воспитанник Казанской духовной академии, где состоит профессором по кафедре латинского языка и словесности. Главные труды Виноградова: "Догматическое учение святого Григория Богослова" (Казань, 1887; магистерская диссертация), "Взгляд Лукреция Кара на религию в его поэме "О природе" (Казань, 1897). ...

Виноградов Павел Гаврилович

Виноградов Павел Гаврилович - известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Степень доктора получил за "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887). С 1884 г. профессором Москов...

Виноградская, П.

(род. в 1897 г.) - член ВКП(б) с апреля 1917 г. В 1920-1921 гг. работала в ЦК, в Отделе работниц, принимала участие в комиссии по организации первой международной женской конференции и редактировала журнал "Коммунистка". В настоящее время ведет научную работу в Институте Маркса и Энгельса. /Т. 21/ ...

Виноградов Павел Гаврилович (1854 - 1925), профессор всеобщей истории в Московском Университете, выдающийся знаток социальной истории Англии . Автор многочисленных научных трудов, а также известных учебников по истории Западной Европы. По своим политическим взглядам Виноградов примыкал к кадетам . Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1914, академик РАН с 1917). В 1902-1908 и с 1911 годы в Великобритании. Основные труды по аграрной истории средневековой Англии (дал классическую характеристику английской вотчины-манора), историографии.

Виноградов Павел Гаврилович (18(30).XI.1854 - 19.XII.1925) - русский историк-позитивист, один из крупнейших буржуазно-либеральных историков, исследователь истории западно-европейского средневековья (особенно истории Англии). Академик (с 1914 года). Учился в Московском университете. С 1884 года - профессор Московского университета.

В лекционных курсах по древней, средневековой и новой истории Виноградов придавал большое значение изучению собственности и формированию классов, характеристике крестьянской общины, истории аграрных отношений в древности и в средние века, различным формам европейского феодализма. Признавая важность социально-экономических процессов и классового деление общества, Виноградов считал государство надклассовым институтом, родившимся раньше классов, и свой анализ исторического процесса строил по линии отношений между обществом и государством. С этой юридической точки зрения Виноградов видел 2 пути исторического развития в истории Европы – «английский», когда сословиям удалось объединиться и заставить государство ввести парламентскую монархию; в этом случае нет повода для революции (поэтому Виноградов не придает значения английской буржуазной революции); другой путь – «французский», при котором государство противостоит разъединенным сословиям; не встречая серьезного противодействия, оно вырождается в деспотизм - революция становится неизбежной. Французскую буржуазную революцию конца 18 века. Виноградов освещал сочувственно, пока речь шла о ликвидации феодализма, затем отношение к революционной деятельности народных масс стало резко враждебным (последняя партия «порядка», которой сочувствует Виноградов - жирондисты). Оценивая французскую буржуазную революцию в целом, Виноградов считал, что она оказала определяющее влияние на всю историю 19 века. Историю идеологии Виноградов рассматривал в связи с социально-политической обстановкой (эпоху христианства, например, трактовал как идеологическое следствие кризиса Римской империи). Однако этот принцип Виноградов проводил весьма непоследовательно.

Монографические труды Виноградова основаны на обильном новом документальном (архивном) материале. В магистерской диссертации Виноградова «Происхождение феодальных отношений в лангобардской Италии» (1880) исследуется «романский» вариант происхождения западноевропейского феодализма. В противоположность односторонним концепциям германистов и романистов Виноградов доказывал, что феодализм в Италии создавался как на римской (колонат, рост хозяйственной и политической самостоятельности землевладельцев), так и на германской (община лангобардов) основе. Виноградов ошибочно считал, что колонат перерос в отношения крепостничества уже в 3-4 веках н. э., отстаивая концепцию, согласно которой 3 век явился якобы рубежом между античностью и средневековьем.

В докторской диссертации «Исследования по социальной истории Англии в средние века» (1887) и связанной с ней книгой "Villainage in England" (1892) Виноградов исследует «германский» вариант происхождения феодализма. Исключительное место в этих исследованиях занимает история крестьянской общины, интерес к которой диктовался значением этой проблемы в политической и идейной борьбе в России. В противоположность романистам (Сибом), Виноградов показал, что средневековье в Англии открывается не господством крепостной вотчины, а господством свободной общины. Она была этапом в социально-экономической истории английского народа, а не являлась порождением неких племенных особенностей германцев, как полагали германисты, и не возникла в результате организующей роли помещика, как утверждала русская «государственная школа». Виноградов дал ставшую надолго «классической» характеристику английской феодальной вотчины - манора. В его концепции вотчинная теория органически слита с общинной теорией. Он доказывал, что общественные отношения в раннее средневековье развивались от свободы к несвободе - свободное крестьянство лишь к 11 веку попало в зависимость от лорда манора; материальная система, основанная на барщине и крепостничестве, достигла наивысшего расцвета в 12 и особенно в 13 веках. Вместе с тем отношения крестьянина и лорда Виноградов изображал как отношения договорные, в рамках которых осуществляется «разделение труда»: крестьянин кормит помещика, который обязан его защищать; община выступает как орган примирения между ними. В соответствии с этим государство понималось как форма, в которой «разделение труда» принимало вид соподчинения сословий, борьба которых примиряется государством. «Исследования...» Виноградова основаны на широкой базе новых источников. По признанию английских историков, Виноградов открыл англичанам их собственную историю. В частности, Виноградов открыл «Записную книгу» ("Note-book") - сборник, содержащий около 2 тысяч судебных протоколов, служивших материалом для трактата "De legibus et consuetudinibus Angliae" юриста 13 века X. Брактона.

Большое внимание Виноградов уделял историографии. Критериями при оценке научной деятельности историка он считал политические взгляды ученого и уровень современной ему науки. Стоя на позициях буржуазного объективизма, Виноградов считал заслуживающими одинаково положительной оценки как прогрессивные, так и реакционные концепции на том основании, что даже самый реакционный историк вносит вклад в науку.

Виноградов был крупным педагогом (автор учебника по всеобщей истории для гимназий, инициатор создания и редактор «Книги для чтения по истории средних веков» (1906-1910)) и буржуазным общественным деятелем (участник земского движения). В Московском университете он создал свои семинарии, из которых вышло много русских ученых (А. Н. Савин и др.). Конфликт Виноградова с министром народного просвещения Ванновским привел к отставке Виноградова; в 1902 году он уехал в Англию. В Оксфорде, профессором которого Виноградов стал в 1903 году, он также создал семинарии по исследованию социальной истории средних веков, пользовавшиеся мировой известностью. Под редакцией Виноградова вышли многотомные публикации исследований и источников, в том числе серия монографий "Oxford studies in social and legal history" (1909-1927).

Революция 1905 года была для Виноградова поворотным моментом в сторону реакции, что нашло выражение в его «Политических письмах» (1905), в которых он «предостерегал» Россию от повторения пути Франции 1789 года. Смысл этого выступления был показан В. И. Лениным, разоблачившим Виноградова как «...ученого лакея российской буржуазии» (Соч., т. 9, с. 217). Как либерал, Виноградов выступал против политики Столыпина, которая вела к обострению отношений в деревне и к новой «пугачевщине». В 1908 году Виноградов вернулся в Московский университет (совмещая профессуру в университете с профессурой в Оксфорде) и снова выступил против реакционной политики царизма; в 1911 году вместе с другими профессорами подал в отставку в знак протеста против политики министра Кассо. К этому периоду относится труд Виноградова "The growth of the manor" (1 издание 1905 года), вышедший в переработанном виде на русском языке под названием «Средневековое поместье в Англии» (1911). Продолжением "Villainage..." был труд «Английское общество в 11 в.» ("English society in the eleventh century", 1908). В этих трудах Виноградов уже теряет интерес к общине и сосредоточивает внимание на исследовании истории манора (главным образом по вотчинным описям и протоколам вотчинных курий, которые рисуют манор статически и не дают ни динамики манориального хозяйства, ни его связи с внешним миром). Не отрицавший ранее известных элементов борьбы между крестьянином и лордом манора, Виноградов теперь стремится доказать, что с усилением роли лорда возрастали гарантии крестьянской собственности и правового положения земледельца, что в маноре осуществлялась «социальная гармония». В последний период жизни Виноградов оказывается неспособным подняться до больших обобщений, все более и более погружаясь в юридический анализ частностей. После Октябрьской революции Виноградов перешел в английское подданство. В последующие годы работы в Оксфорде опубликовал много новых документальных материалов. После смерти Виноградова его научное наследство было издано Оксфордским университетом ("Collected papers", 1928).

M. А. Алпатов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Литература: Ленин В. И., Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа? Соч., 4 изд., т. 9; Косминский Е. A., Виноградов П. Г., ст. БСЭ, 1 изд., т. 11: его же, Исследования по агр. истории Англии XIII в., М.-Л., 1947.

Виноградов Павел Гаврилович , русский историк-позитивист, исследователь истории западноевропейского средневековья (особенно истории Англии ), педагог. Защитил магистерскую диссертацию "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Докторскую диссертацию – “Социальная история Англии в средние века" (1887) и выпустил связанную с ней книгу "Вилланство в Англии" (1892, на английском языке). С 1884 профессор Московского университета. Будучи сторонником университетской автономии, в 1902 подал в отставку и уехал в Великобританию. Там Виноградов продолжил исследования крестьянской общины как в России в условиях перехода от феодализма к капитализму, так и к истории западноевропейской средневековой общины. В противовес Ф. Сибому, Виноградов показал, что средневековье в Англии открывается не господством крепостной вотчины, а господством свободной общины и что общественные отношения в раннем средневековье развиваются от свободы к несвободе. Виноградов дал классическую для своего времени характеристику англ. феод, вотчины - манора. В поздних работах "Рост манора" (1905, на английском языке; русский перевод "Средневековое поместье в Англии", 1911) и "Английское общество в XI в." (1908, на английском языке). Виноградов пытался доказать, что в маноре осуществлялась "социальная гармония". Важное значение имела публикация Виноградовым многочисленных документов по аграрной истории Англии из английских архивов. По признанию самих английских историков, В. как бы открыл им, англичанам, их собственную историю (Соч.: Villainage in England, Oxf., 1892; English society in the 11-th century, Oxf., 1908; Collected papers, v. 1-2, Oxf., 1928). С 1903 проф. Оксфордского ун-та. В период рус. революции 1905- 1907 по своим политическим взглядам Виноградов примыкал к кадетам ("Политические письма" ("Русские ведомости", 1905). В 1908 вернулся в Московский университет (совмещая профессуру в нём с профессурой в Оксфорде), выступал против политики Столыпина. В 1911 в знак протеста против увольнения ряда профессоров вновь подал в отставку. Член Петербургской АН (1914) и ряда иностранных академий. После Октябрьской революции Виноградов перешёл в английское подданство.

Составитель Вадим Врачев. В частности в справочной статье использованы материалы Большой Советской энциклопедии (статья М. А. Алпатова).

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Литература:

Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 225-30;

Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М.- Л., 1947, гл. 1.