Тело человека анатомия и развитие. Анатомия человека. Внешнее строение человека

Содержание

Изучение сложного строения человеческого тела и схемы расположения внутренних органов – этим занимает анатомия человека. Дисциплина помогает разобраться с устройством нашего организма, который является одним из самых сложных на планете. Все его части выполняют строго определенные функции и все они взаимосвязаны между собой. Современная анатомия – наука, которая различает как то, что мы наблюдаем визуально, так и скрытое от глаз строение тела человека.

Что такое анатомия человека

Так называется один из разделов биологии и морфологии (наряду с цитологией и гистологией), изучающий строение организма человека, его происхождение, формирование, эволюционное развитие на уровне выше клеточного. Анатомия (от греч. Anatomia – разрез, вскрытие, рассечение) изучает, как выглядят внешние части тела. Также она описывает внутреннюю среду и микроскопическое строение органов.

Выделение анатомии человека из сравнительных анатомий всех живых организмов обусловлено наличием мышления. Существует несколько основных форм этой науки:

  1. Нормальная, или систематическая. Этот раздел изучает тело «нормального», т.е. здорового человека по тканям, органам, их системам.
  2. Патологическая. Это научно-прикладная дисциплина, изучающая болезни.
  3. Топографическая, или хирургическая. Так называется, потому что имеет прикладное значение для хирургии. Дополняет описательную анатомию человека.

Нормальная анатомия

Обширный материал привел к сложности изучения анатомии строения организма человека. По этой причине стало необходимым искусственно разделить его на части – системы органов. Они рассматриваются нормальной, или систематической, анатомией. Сложное она раскладывает на более простое. Нормальная анатомия человека изучает тело в здоровом состоянии. В этом ее отличие от патологической. Пластическая анатомия изучает внешний вид. Она используется при изображении фигуры человека.

  • топографическую;
  • типовую;
  • сравнительную;
  • теоретическую;
  • возрастную;
  • рентгеноанатомию.

Патологическая анатомия человека

Эта разновидность науки наряду с физиологией изучает изменения, происходящие с организмом человека при определенных заболеваниях. Анатомические исследования проводят микроскопическим путем, который помогает выявить патологические физиологические факторы в тканях, органах, их совокупностях. Объектом в этом случае выступают трупы лиц, умерших от разных болезней.

Исследование анатомии живого человека проводится при помощи безвредных методов. Эта дисциплина является обязательной в медицинских вузах. Анатомические знания здесь разделяются на:

  • общие, отражающие методы анатомических исследований патологических процессов;
  • частные, описывающие морфологические проявления отдельных заболеваний, например, туберкулеза, цирроза, ревматизма.

Топографическая (хирургическая)

Данная разновидность науки развилась в результате необходимости для практической медицины. Создателем ее считается врач Н.И. Пирогов. Научная анатомия человека изучает расположение элементов относительно друг друга, послойное строение, процесс лимфотока, кровоснабжение в здоровом организме. При этом учитываются половые особенности и изменения, связанные с возрастной анатомией.

Анатомическое строение человека

Функциональными элементами тела человека являются клетки. Их скопление образует ткань, из которой состоят все части тела. Последние объединяются в организме в системы:

  1. Пищеварительную. Считается самой сложной. Органы пищеварительной системы отвечают за процесс переваривания пищи.
  2. Сердечно-сосудистую. Функция кровеносной системы – кровоснабжение всех частей тела человека. Сюда входят и лимфатические сосуды.
  3. Эндокринную. Ее функцией является регулировка нервных и биологических процессов в организме.
  4. Мочеполовую. У мужчин и женщин она имеет отличия, обеспечивает репродуктивную и выделительную функции.
  5. Покровную. Защищает внутренности от внешних воздействий.
  6. Дыхательную. Насыщает кислородом кровь, перерабатывает в углекислый газ.
  7. Опорно-двигательную. Отвечает за передвижение человека, поддержание тела в определенном положении.
  8. Нервную. Включает спинной и головной мозг, которые регулируют все функции организма.

Строение внутренних органов человека

Раздел анатомии, изучающий внутренние системы человека, называется спланхнологией. К ним относят дыхательную, мочеполовую и пищеварительную. Каждая имеет характерные анатомические и функциональные связи. Их можно объединить по общему свойству обмена веществ между внешней средой и человеком. В эволюции организма считается, что дыхательная система отпочковывается от определенных отделов пищеварительного тракта.

Органы дыхательной системы

Обеспечивают непрерывное снабжение всех органов кислородом, удаление из них образующегося углекислого газа. Эта система разделяется на верхние и нижние дыхательные пути. Список первых включает:

  1. Нос. Производит слизь, которая при дыхании задерживает инородные частицы.
  2. Синусы. Заполненные воздухом полости в нижней челюсти, клиновидных, решетчатых, лобной костях.
  3. Глотку. Разделяется на носоглотку (обеспечивает ток воздуха), ротоглотку (содержат миндалины, несущие защитную функцию), гортаноглотку (служит проходом для пищи).
  4. Гортань. Не допускает попадания еды в дыхательные пути.

Другой отдел этой системы – это нижние дыхательные пути. Они включают органы грудной полости, представленные в следующем небольшом списке:

  1. Трахея. Начинается после гортани, протягивается вниз до грудной клетки. Отвечает за фильтрацию воздуха.
  2. Бронхи. Сходны по своему строению с трахеей, продолжают очищать воздух.
  3. Легкие. Расположены по обеим сторонам от сердца в грудной клетке. Каждое легкое отвечает за жизненно важный процесс обмена кислорода с углекислым газом.

Органы брюшной полости человека

Сложным строением обладает брюшная полость. Ее элементы располагаются по центру, слева и справа. Согласно анатомии человека, основные органы в брюшной полости следующие:

  1. Желудок. Находится слева под диафрагмой. Отвечает за первичное переваривание пищи, подает сигнал о сытости.
  2. Почки расположены внизу брюшины симметрично. Они выполняют мочевыделительную функцию. Вещество почки состоит из нефронов.
  3. Поджелудочная железа. Расположена чуть ниже желудка. Вырабатывает ферменты для переваривания.
  4. Печень. Находится справа под диафрагмой. Выводит яды, токсины, удаляет ненужные элементы.
  5. Селезенка. Располагается позади желудка, отвечает за иммунитет, обеспечивает кроветворение.
  6. Кишечник. Размещен внизу живота, всасывает все полезные вещества.
  7. Аппендикс. Является придатком слепой кишки. Его функция – защитная.
  8. Желчный пузырь. Располагается ниже печени. Накапливает поступающую желчь.

Мочеполовая система

Сюда относятся органы полости таза человека. У мужчин и женщин в строении этой части есть значительные различия. Они заключаются в органах, обеспечивающих репродуктивную функцию. В целом описание строения таза включает информацию о:

  1. Мочевом пузыре. Накапливает мочу до мочеиспускания. Расположен внизу перед лобковой костью.
  2. Половых органах женщины. Матка находится под мочевым пузырем, а яичники чуть выше над ней. Вырабатывают яйцеклетки, отвечающие за репродукцию.
  3. Половых органах мужчины. Предстательная железа тоже расположена под мочевым пузырем, ответственна за выработку секреторной жидкости. Яички находятся в мошонке, они образуют половые клетки и гормоны.

Эндокринные органы человека

Система, отвечающая за регуляцию деятельности человеческого организма посредством гормонов – эндокринная. Наука выделяет в ней два аппарата:

  1. Диффузный. Эндокринные клетки здесь не сконцентрированы в одном месте. Некоторые функции выполняют печень, почки, желудок, кишечник и селезенка.
  2. Гландулярный. Включает щитовидную, паращитовидные железы, тимус, гипофиз, надпочечники.

Щитовидка и паращитовидные железы

Самой крупной железой внутренней секреции является щитовидная. Она расположена на шее перед трахее, на боковых ее стенках. Частично железа прилегает к щитовидному хрящу, состоит из двух долей и перешейка, нужного для их соединения. Функция щитовидки – выработка гормонов, которые способствуют росту, развитию, регулируют обмен веществ. Недалеко от нее располагаются паращитовидные железы, имеющие следующие особенности строения:

  1. Количество. Их в организме 4 – 2 верхние, 2 нижние.
  2. Место. Расположены на задней поверхности боковых долей щитовидной железы.
  3. Функция. Отвечают за обмен кальция и фосфора (паратгормон).

Анатомия вилочковой железы

Тимус, или вилочковая железа, находится позади рукояти и части тела грудины в верхнепередней области грудной полости. Представляет собой две доли, связанные рыхлой соединительной тканью. Верхние концы тимуса более узкие, поэтому выходят за пределы грудной полости и достигают щитовидной железы. В этом органе лимфоциты приобретают свойства, которые обеспечивают защитные функции против чужеродных для организма клеток.

Строение и функции гипофиза

Небольшая железа шаровидной или овальной формы с красноватым оттенком – это гипофиз. Он связан непосредственно с головным мозгом. Гипофиз имеет две доли:

  1. Переднюю. Она влияет на рост и развитие всего тела в целом, стимулирует деятельности щитовидной железы, коры надпочечника, половых желез.
  2. Заднюю. Отвечает за усиление работы гладкой мускулатуры сосудов, повышает кровяное давление, влияет на реабсорбцию воды в почках.

Надпочечники, половые железы и эндокринная часть поджелудочной железы

Парный орган, находящийся над верхним концом почки в забрюшинной клетчатке – это надпочечник. На передней поверхности имеет одну или несколько борозд, выступающих воротами для выходящих вен и входящих артерий. Функции надпочечников: выработка адреналина в крови, нейтрализация токсинов в мышечных клетках. Другие элементы эндокринной системы:

  1. Половые железы. В яичках есть интерстициальные клетки, отвечающие за развитие вторичных половых признаков. Яичники выделяют фолликулин, который регулирует менструации, влияет на нервное состояние.
  2. Эндокринная часть поджелудочной железы. В ней содержатся панкреатические островки, который выделяют в кровь инсулин и глюкагон. Это обеспечивает регуляцию углеводного обмена.

Опорно-двигательная система

Эта система представляет собой совокупность структур, обеспечивающих опору частям тела и помогающих человеку передвигаться в пространстве. Весь аппарат делится на две части:

  1. Костно-суставной. С точки зрения механики, это система рычагов, которые в результате сокращения мышц передают воздействие сил. Эта часть считается пассивной.
  2. Мышечный. Активная часть опорно-двигательного аппарата – это мышцы, связки, сухожилия, хрящевые структуры, синовиальные сумки.

Анатомия костей и суставов

Скелет состоит из костей и суставов. Его функциями являются восприятие нагрузок, защита мягких тканей, реализация движений. Клетки костного мозга вырабатывают новые клетки крови. Суставами называются точки соприкосновения между костями, между костями и хрящом. Самым распространенным типом являются синовиальные. Кости развиваются по мере взросления ребенка, обеспечивая опору для всего тела. Они составляют скелет. Он включает 206 отдельных костей, состоящих из костной ткани и костных клеток. Все они располагаются в осевом (80 штук) и аппендикулярном (126 штук) скелете.

Вес костей у взрослого составляет около 17-18% от массы тела. Согласно описанию структур костной системы, основными ее элементами являются:

  1. Череп. Состоит из 22 соединенных костей, исключая только нижнюю челюсть. Функции скелета в этой части: защита мозга от повреждений, поддержка носа, глаз, рта.
  2. Позвоночник. Образован 26 позвонками. Основные функции позвоночника: защитная, амортизационная, двигательная, опорная.
  3. Грудная клетка. Включает грудину, 12 пар ребер. Они защищают грудную полость.
  4. Конечности. Сюда относятся плечи, кисти, предплечья, кости бедра, стопы и голени. Обеспечивают основную двигательную активность.

Строение мышечного скелета

Аппарат мышц тоже изучает анатомия человека. Существует даже специальный раздел – миология. Основной функцией мышц является обеспечение человека возможностью двигаться. К костям скелетной системы прикрепляется около 700 мышц. От массы тела человека они составляют около 50%. Основные виды мышц следующие:

  1. Висцеральные. Располагаются внутри органов, обеспечивают перемещение веществ.
  2. Сердечная. Находится только в сердце, необходима для перекачивания крови по телу человека.
  3. Скелетные. Эта разновидность мышечной ткани управляется человеком сознательно.

Органы сердечно-сосудистой системы человека

В состав сердечно-сосудистой системы входит сердце, кровеносные сосуды и около 5 л транспортируемой крови. Основной их функцией является перенос кислорода, гормонов, питательных веществ и клеточных отходов. Работает эта система только за счет сердца, которое, оставаясь в состоянии покоя, перекачивает по телу около 5 л крови ежеминутно. Оно продолжает работать даже ночью, когда большая часть остальных элементов организма отдыхает.

Анатомия сердца

Данный орган имеет мышечную полую структуру. Кровь в нем вливается в венозные стволы, а затем прогоняется в артериальную систему. Сердце состоит из 4 камер: 2 желудочков, 2 предсердий. Левые части выступают артериальным сердцем, а правые – венозным. Такое деление основано на находящейся в камерах крови. Сердце в анатомии человека является насосным органом, так как его функцией выступает перекачивание крови. В организме существует всего 2 круга кровообращения:

  • малый, или легочный, транспортирующий венозную кровь;
  • большой, несущий кровь, насыщенную кислородом.

Сосуды легочного круга

Малый круг кровообращение перегоняет кровь из правой части сердца по направлению к легким. Там она наполняется кислородом. Это и есть основная функция сосудов легочного круга. Затем кровь возвращается обратно, но уже в левую половину сердца. Легочный контур поддерживают правое предсердие и правый желудочек – для него они являются насосными камерами. К этому кругу кровообращения относят:

  • правую и левую легочную артерии;
  • их разветвления – артериолы, капилляры и прекапилляры;
  • венулы и вены, сливающиеся в 4 легочные вены, которые впадают в левое предсердие.

Артерии и вены большого круга кровообращения

Телесный, или большой, круг кровообращения в анатомии человека предназначен для доставки кислорода и питательных веществ ко всем тканям. Его функцией является последующее удаление из них углекислого газа с продуктами обмена. Круг начинается в левом желудочке – из аорты, несущей артериальную кровь. Далее идет разделение на:

  1. Артерии. Идут ко всем внутренностям, кроме легких и сердца. Содержат питательные вещества.
  2. Артериолы. Это мелкие артерии, несущие кровь к капиллярам.
  3. Капилляры. В них кровь отдает питательных вещества с кислородом, а взамен забирает углекислоту и продукты обмена веществ.
  4. Венулы. Это обратные сосуды, обеспечивают возвращение крови. Похожи на артериолы.
  5. Вены. Сливаются в два крупных ствола – верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие.

Анатомия строения нервной системы

Органы чувств, нервная ткань и клетки, спинной и головной мозг – вот из чего состоит нервная система. Их совокупность обеспечивает контроль тела и взаимосвязь его частей. Центральная нервная система – это центр управления, состоящий из головного и спинного мозга. Она отвечает за оценку поступающей из вне информации и принятие человеком определенных решений.

Расположение органов у человека ЦНС

Анатомия человека говорит, что основной функцией ЦНС является осуществление простых и сложных рефлексов. За них отвечают следующие важные органы:

  1. Головной мозг. Расположен в мозговом отделе черепа. Состоит из нескольких отделов и 4 сообщающихся полостей – мозговых желудочков. выполняет высшие психические функции: сознание, добровольные действия, память, планирование. Кроме того, поддерживает дыхание, частоту сокращения сердца, пищеварение и артериальное давление.
  2. Спинной мозг. Находится в позвоночном канале, представляет собой белый тяж. На передней и задней поверхности имеет продольные борозды, а в центре – спинномозговой канал. Спинной мозг состоит из белого (проводник нервных сигналов из мозга) и серого (создает рефлексы на раздражителей) вещества.
Смотрите видео о строении головного мозга человека.

Функционирование периферической нервной системы

Сюда относятся элементы нервной системы, находящиеся за пределами спинного и головного мозга. Эта часть выделяется условно. В ее состав входит следующее:

  1. Спинномозговые нервы. У каждого человека из 31 пара. Задние ветви спинномозговых нервов идут между поперечными отростками позвонков. Они иннервируют затылок, глубокие мышцы спины.
  2. Черепные нервы. Насчитывается 12 пар. Иннервируют органы зрения, слуха, обоняния, железы полости рта, зубы и кожу лица.
  3. Сенсорные рецепторы. Это специфические клетки, воспринимающие раздражение внешней среды и преобразующие его в нервные импульсы.

Анатомический атлас человека

Строение тела человека подробно описывается в анатомическом атласе. Материал в нем показывает организм как едино целое, состоящее из отдельных элементов. Много энциклопедий было написано разными учеными-медиками, изучавшими курс анатомии человека. Эти сборники содержат наглядные схемы размещения органов каждой системы. Так проще увидеть взаимосвязь между ними. В целом анатомический атлас – это подробно описанное внутреннее строение человека.

Видео

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

hystós - ткань), изучающей закономерности развития и строения тканей, а также с наукой о клетке (цитологией от греч. cýtos - клетка), которая исследует закономерности развития, строения и деятельности отдельных клеток, из которых построены ткани и органы исследуемого макроорганизма . Взятые вместе анатомия, гистология, цитология и эмбриология (от греч. émbryon - зародыш) в совокупности представляют общую науку о форме, развитии и строении организма - морфологию (от греч. morphé - форма) .

Методы анатомического исследования

Современная наука располагает достаточным арсеналом различных методов исследования строения тела человека и животных. Выбор метода исследования прежде всего зависит от цели и задачи исследования. Различают :

  • старейший, но по-прежнему не утративший своего значения метод рассечения (препарирования), давший название разделу морфологии анатомии, используется для изучения внешнего строения и топографии крупных образований;
  • метод инъекции , часто сочетающийся с рентгенографией широко применяется для исследования полостей, сосудов и протоков;
  • «пироговские срезы» - распилы, позволяющие получить сведения о тканевых соотношениях и взаиморасположении органов относительно друг друга;
  • пластическая реконструкция - восстановление исследуемого органа или ткани по сопоставлению серии гистологических срезов.
  • Антропометрический (соматометрический) - позволяет изучать строения тела путём измерения его отдельных частей и расчёта их соотношений, определяющих пропорции тела.

Наиболее известные ветви анатомии

Анатомия растений

Анатомия животных

Дополнительные сведения: Анатомия позвоночных

Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология - учение о костях , синдесмология - учение о соединениях частей скелета, миология - учение о мышцах , спланхнология - учение о внутренних органах пищеварительной , дыхательной и мочеполовой систем , ангиология - учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) - учение о центральной и периферической нервной системах , эстезиология - учение об органах чувств .

Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, оформилась и выделилась в отдельную самостоятельную дисциплину топографическая анатомия , позволяющая оперирующим хирургам изучать особенности строения тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, соотношение их со скелетом и так далее. Как научно-медицинская дисциплина основана Н. И. Пироговым . Таким образом, топографи́ческая анато́мия является научно-прикладной дисциплиной, разделом анатомии человека, изучающим послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма. Данный раздел анатомии человека имеет прикладное значение для медицины, является теоретической основой для оперативной хирургии.

Кроме того, развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики , механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и так далее).

Достижения медицины как науки способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при различных патологических процессах и заболеваниях - патологической анатомии . Патологи́ческая анато́мия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Патологическая анатомия является одной из основных медицинских дисциплин и обязательна для изучения не только в медицинских, но и ветеринарных вузах.

Развитие рентгенологии создало предпосылки для формирования и выделения принципиально новой анатомической дисциплины - рентгеноанатомии , предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия .

Сравнительная анатомия

Сравни́тельная анато́мия (или сравнительная морфология ) - биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза. В сравнительной анатомии наиболее часто используют два основных понятия:

  1. Гомологичные органы - сходные структуры у разных видов , имеющих общего предка. Гомологичные органы могут выполнять разные функции. Например, плавники дельфина , лапы тигра и крыло летучей мыши . Наличие гомологичных органов свидетельствует о том, что общий предок имел исходный орган, который изменялся в зависимости среды обитания.
  2. Аналогичные органы - сходные структуры у разных видов, не имеющих общего предка. Аналогичные органы имеют сходную функцию, однако имеют разное происхождение и строение. Аналогичными структурами можно назвать форму тела дельфинов и акул , которые эволюционировали в сходных условиях, но имели разных предков; крыло птицы, рыбы и комара ; глаз человека, кальмара и стрекозы. Аналогичные органы являются примерами приспособления разных по происхождению органов к сходным условиям окружающей среды.

Впервые правила развития частных признаков были описаны Карлом Бэром .

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую . Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приёмы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самим исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая - наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия . Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию .

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия , которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой , составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооружённому глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия , или гистология , изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии . Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии , и в противоположность этому систематической анатомии даётся название частной , или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую .

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология - учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология - учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология - учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология - учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология - наука об органах чувств; эндокринология - наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей - исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии .

Ледяная анатомия

Николай Иванович Пирогов впервые использовал рассечение мёрзлых (ледяных) трупов для изучения прижизненного взаиморасположения внутренних органов, которые при обычном вскрытии существенно меняли своё естественное расположение. Таким образом,