Пусть говорят Восток дело тонкое (перемена пола, из Артура в Самиру, Малика Колонтарова). «Пусть говорят»: Восток – дело тонкое. Сын великой танцовщицы из Таджикистана Малики Колонтаровой стал женщиной Сын таджикской танцовщицы сменил пол

"Малика была визиткой Таджикистана". В Душанбе вспомнили выдающуюся советскую балерину
Манижа Курбанова

22 мая - день рождения выдающейся балерины, народной артистки СССР Малика Сабировой, чье имя вписано золотыми буквами в историю таджикского балета. В этот день, по уже состоявшейся традиции, в театре оперы и балета им. Айни прошел концерт мастеров балета в ее честь, а также в Музее выдающихся женщин Таджикистана 26 мая состоялся творческий вечер, куда собрались почитатели ее таланта.

Станцевать в честь балерины

В Академическом театре оперы и балета им. С. Айни прошел праздничный концерт солистов театра, посвященный памяти Малики Сабировой. Среди гостей были представители дипломатического корпуса и международных организаций, которые пришли насладиться изящным балетным искусством.

Молодые и талантливые артисты Фарангис Касымова, Мухаммад Азимзода, Асель Нилобекова, Умед Сангализода исполнили па-де-де из балета "Жизель" и "Дон Кихот", а также показали отрывки из балета "Лейли и Меджнун", которые в свое время исполняли Малика Сабирова и Музаффар Бурханов.

Между выступлениями артистов, на белом полотне были показаны отрывки из документального фильма Заура Дахте о Малике Сабировой, где она выступила в нескольких образах. Также был продемонстрирован отрывок из передачи телеканала "Культура" российского телевидения о жизни и творчестве балерины.

Билета на балет было не достать…

Вторым мероприятием, посвященным памяти звезды таджикского балета, стал творческий вечер Малики Сабировой, который прошел в минувшую субботу в Музее выдающихся женщин Таджикистана. Там собрались друзья, коллеги и почитатели таланта балерины, которые поделились своими воспоминаниями.

Заслуженная артистка Таджикистана, экс-министр культуры республики в советское время Тамара Абдушукурова рассказала о жизни и творчестве Малики Сабировой. А свое выступление она начала с известного стихотворения недавно ушедшего из жизни Народного поэта Таджикистана Мумина Каноата, для которого великая балерина была Музой:

"О лебедь белая, помедли, не прерывай чудесный стон,
Ведь ты уйдешь и только он, останется, как ослеп бледный…"

"Что может быть искреннее этих слов, в которых поэт передал свои переживания по поводу смерти балерины, ушедшей в расцвете сил, в неполные 40 лет?", - отметила Абдушукурова.

"Малика была очень трудолюбивой, она не могла отдыхать. Даже когда ездила в какой-нибудь санаторий или дом отдыха, она всегда умудрялась создавать там рабочую обстановку и репетировать. И даже когда будучи довольно известной, покорив весь мир своим талантом, она не переставала работать над собой", - отметила Тамара Махсумовна.

По ее словам, видя такое усердие балерины, труппа театра сконцентрировалась вокруг нее, стараясь дотянутся до планки, которую она представляла. И поэтому в период, когда балерина являлась примой таджикского балета, было не достать билет на тот или иной спектакль, так как зал театра был всегда полон.

Также Абдушукурова вспомнила последнее выступление балерины киноконцертного зале "Россия" в Москве.

"Там, в ноябре 1980 года собрались все звезды балета, - рассказала Тамара Абдушукурова. - Артисты выступали два вечера подряд, на этот концерт были приглашены иностранные гости и последний, завершающий номер организаторы решили отдать Малике, чтобы ее выступлением завершить вечера балета. И хотя в то время балерина уже болела, она блестяще выступила на сцене, не предназначенной для балетного танца, так как в Большом театре или в любом другом балетном, сцена была немного покатой. Малика понимала, что она должна выступить блестяще перед высокими гостями и хотя, ей было очень трудно, она это сделала. Кто мог подумать, что это был последний выход Малики на концерте такого масштаба?".

"Когда говорят о совершенстве, то вспоминают Малику Сабирову, ведь она смогла стать идеалом для многих танцовщиц. Она пришла из страны гор и унесла всех в поэтический мир прекрасного", - процитировала Абдушукурова цитату о великой балерине.

"Малика была визиткой Таджикистана"

Известный государственный и общественный деятель Гулджахон Бабасадыкова также поделилась своими личными воспоминаниями о Малике Сабировой. Она рассказала о человеческих качествах балерины.

"Я счастлива, что знала Малику Сабирову лично, что мы прожили те счастливые времена, когда она была рядом с нами, и мы могли видеть ее выступления воочию, а не на пленке. Через нее наши люди полюбили балет, и по праву, Малика была визиткой Таджикистана", – отметила Гулджахон Бабаевна, рассказывая о вкладе балерины в искусство Таджикистана.

Также Бабасадыкова вспомнила последние годы балерины, когда она решила уехать из Душанбе.

"Многие считают, что руководитель республики Джаббор Расулов занимался исключительно вопросами сельского хозяйства, не обращая внимания на искусство и культуру, - сказала она, - Но это не так. У Расулова был особый подход к каждой творческой личности. И когда он узнал, что Сабирова хочет навсегда уехать из республики, а ее приглашали на работу в Киргизию, Узбекистан, Россию, он вызвал ее на личную беседу, чтобы разобраться в проблемах, с которыми столкнулась балерина".

О Малике Сабировой рассказала и общественный деятель Майсара Калонова. Она вспомнила о времени, когда будучи секретарем райкома комсомола Центрального района, она однажды пригласила балерину на открытие молодежного клуба.

"Несмотря на свою занятость, Малика пришла на встречу с комсомольцами. Нашей радости не было предела. "Труд - это гений. Не все - гении, но мастером своего дела может стать каждый", отметила тогда Малика. И эти ее слова я вспоминаю до сих пор", - отметила Майсара Юлдашевна.

Земфира Казакова, заведующая кафедрой хореографии Таджикского института искусств им. М. Турсунзаде, которая работала и дружила с Маликой Сабировой, также поделилась своими воспоминаниями.

По ее словам, Малика имела много регалий, но никогда не проявляла высокомерия и была очень скромной. Она также вспомнила, что в ее доме можно было увидеть всех: знаменитых артистов, высоких чиновников и простых людей.

"Однажды Малика попросила занять беседой молодого человека, который пришел к ней в гости, - рассказала Земфира Закирджановна, - Позже я узнала, что это был Павел Слободкин, основатель и руководитель известного в то время ансамбля "Веселые ребята", в котором пела Пугачева. Казалось, Малику знали все".

"Когда она пришла на очередную встречу с избирателями в институт искусств, которым я руководила в то время, то никто не решался выступить первым перед нею, хотя готовились давно. Тогда великий мастер слова, непревзойденный актер Махмуджон Вахидов, вышел на сцену, где стояла Сабирова и, упав на колени прямо перед балериной, процитировал стихи "Ты и Вы" Пушкина:

"Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как тебя… мы любим", - изменив после небольшой паузы концовку, сказал он, и весь зал зааплодировал! В протоколе мы все так и записали", - рассказала Тамара Абдушукурова.

Воспоминаний о великой артистке было много. В конце вечера известный кинооператор и фотохудожник Заур Дахте поделился своими видеозаписями.

Оказывается, он сопровождал артистку во многих ее гастролях по стране, снимая ее выступления на пленку. Своим богатым архивом кинодокументалист поделился с музеем и продемонстрировал собравшимся отрывки из концертов балерины, ее личные фотографии и кадры из фильма "Малика".

На творческом вечере с небольшим концертом выступили также студенты Национальной консерватории им. Талабшо Саттторова, которые исполнили классические музыкальные произведения, под сопровождения которых Малика Сабирова танцевала на сцене.

Собравшиеся еще раз подчеркнули выдающийся вклад балерины в таджикское искусство, тут также прозвучали предложения о том, чтобы найти средства на проведение международного конкурса или фестиваля балетного искусства имени Малики Сабировой, который бы в дальнейшем поднял престиж Таджикистана на международном уровне.

22:44 / 23 апр. 2015

Пять лет назад сын танцовщицы с мировой славой родом из Таджикистана Малики Колонтаровой Артур исчез. Зато у нее появилась дочь.

Сегодня, 23 апреля, в эфире «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале» народная артистка СССР Малика Колонтарова и ее дочь Самира, которая еще два года назад была хорошо известным в России и в мире танцовщиком Артуром Колонтаровым.

Андрей Малахов представляет героиню передачи «Пусть говорят» - народная артистка СССР Малика Колонтарова, сильная женщина, которая потеряла одного из двоих сыновей и обрела дочь.

Пусть говорят: Малика Колонтарова

Во времена СССР танцовщица из Таджикистана Малика Колонтарова в 34 года удостоилась звания народной артистки Советского Союза и гастролировала по всему миру. Ее муж, известный музыкант Исхат Вулькаров, гастролировал вместе с супругой. После развала Союза в Таджикистане начинается гражданская война, и семья с двумя сыновьями – Марком и Артуром – уезжает в США.

Они начинали буквально с нуля. Квартирка в Бруклине. Малика ходила по домам и продавала посуду.

Но очень скоро жизнь вновь пошла в гору. Танцевальный коллектив Малики Колонтаровой заработал известность и в Америке. Старший сын увлекался спортом – карате, бокс. Устроился на работу и обзавелся семьей. Сейчас у него четверо детей.

Младший сын Артур стал солистом в ансамбле Малики Колонтаровой. В 2005 году Артур переехал в Москву и сам шел к тому, чтобы стать великой звездой танца.

Анита Цой, в шоу которй он выступал, до сих пор восхищается его талантом.

Но неожиданно Артур возвращается в Нью-Йорк. А потом и вовсе исчезает из поля зрения поклонников. А спустя пару лет у Малики внезапно появляется взрослая и прекрасная дочь Самира.

Пусть говорят: Артур стал Самирой

Малика Колонтарова, сегодня, 23 апреля впервые решилась публично рассказать историю своей семьи. Она и ее дочь Самира по очереди вспоминают, какой путь им пришлось пройти. Сначала с экрана в студии «Пусть говорят» показывают репортаж из Америки.


Я думала: пожила она до 25 лет, поживет и дальше. Понимала, что общество будет осуждать. Вы представить себя не можете на моем месте, когда он кричал мне «Я не сын твой, я дочь твоя. Ты слышишь, мама! Услышь меня!». Я смотрела и не могла ничего ответить.

Самира:

Меня звали Артур. Мне никогда это имя не нравилось. Я никогда не была мальчиком, я жила в теле мальчика. Я росла в Таджикистане, в семье очень известных людей. Признаться и сказать об этом - я даже не знала как. Но так как я была очень женственна, маме всегда очень часто говорили: он как девочка.

Не знаю, что было бы, если я сказала это раньше. Может, женили, может, избили. Они конкретно думали, что я с ума сошла. Мама просто думала, что я гей. Гей – это ориентация. Я же психологически всегда ощущала себя женщиной. Сказала: «Мама, ты же всегда мечтала о дочке. Вот тебе Бог дочку подарил в 60 лет. Через год Артура не станет». К тому времени я уже была на гормонах. Я была известна, популярна, всего добилась, но я была несчастна. Пыталась покончить с собой.

Мама спросила, сколько стоит операция, и сказала – я тебе помогу. Она оплатила всю операцию. Около 30 тысяч долларов обошлись смена пола и грудь. Я не меняла лицо – все свое.

Я решила, что буду рядом с ней и помогать. Это лучше, чем потерять ребенка. Искала везде поддержки, но ее не было. Легко обсуждать: «мы прочитали, у вас, оказывается, дочка». Что только не говорили, что мы с мужем не живем, что в семье раскол. Конечно, это беда. Первое время сын и муж не могли принять это. Они сильно страдали. Не хотели говорить об этом. Муж гордился двумя сыновьями, говорил, что это два крыла. Он обвинял меня в том, что второго сына я держала при себе, поэтому он стал таким. Меня многие обвиняли в том, что я слишком любила сына. Со всех сторон был удар. Но кто бы что ни говорил – я люблю ее.

Самира:

Последний раз папа меня даже назвал женским именем.

Самира: я всегда была женщиной

В студии «Пусть говорят» Самира неожиданно откровенно и очень пронзительно вспоминает, что она пережила. Ее монолог не прерывают ни гости, ни ведущий Андрей Малахов.

Самира:

Я пыталась покончить с собой. Раньше не понимала самоубийц. Но я к тому времени уже как овощ была: встаю, пью снотворное, сплю, просыпаюсь, пью таблетки, сплю... Я потеряла день-ночь, какая неделя или месяц. Для меня жизнь не существовала, я не танцевала. Это было невыносимо.

Мама меня ведь тоже не понимала. Я запиралась в комнате, орала на маму: «убью тебя или себя». Я маме сказала, что не буду записку оставлять - при жизни тебе все скажу.

А она мне ответила: «Что ты хочешь кому доказать? Справим поминки годовые, и забудут про тебя. И меня это подтолкнуло. Зачем я буду убивать себя? Взяла маленькую сумочку и ушла к друзьям.

Я в клубы ходила как женщина. Уезжала далеко, заходила в «Старбакс», переодевалась в туалете, потом обратно также.

До этого у меня было все – деньги, признание. Я подписала отличный контракт, но по нему я была мальчик. Я вызвала продюсера, он такой консерватор, и призналась во всем. И он сказал: «Мы взяли не мальчика или девочку. Мы взяли тебя - за талант».

Пусть говорят: я стеснялась своего ребенка

После операции прошло уже два года. Мама с дочкой идут по району, где жили первое время после эмиграции. Малику узнают.

Самира вспоминает:

Друзья у меня были одни девчонки. Воспоминания сладко-горькие сейчас. Здесь дурачились, играли. А с другой стороны, детства и не было. Вот моя школа - для меня был ад. Меня парни все время дразнили: «Вон телка идет, баба». Вот мама сейчас идет по району и спокойна. Я жила здесь в женском облике, но еще до операции, и мама стеснялась.

Малика:

Да, я стеснялась, что она в женском платье. Думала, что скажут знакомые, когда увидят.

Заходят к соседке. Самира видит ее смущение и то, что муж соседки не поздоровался, словно не узнал. И комментирует этот его поступок так: «Когда стала жить женской жизнью, убедилась, что мужики очень часто ведут себя как трусы».

А вот бруклинские подруги детства встречают объятиями. Некоторые из них также приехали из Душанбе.

Анита Цой в «Пусть говорят»: Артур творил на сцене волшебство

Андрей Малахов приглашает в студию «Пусть говорят» Аниту Цой. Артур выступал в 2007 году в ее шоу «На Востоке».

Анита Цой:

Восемь лет назад мне показали видео с Артуром. Сказали, что он делает такое… И это оказалось правдой. Помню, 15 тысяч людей смотрели на одного танцора. Он творил волшебство на сцене. Я вспоминала твой талант все эти годы.

Андрей Малахов:

А если бы твой сын вот так пришел и сказал…

Анита Цой:

Сложный вопрос. Наверное, материнское сердце примет. Но вот что с мужьями делать?! Нет, я серьезно, у меня вот такой муж – Муж. С крепкими корейскими традициями…

Семья Малики не смогла пока принять ее дочь Самиру

Семья Малики Колонтаровой тоже с крепкими восточными традициями, но она верит, что в семью вернется мир.

Один стул за обеденным столом в нашем большом красивом доме держу для своей доченьки. Потому что она всю жизнь была со мной. Самира с нами не живет, она уехала 5 лет назад. Потому что мы ее не понимали. Она запиралась одна в комнате. Плакала. Сейчас я ее жду. Но она не приходит.

Андрей Малахов:

Спасибо вам за мужество. Принять ребенка таким, какой есть, не всегда хватает смелости.

Еще в в 5-6 лет было невозможно. Я его силком заставляла стричь волосы – это всегда была война. Зайдет в спальню, на ней браслеты, бусы. И начинает повторять мои движения. Старший сын забежит, зовет – пойдем драться с пацанами. А он кричит: "Мама, спаси меня, я не хочу драться", - и убежит в комнату.

Андрей Малахов:

А ты со скольки лет чувствуешь себя женщиной?

Самира:

Я еще в садике спросила нянечку, почему я сплю с мальчиками - хочу к девочкам. Она наорала на меня. После этого я молчала.

Андрей Малахов:

Есть люди, которые ушли из твоей жизни после изменений?

Самира:

Да конечно.

Андрей Малахов:

Я так понял, что сейчас брат с сестрой не общается?

Малика:

Да, они пять лет не общаются. Но он спрашивает, «где твоя любимица», как у нее дела. То есть не разговаривает с ней, но помнит о ней. Я думаю, еще год-два - и они начнут общаться.

Андрей Малахов:

Что бы ты сегодня сказала своей маме?

Самира:

Я бы никогда не могла подумать, что мама сможет меня принять. Спасибо мама (встает на колени) за то, что ты такой сильный человек.

Малика Колонтарова - "мой сын сменил пол".

Малика Каландарова - народная артистка СССР. Успешная танцовщица из далекого Таджикистана. Гастролировала по всему миру.

Ее муж - музыкант Исхак Гулькаров, аккомпанировал ее во время танцев и всюду был рядом на гастролях. После перестройки она эмигрировала в США.

История Малики удивляет многих, сильная духом женщина, мать двоих сыновей, обрела в замен одного сына дочь!

Ее сын Артур - талантливый мальчишка - сменил пол.

Гулькаров Артур - в 2005 прославился в Москве.

Знаком со многими известными личностями. Талантливый и успешный. Казалось бы,что еще надо!?

Артур начинал свою карьеру в танцевальных группах в Таджикистане, с 1993 года жил в Нью-Йорке и Москве. В последний раз он дал концерт в столице Таджикистана в 2009 году.

О смене пола Артура узнал весь мир после программы на первом канале.

Где он признался, что поменял пол в США и теперь его зовут Самира Мазал.

На программе Самира появилась со своей знаменитой мамой, рассказала свою историю. Как было тяжело, всю жизнь она себя чувствовала женщиной, дружила только с девочками, мальчики ее дразнили, никто не понимал ее. Это очень тяжело когда тебя не понимают. Она так же думала дважды покончить жизнь самоубийством.

Самира до сих пор не может найти контакт со своим отцом. Для нее тяжело появиться в доме родителей, где она выросла.

Старший брат так же не разговаривает.

Приняла Самиру ее мать Малика, она единственная поняла и помогла своему ребенку обрести мечту и стать счастливее, оплатив операцию по смене пола и увеличению груди.

По словам самой Самиры Гулькаровой: «Было нелегко. Я сделала карьеру танцора, но не была счастливым человеком, мне не хотелось жить. Дважды я хотела покончить с собой. Но потом поняла, что должна стать женщиной и сделала операцию. И мама мне оплатила 2 операции: смена пола и грудь. Операции обошлись в 30000 долларов. Зато теперь и я, и мама спокойны и у нас все хорошо».

Желаем Самире женского счастья и успеха.

А как бы вы отнеслись к таким переменам в своей семье?

В семье Народной артистки СССР Малики Калонтаровой необычно всё. Начну с того, что у нее есть и другое имя, данное ей родителями при рождении – Мазал. Ибо она еврейка. Когда в 90-х годах я в Нью-Йорке сделал с ней интервью, то назвал его «Мазал – по-еврейски счастье».

Даже фамилия Малики пишется по-разному: то Калонтарова, то Калондарова. У ее мужа, Заслуженного артиста Таджикистана, играющего на дойре, имя Исаак, но все его знают как Ильяса Гулькарова. Ну, а младшего сына Малики и Ильяса, известного танцора Артура, и вообще сегодня зовут Самира. Потому что он уже не парень, а… девушка. Если хотите – женщина. Кажется, это первый случай в Средней Азии, когда человек поменял пол.
Но всё с начала…
Звезда Востока, как её называли, Народная артистка СССР, блистательная Малика Калонтарова прославилась своими танцами. Ей рукоплескали во всех странах, где она выступала. В 34 года она становится Народной артисткой СССР. По приглашению Игоря Моисеева Малика солирует в его знаменитом на весь мир ансамбле. Без нее не проходят правительственные концерты. В начале 90-х годов, спасаясь от среднеазиатских катаклизмов тех лет, артистка с семьей переезжает из родного Душанбе в Соединенные Штаты.
В Нью-Йорке она основывает школу танцев, которая вскоре становится известной на всем континенте. Естественно, что звездой в театре стал ее сын Артурчик. Когда Махмуд Эсамбаев еще в Душанбе впервые увидел маленького танцора, он сказал: «Наконец-то у меня появился наследник». Прошло несколько лет. Артур стал блистать на сценах Европы и Америки, Азии и России. Говорят, сам Лужков подарил ему квартиру в Москве. Не знаю, вполне может быть.
Я не раз брал в Нью-Йорке интервью у Артура Гулькарова, с восторгом следил за его успехами. Меня, да и не только меня, завораживала его пластика и чувственность, необычные танцевальные па, энергетика и фуэте, бесконечные рискованные пируэты и… женственность…
Потом Артур исчез.
В конце апреля 1915-го года его мама Малика неожиданно появилась в передаче у Андрея Малахова «Пусть говорят». То, что там произошло, стало для всех шоком. Малика рассказала, что после своего первенца Марка она мечтала о девочке, но родился сын. «Он был странный, мой Артурчик. Еще в детстве он пытался меня убедить, что он не сын, а дочка. Да и дружил он в детстве только с девочками, надевал мои украшения, примерял мои платья.
Талант Артура был виден невооруженным глазом. Он много работал, изучал мои движения, с успехом выступал на подмостках – от Москвы до Лас-Вегаса. И в то же время я видела, что его что-то мучает. В конце концов, сын признался мне, что он не может носить свою мужскую оболочку, мол, правду не скроешь – она всё равно выйдет наружу. Ибо в душе он… девушка. И однажды сказал, что хочет изменить… пол. Иначе он наложит на себя руки...
– А сейчас к нам выйдет Самира, дочь Малики, – объявил Андрей. И все ахнули: в студию вошла красивая, стройная девушка. Она и продолжила рассказ Малики.
– Я несчастлив, – сказал я тогда маме. – Через год Артура не будет. Помоги мне, мама сделать операцию.
– Будь что будет – решила я, – но я буду со своим ребенком… Операций было две.
– Я устала жить двойной жизнью, – перебила ее Самира. – Я чувствовала себя девочкой, с ними и только с ними в детстве играла. Школа была для меня адом. Мальчишки надо мной смеялись. Когда однажды мой брат Марк забежал домой и позвал на улицу драться с мальчишками, я смертельно перепугалась, – признаётся девушка. – А потом и вообще бросила школу.
И Самира в студии смеётся и одновременно плачет: «Какое счастье, что рядом со мной была мама». И публика сопереживает ей.
А потом в студии показали ролик: Самира с мамой, а то и одна, идет по улицам Квинса и рассказывает, в каких магазинах она покупала туфли. Причем только на высоких каблуках.
– Я люблю высокие каблуки, – говорит она. В другом бутике Самира рассматривает платья и говорит, что всю жизнь любила блестящие платья. Да и вообще блестящие вещи. Самиру узнают, обнимаются с ней, дарят подарки. В том числе и молодые люди. И это в традиционной бухарской общине, где впору поступить как Тевье-молочник из мюзикла «Скрипач на крыше» – поднять к небу палец и закричать: «Традишн!!!»
– Не признал меня только папа, – продолжает Самира. – Он переживал, ему было перед всеми стыдно. Но и папа постепенно оттаял и даже стал здороваться. Еще год-другой – и он, наверное, со мной заговорит. А вот брат Марк и слышать обо мне не хочет. Но сегодня я счастлива, танцую в женском ансамбле. У меня есть друг, который во всем меня поддерживает…
…На прошлой неделе я встретил Самиру на Брайтоне. Увидев меня, она бросилась ко мне. Мы обнялись, и Самира познакомила меня со своим другом, симпатичным молодым американцем…
Мы с фотографом Колей Комиссаровым провели фотосессию. На прощание я сказал ей на ушко: «Будь счастлива, Самира».
– Буду, – серьезно ответила девушка.
Между прочим, сегодня у Самиры и новая фамилия – Мазал…

Малика́ Абдурахи́мовна Саби́рова (22 мая 1942, Сталинабад, Таджикская ССР, СССР — 27 февраля 1982, там же) — советская таджикская балерина, прима-балерина Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни. Народная артистка СССР (1974).

Малика Сабирова родилась в семье Абдурахима Джалиловича Сабирова — флейтиста, служившего в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета имени С. Айни. Её мать — Мадина Григорьевна работала регистратором в поликлинике. С детства девочка увлекалась балетом и с отцом посещала оперный театр. В июне 1952 года узнав о наборе в балетное училище, она сама пришла на просмотр в Министерство культуры Таджикистана. Педагоги Ленинградского хореографического училища, набиравшего таджикскую группу, Надежда Базарова и Варвара Мей отметили одарённую девочку. Осенью того же года родители отправили её в Ленинград с сотрудницей Министерства культуры Таджикской ССР.

В училище педагогами Малики были легендарные учителя — Надежда Базарова, Вера Костровицкая, Александра Блатова, Елена Ширипина и Борис Шавров. Ученицей она танцевала партии Маши-девочки (1954) и Маши-принцессы (1960) в балете Василия Вайнонена «Щелкунчик» на сцене Ленинградского театра имени Кирова.



В 1961 году она окончила училище и с 9 июля 1961 года начала работать в Таджикском государственном театре оперы и балета имени С. Айни, где дебютировала 16 сентября на отчётном концерте таджикской группы выпускников Ленинградского хореографического училища. В первый же сезон работы она начала исполнять сольные и ведущие партии. В мае 1964 года балерина прошла отборочный тур перед первым Международным конкурсом артистов балета в Варне. Подготовка к конкурсу проходила в Большом театре, где с Маликой Сабировой начали работать Асаф Мессерер и Галина Уланова. Сотрудничество с ними продолжилось и после конкурса — Сабирова много раз приезжала в Москву и репетировала с Мессерером и Улановой.



В 1965 году гастролировала с труппой Большого театра в Великобритании и Ирландии, где её партнёрами стали Владимир Васильев, Борис Хохлов и Виктор Тихонов. В 1966 году — с группой солистов Большого и Кировского театров в Индии и Японии (партнёр — Никита Долгушин). В дальнейшем она выступала уже со своим постоянным партнёром Музаффаром Бурхановым. Неоднократно гастролировала в Москве — с Таджикским государственным театром оперы и балета и с сольными концертами, также принимала участие в гала-концертах звёзд балета.



Умерла утром 27 февраля 1982 года от рака лёгких. Похоронена в костюме Жизели на мемориальном кладбище в парке посёлка Лучоб в Таджикистане.

Семья

Муж — Музаффар Бурханов (р. 1941), солист балета Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни