Программа внеурочной деятельности для начальных классов по курсу «Речевое творчество. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи с углубленным изучением отдельных предметов
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики - развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики - развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что р азнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, для учащихся 1 класса. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия - 30 минут.
Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы : развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся , увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.
Основные задачи :
Развивать речевую активность , фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.
Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания) .
Развивать мелкую пальцевую моторику , посредством пальчиковой гимнастики , самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Новизна программы : организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Предполагаемая результативность курса:
Предметные (первый уровень результатов) - приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, зву- ковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Метапредметные (второй уровень результатов) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные (третий уровень результатов) - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
Личностные результаты :
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
понимать смысл инструкции учителя;
осуществлять взаимный контроль ;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
искать, анализировать информацию;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
осуществлять анализ объектов с выделением существен-ных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных заданий с использованием учебной литера-туры;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;
под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
следить за действиями других участников совместной деятельности;
принимать другое мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
знать основные артикуляционные упражнения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
делать звуковой разбор слова;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
точно ориентироваться в пространстве и на листе бумкги.
Содержание курса внеурочной деятельности
В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь., Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. , Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики.
Содержание | Формы организации и видов деятельности |
Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения: «Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения». «Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (не- обходимого для выработки красивого почерка). «Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительно- го внимания, умения правильно располагать линии в пространстве. «Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изобра-жение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок. «Раскрась только...» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно. «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов». «Назови четвёртое слово». «Назови все звуки в слове по порядку». Сделай «Звуковой разбор слова». Под- бери «Однокоренные слова». Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты). | Форма занятий - групповая. Виды занятий : практические, игровые, наглядные (работа по образцу). Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.. |
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятий | Кол-во часов | Форма контроля |
Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка». | Входной |
||
Грибы. Дыхательная гимнастика. | Текущий |
||
Овощи. Дыхательная гимнастика. | Текущий |
||
Фрукты. Самомассаж пальцев. | Текущий |
||
Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев. | Текущий |
||
Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки». | Текущий |
||
Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают». | Текущий |
||
Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки». | Текущий |
||
Перелетные птицы. Самомассаж прищепками. | Текущий |
||
Зимующие птицы. Упражнение «Тесто». | Текущий |
||
Домашние животные. Упражнение «Клювы». | Текущий |
||
Домашние птицы. Игры с мячом. | Текущий |
||
Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом. | Текущий |
||
Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом. | Текущий |
||
Части тела. Игры с мячом. | Текущий |
||
Транспорт. Упражнение «Фокусник». | Текущий |
||
Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик». | Текущий |
||
Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения. | Текущий |
||
Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения. | Текущий |
||
Времена года. Кинезиологические упражнения. | Текущий |
||
Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения. | Текущий |
||
Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками. | Текущий |
||
Весна в природе. Игры с гласными звуками. | Текущий |
||
Труд людей весной. Игры с гласными звуками. | Текущий |
||
Космос. Изотонические упражнения. | Текущий |
||
Насекомые и пауки. Изотонические упражнения. | Текущий |
||
Посуда. Продукты. Изотонические упражнения | Текущий |
||
Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры». | Текущий |
||
Город. Игра «Веселые фигуры». | Текущий |
||
Игры с Веселым Лесовичком. | Текущий |
||
Игры с Веселым Лесовичком. | Текущий |
||
Подведем итоги. | Итоговый |
Литература:
Абрамова Л. П. «Буши - барашки. Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2003.
Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2004.
Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2004.
Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». - М.: Карапуз.1999.
Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. - СПб.: ИД «Литера», 2008.
Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: ИД «Литера», 2009.
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ИД «Литера», 2009.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб.: ИД «Литера», 2009.
Разенкова Ю. А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». - М.: Карапуз, 2004.
«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2004. - № 6. - с.22 - 28.
Рабочая программа внеурочной деятельности к курсу «Развитие речи»
Пояснительная записка к программе.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направленность курса практическая, развивающая. Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Актуальность выбора:
Язык – важнейшее средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Выражать свою мысль нужно всегда ясно, чётко и образно. Этому нужно учиться. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает её культуру, увеличивает свою эрудицию, обогащает и развивает свой интеллект. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цели программы:
Создание условий для формирования коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме
Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли
Создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей
Задачи курса:
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся
Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников
Воспитание любви и уважения к родному языку
Выявление и поддержка лингвистически одарённых детей
Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
Календарно – тематическое планирование 1 класс (33 часа)
Тема занятия | Колич часов | ||
Речь . Значение речи в жизни человека. | |||
Речь – средство общения людей. | |||
Устная и письменная речь | |||
4 - 5 | |||
Техника речи (дикция, скороговорки) | |||
Построение диалога на заданную тему | |||
Слово , его значение. Толковый словарь. | |||
9 - 10 | Культура речи. Вежливые слова. | ||
Слова, обозначающие предметы. | |||
Слова, обозначающие признаки. | |||
Слова, обозначающие действия. | |||
Однозначные и многозначные слова. | |||
Родственные слова. | |||
Синонимы. | |||
Антонимы | |||
Омонимы. | |||
Прямое и переносное значение слов. | |||
Слово и предложение. | |||
Игра «Путешествие в страну Слов» | |||
Текст. | |||
Определение темы текста. | |||
Основная мысль текста | |||
Заглавие текста | |||
Выделение частей текста. | |||
Нахождение опорных слов в тексте | |||
Составление плана текста. | |||
Пересказ текста. | |||
30 - 31 | Работа с текстом | ||
Построение связного текста | |||
Праздник «Весёлая грамматика» |
Календарно – тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Колич часов | |
Повторение изученного . Речь . Культура речи. | |||
Речь как средство познания. | |||
Мимика и жесты в устной речи | |||
4 - 5 | Ритмические и музыкальные игры | ||
6 - 7 | Интонация. Выражение чувств | ||
Повторение изученного. Слово. | |||
Повторение. Лексическое значение слова. | |||
10 - 11 | Синонимы, омонимы, многозначные слова. | ||
Омофоны, омоформы | |||
Пословицы и поговорки. | |||
14 -15 | Загадка. Сочинение загадок. | ||
16 - 17 | Считалки. Сочинение считалок | ||
18- 19 | Фразеологизмы | ||
Изобразительные средства языка. Сравнение. | |||
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | |||
Метафора | |||
Составление кроссвордов | |||
Этимология слов. Этимологический словарь | |||
Предложение. Признаки предложения | |||
Предложения повествовательные. Точка. | |||
Предложения вопросительные. Вопросительный знак. | |||
Предложения побудительные. Восклицательный знак. | |||
Связь слов в предложении. Составление предложений по заданной схеме. | |||
Работа с деформированными предложениями | |||
Текст. | |||
32 - 33 | Тема текста. Основная мысль текста. | ||
КВН |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
Тема занятия | Кол-во час | ||
Повторение. Речь. Средства выразительности. | |||
Речь – средство обмена информацией, чувствами, мыслями | |||
Культура речи. Соблюдение речевого этикета. | |||
Повторение. Слово . Словосочетание. Предложение. | |||
Лексическое значение слова. Составление кроссвордов. | |||
Образные слова и выражения. Сочинение загадок. | |||
Крылатые слова и выражения | |||
Слова устаревшие и новые | |||
Топонимы. | |||
Имена. Происхождение и значение имён. | |||
Фамилии. | |||
Повторение. Предложение. | |||
13 - 14 | Виды предложений по интонации, по цели высказывания | ||
Простые и сложные предложения | |||
16 - 17 | Сравнительный оборот в предложениях | ||
18 - 19 | Сложносочиненные предложения | ||
20 - 21 | Сложноподчиненные предложения | ||
22 - 23 | Грамматическое оформление предложений. Редактирование. Анализ составленных предложений. | ||
Повторение. Текст. Тема. Основная мысль. | |||
Повторение. Опорные слова и ключевые выражения. | |||
План. Виды плана (картинный, вопросный, цитатный) | |||
27 - 28 | Составление текста по данному плану и опорным словам | ||
29 - 30 | Восстановление деформированного текста | ||
31 - 32 | Редактирование текста | ||
33 - 34 | Типы текста (повествование, описание, рассуждение) | ||
Календарно – тематическое планирование 4 класс.
Тема занятия | Колич часов | Дата |
|
Повторение. Речь. Культура речи. | |||
Речь как средство воздействия на другого человека | |||
Речевой этикет. | |||
Стили речи – разговорный и книжный (научный и художественный) | |||
Разговорный стиль языка. Диалог | |||
Сказка. Сочинение сказки по данному началу | |||
Научный стиль. Виды текстов: научная статья | |||
Аннотация. Составление аннотации к литературному произведению. | |||
Отзыв (о фильме, о прочитанной книге) | |||
Художественный стиль. Общее понятие | |||
11-12 | Стихи. Особенности построения (ритм, рифма, размер и строфа) | ||
13-14 | Стихотворные жанры | ||
15-16 | Прозаические произведения. Особенности построения. Жанры прозаических произведений | ||
Речь письменная. Типы речи (описание, повествование, рассуждение) | |||
Тип речи: описание | |||
Изложение - описание | |||
Сочинение – описание (пейзажная зарисовка) | |||
Объявление «Пропала…» | |||
Тип речи: повествование | |||
Изложение - повествование | |||
Сочинение - повествование | |||
Я пишу письмо | |||
Тип речи: рассуждение | |||
Изложение - рассуждение | |||
Изложение с элементами описания и рассуждения | |||
Сочинение – рассуждение | |||
Сочинение с элементами описания и рассуждения | |||
Сочинение – миниатюра в художественном стиле | |||
Публицистический стиль, его особенности. | |||
Жанры публицистического стиля | |||
Деловая игра « Выпуск газеты» |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель ______/Е.И. Смирнова/ Протокол № _____ от «____»_____2015 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ____/ И.А. Марченко «____»______2015 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ № 10» _______/О.В. Попова Приказ № ___ от«____»_____ 2015 | Педагогическим советом школы Протокол № ____ от «___»____2015 |
Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Школа развития речи»
на 2015- 2016учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Григорьевна
учитель начальных классов,
Таштагол
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Основные цели и задачи программы:
Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
Повышать уровень языкового развития школьников,
Воспитывать познавательный интерес к родному языку,
Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметныхрезультатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть внеклассное факультативное занятие.
Программа рассчитана на 1 год обучения -33 часа в год (1 раз в неделю по20- 25 минут);
Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Описание ценностных ориентиров программы
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу; осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты изучения курса: личностные, метапредметные, предметные
Личностными результатамиизучения курса «Школа развития речи» являются следующие умения:
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
Метапредметными результатами изучения курса «Школа развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Пользоваться словарями, справочниками;
Строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
Осознание роли речи в общении людей;
Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
Интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими умениями и навыками:
Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);
Определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения;
Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;
Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;
Анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего;
Быть хорошим слушателем;
Анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения;
Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил;
Уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях;
Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;
Вести этикетный диалог;
Сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности.
V. Содержание программы
Входная диагностика. | ||
Предложение и словосочетание. | В течение всего курса |
|
Культура общения. | ||
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего ча- | Дата проведения |
|
Входная диагностика | |||
Изучение словарного запаса школьников. | |||
Изучение уровня развития связной речи. | |||
Изучение знания букв и умение различать звуки и буквы. | |||
Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки. | |||
Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки | |||
Речь | |||
Устная речь. | |||
Письменная речь. | |||
Тише, громче… | |||
Слово | |||
Слова, слова, слова… | |||
Буквы и звуки. | |||
Озорные буквы. | |||
Слова играют в прятки. | |||
Слово и его значение. | |||
Прямое значение слова. | |||
Переносное значение слова | |||
Многозначные слова. | |||
Синонимы. | |||
Антонимы. | |||
Тематические группы слов. | |||
Озорные буквы. | |||
Наш цветной мир. | |||
Многозначные слова. | |||
Пословицы. | |||
Прямое и переносное значение слова. | |||
Многозначные слова. | |||
Устаревшие слова. | |||
Что на что похоже. | |||
Проверочная работа. | |||
Культура общения | |||
Культура речи. | |||
Вежливые слова. | |||
Пословицы. | |||
Учимся рассуждать. | |||
Правила хорошего тона. | |||
Вежливые слова. | |||
Учимся рассуждать. | |||
Учимся рассуждать. | |||
Текст. | |||
Отличие текста от набора предложений. | |||
Заглавие текста. | |||
Повторение пройденного. | |||
Части текста. | |||
Опорные слова. | |||
Главная мысль текста. | |||
Начало текста. | |||
Основная часть текста. | |||
Концовка текста. | |||
Заглавие текста. | |||
Мы строим текст. | |||
Мы строим текст. | |||
Иллюстрирование текста. | |||
План текста. | |||
План текста. | |||
Проверочная работа | |||
Анализ проверочной работы. | |||
Итоговое занятие. | |||
Ресурсное обеспечение реализации программы
Для учителя
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. - Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М: - Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2007.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
с углубленным изучением отдельных предметов
«Школа развития речи»
для 3 Б класса
Составитель:
учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Школа развития речи»
Пояснительная записка.
Программа третьего класса «Школа развития речи» реализована в рамках «Внеурочной деятельности» интеллектуального направления в соответствии с образовательным планом.
Занятия по развитию речи проводятся по рабочим тетрадям для 3 класса «Школа развития речи» автора. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» . Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Общая характеристика учебного предмета .
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр . На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, что привлекательно для младших школьников.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение предмета в 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе урок проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования . Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
Личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
Личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
Деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Курс «Школа развития речи » направлен на достижение следующих целей:
Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
Повышать уровень языкового развития школьников,
Воспитывать познавательный интерес к родному языку,
Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Предложение и словосочетание
Культура общения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
· коммуникативные:
Учащиеся научатся:
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
Стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
Распознавать типы текстов;
Устанавливать связь предложений в тексте;
Распознавать стили речи;
Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Учебно - тематический план.
Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
|
Слово (16 часов) |
||
Многозначные слова. | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
|
Омонимы, омоформы омофоны. | ||
Фразеологизмы. | ||
Сравнения. | ||
Олицетворение. | ||
Откуда приходят слова. | ||
Этимология. | ||
Как тебя зовут? | ||
Наши фамилии. | ||
Топонимы. | ||
Устаревшие слова. | ||
Проверочная работа. | ||
Текст (10 часов) |
||
Типы текстов. | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
|
Темы текстов. Опорные слова. | ||
Связь предложений в тексте. | ||
Единый временной план текста. | ||
Стили речи (8 часов) |
||
Стили речи. | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
|
Культура общения. | ||
Научный стиль. | ||
Повторение изученного. | ||
Проверь себя. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Тема занятия | Характеристика учебной деятельности | Количество часов |
|||
Многозначные слова. | Знакомство с многозначными словами. | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. | |||
Омонимы, омоформы омофоны. | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |||
Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||
Сравнения. | Познакомить с понятием «сравнение». | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | |||
Олицетворение. | Познакомить с понятием «олицетворение». | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |||
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | Познакомить с эпитетами, их назначением. | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | |||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |||
Откуда приходят слова. | Познакомить с заимствованными словами. | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | |||
Этимология. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. | |||
Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением и значением имен. | Уметь объяснять происхождение имен. | |||
Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением отчеств. | Уметь объяснять происхождение отчеств. | |||
Наши фамилии. | Познакомить с происхождением фамилий. | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. | |||
Топонимы. | Знакомить с топонимами. | Уметь объяснять топонимы. | |||
Устаревшие слова. | Исследовать устаревшие слова. | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. | |||
Сочинение по картине «Богатыри». | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Уметь употреблять фразеологические обороты. | |||
Проверочная работа. | |||||
Типы текстов. | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Уметь различать типы текстов. | |||
Темы текстов. Опорные слова. | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |||
Связь предложений в тексте. | Обсуждение признаков текста. | Уметь из предложений составлять текст. | |||
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | |||
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |||
Параллельная связь предложений в тексте. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | |||
Сочинение по картине «Свидание». | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | ||||
Единый временной план текста. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | |||
Единый временной план текста. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | |||
Единый временной план текста. | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Уметь редактировать повествовательные тексты. | |||
Стили речи. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |||
Стили речи. | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Уметь находить текст в разговорном стиле. | |||
Культура общения. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |||
Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текс от других. | |||
Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Уметь работать со словарями. | ||||
Повторение изученного. | Повторить основные понятия. | ||||
Повторение изученного. | Повторить основные понятия. | Уметь применить полученные знания. | |||
Проверь себя. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1. Школа развития речи (в 2-ух частях) 3 класс 2013 г.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Школа развития речи (в 2-ух частях) 3 класс Методическое пособие 2013 г.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Компьютер.
5. Интернет-ресурсы.