Презентация на тему культурное наследие древней руси. Презентация на тему "культура древней руси". Особенности древнерусской культуры

Слайд 2

Исторические условия формирования

Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов) Достижения соседей (финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии (принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)

Слайд 3

Устное народное творчество

Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей (идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)

Слайд 4

«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»

Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович

Слайд 5

Письменность и грамотность

Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица - однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.

Слайд 6

Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:

Слайд 7

Крещение Руси – развитие грамотности

Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София

Слайд 8

Школав Древней Руси

  • Слайд 9

    Первыерусские книги – произведение искусства

    Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный (прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни

    Слайд 10

    Древнерусская литература

    Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых

    Слайд 11

    Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу

    IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»

    Слайд 12

    «Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион

    1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире

    Слайд 13

    Русь – страна городов «Гардарики»

  • Слайд 14

    Торжок, торг

  • Слайд 15

    Зодчество –искусство строить и украшать здания

    Деревянное зодчество

    Слайд 16

    Жилые помещения - хоромы

    Боярские хоромы Княжеские хоромы (каменные) Чернигов.

    Слайд 17

    Избы крестьян

  • Слайд 18

    Каменное стоительство. к.X в.

    Приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы (Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор (Ярослав Мудрый)

    Слайд 19

    Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска

    Слайд 20

    Искусство украшения храмов

    Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков (смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы, святых апостолов

    Слайд 21

    Художественное ремесло

    Скань – (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв

    Слайд 22

    Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)

    Слайд 23

    Височные кольца

    Колты – полые височные кольца гривны

    Слайд 24

    Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор

    Слайд 25

    Техника черни

    Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле

    Слайд 26

    Перегородчатая эмаль

    На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.

    Устное народное творчество

    Что мы подразумеваем
    под термином УНТ?
    Песни
    Былины
    Сказания
    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный
    добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Ай к обеденке поспеть хотел он в
    стольный Киев-град.
    Дай подъехал он ко славному ко
    городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Ай черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не
    проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А. Васнецов. Три богатыря.
    Вы узнали отрывок?

    Летописание

    Каждый крупный город
    вел свою летопись.
    Вражда между князьями
    приводила к тому, что
    в летописях
    искажались отдельные
    события. Огромную
    роль для нашей
    истории сыграл,
    написанный в н.12 в.
    монахом Нестором,
    труд «Повесть
    Временных лет».
    Страница из
    летописи
    Летопись – погодная
    запись событий
    Нестор

    Письменность и грамотность.

    Письменность у восточных
    славян зародилась до
    принятия христианства.
    Славянскую азбуку создали
    византийские монахи Кирилл и
    Мефодий. При церквях и
    монастырях были открыты
    школы. Появляются первые
    рукописные книги.
    Алфавиты кириллица и глаголица
    Миниатюра
    из рукописной книги.

    Письменность и грамотность.

    Грамотность была
    распространена не
    только среди феодалов,
    но и среди горожан. Об
    этом говорят
    многочисленные
    берестяные грамоты, а
    также надписи-граффити
    на стенах.
    Граффити – древние надписи
    бытового характера, рисунки,
    нацарапанные на стенах
    зданий и пр.
    Граффити

    Берестяные грамоты

    Зодчество и живопись.

    Скандинавские историки
    называют Русь страной
    городов. Летописи
    сообщают о 24 городах
    в Киевской Руси.
    Самый крупный из них –
    Киев.
    Город киевского князя
    Ярослава Мудрого
    окружали высокие
    земляные валы общей
    протяженностью 3,5
    километра.
    План Киева
    в середине XII века.

    Золотые ворота в Киеве

    Золотые
    Это- мощная
    ворота
    были с
    боевая башня
    возвышавшейся над
    главным
    нею церковью
    въездом
    в
    Благовещения -
    Киев.
    вызывала восторг
    современников и
    навевала ужас на
    врагов своей
    неприступностью
    Здесь находился парадный въезд
    "в город Ярослава".

    Софийский собор в Киеве. XI век.

    Софийский собор был
    построен по образцу
    византийского.
    В плане храма основу
    составлял крест, образованный
    основным и боковыми
    нефами.
    Центральный купол окружали
    размещенные чуть ниже
    четыре средних купола, за
    которыми еще ниже стояли
    восемь малых. Так
    однокупольный византийский
    храм преобразовывался в
    многокупольную пирамиду.
    Реконструкция.

    Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Общий вид

    Зодчество и живопись.

    Собор Святой Софии
    расположен в самом
    центре города.
    Сохранились и через
    века дошли до нас 260
    кв.м. мозаик и 3
    тысячи кв.м. фресок.
    Мозаика – картина из
    вдавленных в сырую
    штукатурку стекловидных
    камешков (смальты)
    Фреска – картина,
    написанная водяными
    красками по сырой
    штукатурке
    Мозаики Софийского
    собора в Киеве

    Иконопись
    Иконы, как правило писались на
    липовой доске
    Специфика иконописного письма:
    Фигуры изображались
    плоскими и неподвижными,
    использовались особая
    система изображения
    пространства (обратная
    перспектива),
    вневременное изображение,
    фигуры не отбрасывают теней,
    свечение вокруг головы в виде
    круга (нимб).
    Адриан святой. Фреска
    Софийского собора в Киеве

    Иконопись

    Чтобы неукоснительно
    следовать канону,
    иконописцы
    пользовались в виде
    образцов либо
    древними иконами,
    либо иконописными
    подлинниками.
    Канон – свод
    положений, норм,
    правил.
    Иоанн Златоуст. Мозаика
    Софийского собора в Киеве.
    Мог быть “лицевым” и
    “словесным”

    Софийский собор в Новгороде

    Главный православный храм
    Великого Новгорода, созданный
    в 1045-1050 годах.
    В Новгороде,
    расположенном
    на
    Выстроена София
    севере страны,
    новгородская
    в
    втором
    по
    основном ииз камня, и
    значению
    величине
    городе
    только арки
    Киевского
    порталов, и оконных
    государства, в
    проёмов
    выложены
    1052
    построен
    из кирпича,
    а своды
    собор
    Св.Софии.
    в интерьере частично из камня,
    частично из кирпича.

    Художественное ремесло

    Гривна Владимира Мономаха
    Эпоха Киевской Руси
    ознаменовалось расцветом
    художественных ремесел,
    среди которых видное место
    заняла обработка металлов,
    в частности ювелирное дело,
    центром которого стал Киев.
    Основы металлических
    изделий выполнялись
    техникой литья, которую
    использовали для создания
    как уникальных, так и
    изделий массового
    употребления. Для первых
    применяли восковую модель,
    для вторых – каменные
    формочки.

    Художественное ремесло

    Сережкаподвеска
    ХІ-ХІІІ ст.
    Шлем Ярослава
    Всеволодовича
    Воин в доспехах
    Кольчуга оборонительный
    доспех из продетых
    друг в друга
    железных колец.

    Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)

    Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей №36»

    Слайд 2

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

    Слайд 3

    Особенности культуры Древней Руси

    1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

    Слайд 4

    «Феномен русской культуры»

    1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

    Слайд 5

    Письменность. Существовала до принятия христианства.

    1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

    Слайд 6

    Кирилл и Мефодий.

    Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

    Слайд 7

    Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

    Слайд 8

    Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

    Слайд 9

    «Киевские глаголические листки».

    Слайд 10

    Кириллица создана на основе глаголицы.

    На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.

    Слайд 11

    В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

    Слайд 12

    Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

    Слайд 14

    Материал для письма.

    Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

    Слайд 15

    Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

    Слайд 16

    Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

    Слайд 17

    У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити - это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание - молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

    Слайд 18

    Образование

    Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

    Слайд 19

    Литература

    Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла.

    Слайд 20

    Михаил Врубель. Богатырь

    Слайд 21

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881-1898

    Слайд 22

    Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

    Слайд 23

    Илья Репин «Садко»

    Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

    Слайд 24

    Летописание

    «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

    Слайд 26

    Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.

    «Чтения о Борисе и Глебе».

    «Хождения Даниила игумена в святые места».

    Владимир Мономах «Поучение детям».

    Даниил Заточник «Слово и Моления».

    Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

    Слайд 27

    «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

    Слайд 28

    (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,- известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

    Слайд 29

    Художественное ремесло. Ювелиры

    Слайд 30

    Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

    Слайд 31

    Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

    Слайд 32

    Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

    Слайд 33

    Перегородчатая эмаль.

    Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

    Слайд 37

    Русь – страна Гардарики.

    Слайд 40

    Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

    Слайд 45

    Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

    Слайд 46

    Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045-1050 годах.

    Слайд 47

    Одежда: верхняя одежда, плащ.

    http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u… http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg http://www.1salamandra1.ru/ind… http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg http://filessystem.ru/?con=res… http://hportodox.ucoz.ru/load/… 12)Илья Репин Садко http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. http://cinereo.zbord.ru/viewto… http://fineartblog.ru/%d1%80%d…

    Слайд 50

    Андрей Рябушкин. http://arena.in.ua/politka/215… http://referatyi.ru/tmpbfd-142… http://lno52.ru/index/0-215 http://bg.convdocs.org/docs/in… http://riga.europe.lv/?p=4871 http://toolxool.ru/69458.htmlhttp://900igr.net/fotografii/i… http://slovoopolku.ru/?item=2b… http://metod-sunduchok.ucoz.ru… http://finefact.ru/45473-dospe… http://hotelsuz.ru/helgikol4ug… http://spasskievorota.ru/old78…http://spasskievorota.ru/old49…..Киева. Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка 11... http://abunda.ru/6169-rus-veli… http://fin.pp.ua/prostye-dekor… http://www.help-rus-student.ru… http://forum.knitting-info.ru/… http://de.academic.ru/dic.nsf/… http://tvoj.kiev.ua/map/sofia/ http://all-art.do.am/news/2009… http://ikons-allart.do.am/publ… http://900igr.net/fotografii/m… http://www.liveinternet.ru/use… http://everdream.ru/forum/inde… http://swordmaster.org/2011/04…

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема

    7 слайд

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества - мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАД ИТОГИ

    12 слайд

    Описание слайда:

    Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема

    13 слайд

    Описание слайда:

    Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремль Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    25 слайд

    Описание слайда:

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема

    28 слайд

    Описание слайда:

    ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД

    29 слайд

    Описание слайда:

    МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема