Православный иконостас: история и устройство. Что такое иконостас в православном храме? Что такое иконостас и каково его предназначение

В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко

алтарная преграда, своего рода стена с установленными в определенном порядке иконами, в православном храме отделяющая алтарную часть от помещения для молящихся.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИКОНОСТАС

(греч. Eikon - образ и stasis - место стояния) - перегородка в православном храме с рядами (чинами) икон, отделяющий алтарную часть от основной части храма. Иконостас развился из алтарной преграды, существовавшей уже в раннехристианских храмах. Это был низкий парапет или своего рода пор-тик (обычно из мрамора) с несущими архитрав колон-ками, с проходом в алтарь в центре. Считается, что первый алтарь на Руси был создан Феофаном Греком на рубеже

XI–XV веков в Благовещенском соборе Московского Кремля. Чины располагались в строгой последовательности: нижний ряд - местный чин, который стал основой русского иконостаса. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Божьей матери в центре и иконами ветхозаветных пророков, согласно христианской экзе-гезе предвосхитивших Боговоплощение. Около сере-дины XVI в. возник следующий чин - праотеческий, который состоит из икон праведников дозаветной церкви, начиная с Адама и «Троицей Новозаветной» на середине ряда. Иконостас, таким образом, стал образом церкви Небесной и Земной. Кроме чинов в православ-ном иконостасе посередине всегда находятся двустворчатые двери, называемые Царскими воротами.

До середины XVII в. вся композиция иконостаса именовалась деисус, что свидетельствовало об исклю-чительной роли этого чина в формировании и осмыс-лении иконостаса как единого образа моления за человечество. Во второй половине XVII в., в период реформы русской церкви, термин «деисус» вытесняется термином «иконостас». С конца XVII в. иконостас принимает свою окончательную форму, которая сохраня-ется и в настоящее время.

Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое иконостас? При входе в храм, когда мы оказываемся в притворе, можно увидеть высокую перегородку, скрывающую от нас алтарь, украшенную иконами.

Иногда он находится на некотором возвышении, на солее, на которую выходят священники и церковнослужители. Перед ней в центральной части стоят молящиеся во время службы.

История возникновения

Церковный иконостас создается по установленным канонам, которые формировались и обновлялись всю историю христианства.

Первые церкви устраивались по образу иудейских храмов. Современному алтарю в них соответствовало сакральное место, куда заходили только первосвященники.

Предшественником иконостаса, традиции оформления которого окончательно сформировались к 17 веку, является алтарная преграда. С ее внешней стороны молились приходящие в церковь верующие, а с внутренней - священнослужители. В древних церквях алтарь отделялся Т-образной или П-образной перегородкой.

С 4 века известен способ обустройства алтарной преграды в виде медной решетки, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Множество подобных примеров можно найти также в церквях Армении, построенных не раньше 6 века.

На Руси православные иконостасы вначале тоже имели вид алтарных перегородок, но позднее их стали делать из более доступного материала - дерева. Их украшали резьбой и вставными иконами. Иконы собора 12-13 века, построенного во Владимиро-Суздале, например, хранятся в Третьяковской галерее.

Как выглядит иконостас сегодня?

Что такое иконостас в современной церкви? Вся алтарная стена заполнена иконами в несколько рядов, при их выборе и расположении соблюдаются некоторые обязательные традиции.

Врата в центре иконостаса называют царскими, на них изображают Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Их открывают только в определенные моменты богослужения, в святую седмицу. Проход священников через царские врата символизирует присутствие Бога в храме, который благословляет присутствующих.

Слева и справа находятся дьяконские двери с иконами архангелов Михаила и Гавриила, через которые заходят церковнослужители и священники.

Справа от входа находится икона спасителя Иисуса Христа, рядом с ней - икона святого или праздника, соответствующая посвящению храма. Например, если вы зайдете в Покровский храм, это будет икона Покрова Пресвятой Богородицы, а если в храм преподобного Серафима - икона этого святого.

Второй ряд называется «Деисус», что означает моление, прошение.

На нем традиционно справа расположены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы справа, а слева - Иоанна Предтечи. В этом же ряду находятся изображения двенадцати апостолов.

Символическое значение имеет расположенная над царскими вратами икона Тайной Вечери, первой литургии, на которой Иисус Христос посвятил апостолов в таинство святой евхаристии.

На третьем ярусе размещают иконы двунадесятых праздников, то есть тех, которые связаны с основными событиями в жизни Христа и Богородицы.

В больших храмах есть четвертый ряд с иконами святых пророков, пятый ряд посвящен памяти праотцов Адама и Евы, Авраама, Исаака, известных нам из Ветхого Завета. На самом верхнем ряду мы увидим изображение Пресвятой Троицы, венчает иконостас символ искупления - крест.

Что такое иконостас дома?

У себя дома христиане тоже устраивают святое место. Домашний иконостас всегда занимал почетное место, которое называлось красным углом. Обычно он находился по правую сторону от входа. Как и в церкви, его желательно устанавливать в восточной стороне помещения.

В малогабаритных квартирах не всегда есть такая возможность.

Поэтому следует выбрать место, где вы сможете расставить имеющиеся у вас иконы не только красиво, но и в соответствии с церковными правилами, чтобы всегда можно было спокойно помолиться в уединении с домочадцами.

Как расположить иконы дома?

Оформляя домашний иконостас, нужно разместить главные иконы на уровне глаз. Это образы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

При создании иконостаса своим руками на почетное место также часто устанавливаются венчальные иконы. Над ними можно поместить изображение Святой Троицы.

Рядом располагают иконы любимых святых, почти в каждом иконостасе можно встретить образ Николая Чудотворца, блаженной Матроны, преподобного Серафима, Георгия Победоносца, ангелов и архангелов, архистратига Михаила, Гавриила, несущего исцеления, ангела-хранителя.

Каждому при крещении дается имя святого, иконку которого тоже желательно иметь в своем домашнем иконостасе.

Иконы и интерьер

Не всегда получается подобрать все иконы в одном стиле. И это не так уж важно, ведь что такое иконостас в доме? Это место, где можно оставить всякие беспокойные мысли, чтобы помолиться, т. е. пообщаться с богом.

Нужно помнить, что молимся мы не иконам. Они помогают сосредоточиться на размышлении о Царствии Божием, дисциплинировать мысли, чтобы они не рассеивались во время молитвы, образы святых напоминают об их праведной жизни.

Если средства позволяют, то можно оформить красивый угловой иконостас в соответствии с интерьером квартиры, с резьбой по дереву, заказать иконы у иконописцев.

Настоящее чудо в том, что можно помолиться, открыть свои печали, поблагодарить бога, попросить молитвенной помощи у святых.

А если нет денег для приобретения специальной мебели, то сделайте иконостас своими руками с любовью. Прекрасен он не материальной красотой.

Место в доме, посвященное богу, где молятся и благодарят, наполняется благодатью и светом, который украшает и освящает все вокруг.

Как оформить молитвенный угол?

Иконы приобретаются постепенно, в разных храмах и святых местах, дарятся родными, братьями и сестрами в храмах.

Создавая иконостас своими руками, вы можете заказать или подобрать полку, на которой будут установлены образы. Под ней можно поставить узкий стол или тумбочку, в которой будут храниться святыни, просфоры, евангелие и Библия, молитвословы, свечи.

Полки не нужно делать широкими. Их украшают резьбой, балясинами, инкрустацией, вышитыми полотенцами. По краям делают бортики, чтобы иконы, стоящие под углом, не соскальзывали.

Иконостас легко сделать из нескольких навесных узких полок, повешенных друг над другом. Рядом уместно поместить полки с православной литературой.

Можно ли размещать иконы в спальне?

Люди живут в разных условиях. Кто-то может во дворе часовню построить, а некоторые всей семьей теснятся в комнате, которая для них и кухня, и гостиная, и спальня. Может ли это стать причиной, по которой нельзя делать домашний иконостас? Конечно же, нет.

Имея иконы в доме, нужно относиться к ним благоговейно, помня о том, что это окна в другой мир. Каждая икона связана со своим прообразом. Поэтому они мироточат, благоухают, плачут, но специально таких чудес искать не надо. Главное чудо - это обретение мира и любви в душе.

Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.
Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы , Московская область.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Состав иконостаса: третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Состав иконостаса: четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.


Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино , Москва.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых – алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня – освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа - Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется "местный ряд", по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах - икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат - иконы Спасителя и Богородицы.

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Даниила Черного. Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, Деисусный чин среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси. Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом - Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре - Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой - Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.