Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии. Словарь егэ Председатель комиссии по егэ

Вопросы первой части ЕГЭ в этом году (2011), на наш взгляд, были достаточно четкие, корректные. Другое дело, что выпускники в ряде случаев не смогли воспринять смысл вопроса, понять, что от них требуется.

Например, в одном из вариантов был дан для анализа эпизод из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (встреча рассказчика с Андреем Соколовым) и предлагалось ответить на вопрос: «Каким предстает внутренний облик главного героя в данном фрагменте?» Почти все отвечающие стали характеризовать рассказчика, а не Андрея Соколова.

Часто учащиеся, не осознав содержание вопроса, обращенного к конкретному отрывку художественного текста, начинают излагать все, что помнят о данном произведении или данном авторе. Ответы получаются поверхностными, неубедительными, расплывчатыми.

Так, в одном из вариантов предлагалось охарактеризовать родителей Базарова, исходя из их отношения к сыну. Отвечающие, как правило, пересказывали приведенный отрывок и давали описание стариков Базаровых.

Еще один пример: на вопрос «Как в данном фрагменте пьесы «Гроза» проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?» в ответах приводят характеристику Кабанихи и этим ограничиваются, хотя в приведенной сцене задействованы еще три персонажа и вопрос требует совсем другого ответа.

Вопросы заданий С 2 и С 4, состоящие, как правило, из двух частей, для многих выпускников стали камнем преткновения: сосредоточив внимание на подборе сходных произведений, школьники забывают дать содержательное обоснование для сопоставления, определить сходство или различие, привести необходимые аргументы.

Нередко в ответах происходит подмена понятий, сформулированных в вопросе. Так, отвечая на вопрос: «В каких произведениях русских писателей показана глубина и сила родительского чувства?», выпускники начинают рассуждать о том, как писатели раскрывают тему семьи.

В этом году в заданиях С 3 предлагалось для анализа немало стихотворений поэтов XX века - А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Мандельштама. Школьники, к сожалению, проявили весьма поверхностные знания поэзии этого периода, не сумев определить своеобразие творчества каждого из поэтов. Так, вызвал существенные затруднения вопрос, связанный со стихотворением «А вы могли бы?..» Вл. Маяковского: «Кому и почему бросает вызов поэт в финале стихотворения?» На первую часть вопроса «Кому?» еще как-то пытались ответить, а вот вторая часть «почему?» осталась без комментариев.

Очень часто отвечающие самовольно упрощают вопрос, лишая его главной сути. Например, на вопрос «В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения А. Ахматовой «Родная земля»?» дают ответы с поверхностными рассуждениями о патриотизме вообще.

В части III (задания С 5) вызвали затруднения следующие формулировки:

  • Почему, несмотря на трагический финал пьесы «На дне», можно утверждать, что в ней торжествуют истинные ценности жизни?
  • В чем заключается трагизм судьбы Обломова?
  • В чем смысл открытого финала комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
  • Как соотносятся злободневное и вечное в «Слове о полку Игореве»?
  • Если в целом проанализировать ответы выпускников, то можно выделить следующие характерные ошибки и недочеты.

    1. Незнание текстов художественных произведении Падчерица Катерина пытается усмирить разгорячившуюся мачеху Кабаниху », «Раскольников совершил убийство ради сестры, чтобы она больше не занималась проституцией », «Обломов заболел чахоткой », «В лице Чичикова Гоголь показал власть, а народ - через купцов », «Обломову, лежащему на кровати, мешает жить загрязненность организма, ведь он уже немолод. На таких людей жалко смотреть - они заживо гниют, образую под собой пролежни »).

    2. Незнание реалий жизни прошлых эпох , а также «осовременивание» истории («Тихон уезжает из деревни в командировку и там спивается »; «Земляника - владелец богоугодных заведении, персонал которых плохо относится к пациентам »; «Обломов целыми днями лежит на диване и смотрит телевизор »).

    3. Фактические ошибки , в том числе связанные с путаницей имен и фамилий писателей и героев, названий произведений и т. д. («Н. В. Гоголь - великий русский поэт 18 века »; «В романе «Война и мир» описаны события Первой Мировой Войны »; «Митрофан и его мать, так называемая Кабаниха »; стихотворения Тютчева «Я пишу тебе с приветом... », Ломоноса «Нет, не тебя так пылко я люблю... », Бунина «О доблестях, о подвигах, о славе... »).

    4. Неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий Олигория », «литорический вопрос », «Гоголь - великий русский писатель-фантаст », «Используя ямб и перекрестную рифму, Блок добивается звукописи », «Онегин и Ленский - лирические герои поэмы в стихах «Евгений Онегин »).

    5. Неточное цитирование Лермонтов описывает Россию как «страну воров, страну господ »; «Отправляя сына на службу, Гринев-отец сказал легендарную фразу: «Копейка рубль бережет »).

    6. Грамматические и речевые ошибки Блок восхваляет Россию противоречиво », «В самом конце пьесы удушивается Актер »; «после дуэля с Долоховым », «Вся комната Обломова обвешана паутинами »; «только прислуги были ему верны »; «невежеское общество »; «Ранее слышав интересные афоризмы из пьесы, мне хотелось прочитать эту книгу »).

    Перечисленные типы ошибок являются традиционными, повторяющимися из года в год. Вместе с тем хотелось бы заострить внимание на проблемах, которые отчетливо проявились в этом году на ЕГЭ по литературе.

    Первую можно отнести к издержкам усиленной подготовки к экзамену: часто выпускники, отвечающие на вопросы С1 или С3, начинают совершенно немотивированно перечислять средства художественной выразительности, вместо того чтобы четко и ясно отвечать на поставленный вопрос . Иногда, употребляя тот или иной литературоведческий термин, в скобках дают его определение.

    Вторая проблема связана с тем, что все больше проявляется тенденция усиления небрежности и фамильярности в ответах выпускников: отвечают порой неполными предложениями, откровенно признаются: «К сочинению я не подготовился, поэтому напишу текст песни «Брат за брата», может, вам интересно будет почитать »; допускают прямые и фамильярные обращения к проверяющим: «Вот вы, кто будет это читать, знаете, какой инструмент скрипка? Ничего вы не знаете... » Иногда в ответах звучит откровенный вызов: «Я не понимаю, в чем смысл трагизма Обломова, да и вряд ли кто это понимает »; «Роман «Отцы и дети» кажется мне бессмысленным, так как в нем нет ни начала, ни конца ».

    Порой трудно угадать, что движет отвечающим на вопросы школьником - то ли стремление эпатировать, то ли желание предстать «эрудитом»: «Чичиков превратился в робота с искусственным интеллектом »; «Чичиков - еще не тронутый человеческой деградацией человек »; «Чичиков - алчный материалист »; (Про Обломова): «Читаешь роман и ждешь, когда это ископаемое соизволит встать со своего ложа ».

    Все чаще встречаются в работах примитивные рассуждения, свидетельствующие о незнании предмета, о низком общекультурном и речевом развитии выпускников («Вишневый сад начинает гнить, поэтому его необходимо вырубить для хода «луча света в темном царстве »; «Само название «Вишневый сад» дает понять, что эта пьеса будет очень игривой и сладкой, как сама вишня »; «Цель Гоголя - показать все гнилье и темность отдельных личностей русского народа »).

    Выводы предметной комиссии

    Современная модель экзаменационной работы по литературе 2011 года кажется нам оптимальной для проверки знаний и умений учащихся, позволяющих анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике и строить свободное высказывание на литературную тему.

    Хочется отметить очень удобную для экспертов и в целом логичную и объективную систему оценивания заданий с развернутым ответом.

    На наш взгляд, в дальнейшем при изучении литературы в школе и подготовке к ЕГЭ по данному предмету следует обращать внимание на следующие моменты.

    Во-первых , добиваться прочтения художественных текстов , включенных в кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе.

    Во-вторых , повышать у учащихся уровень владения теоретико-литературными понятиями .

    В-третьих , обращать особое внимание на проблематику произведений, аксиологическую составляющую художественных текстов, а также на своеобразие творчества писателей и поэтов.

    В-четвертых , предлагать учащимся заучивать наизусть наиболее значимые фразы из произведений.

    В-пятых , развивать навыки устных и письменных высказываний на проблемные вопросы.

    ПРОЕКТ

    от __________ № _____

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Краснодарском крае

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА).

    1.2. Положение определяет полномочия, функции, порядок работы предметных комиссий.

    1.3. Предметная комиссия создается для организации и осуществления проверки и оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, выполненных обучающимися.

    1.4. Предметная комиссия осуществляет работу в досрочный и основной период, а также в дополнительные сроки проведения ГИА.

    1.5.Предметные комиссии в своей работе руководствуются действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами, инструктивными документами и настоящим Положением.

    2. Состав и структура предметной комиссии

    2.1. В состав предметных комиссий входят территориальные предметные подкомиссии (далее - ТПП), которые создаются приказом министерства образования и науки Краснодарского края (далее - министерство) в каждом муниципальном образовании и осуществляют отдельные полномочия предметной комиссии на территории муниципального образования.

    Предметные комиссии создаются для проверки экзаменационных работ по русскому языку и математике в период проведения ГИА.


    ТПП создаются для проверки экзаменационных работ по учебным предметам, которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору (далее-учебные предметы по выбору).

    2.2. В состав каждой предметной комиссии (подкомиссии) входят председатель, заместитель председателя и члены (далее – эксперты). Для ведения делопроизводства в состав предметной комиссии может входить секретарь.

    2.3. Качественный состав предметной комиссии (подкомиссии) формируется из педагогических работников общеобразовательных организаций.

    2.4. Количественный состав предметной комиссии (подкомиссии) определяется, исходя из количества обучающихся, которые будут проходить ГИА по данному учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки экзаменационной работы по данному учебному предмету.

    2.5. Персональный состав каждой предметной комиссии (подкомиссии) формируется председателем комиссии (подкомиссии) на основании предложений руководителей муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО), по согласованию с территориальными экзаменационными подкомиссиями (далее - ТЭП).

    2.6.При формировании персональных составов предметных комиссий (подкомиссий) по каждому учебному предмету исключается возможность возникновения конфликта интересов и учитываются следующие требования к специалистам:

    Соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

    Наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);

    Наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования , включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

    Кроме того, необходимо учитывать, что специалисты могут быть включены в состав только одной предметной комиссии (подкомиссии).

    2.7. Персональные составы предметных комиссий (подкомиссий) утверждаются приказом министерства после согласования с государственной экзаменационной комиссией (далее - ГЭК).

    Составы предметных комиссий (подкомиссий) не публикуются.

    2.8. Члены предметной комиссии (подкомиссии) должны быть ознакомлены с приказом министерства об их назначении. Факт ознакомления с назначением фиксируется их личными подписями в приказе министерства (его копии).

    2.9. Все специалисты - кандидаты в эксперты должны проходить ежегодное квалификационное испытание. Порядок проведения квалификационных испытаний и допуска специалистов к прохождению квалификационных испытаний устанавливает министерство.

    Лица, не прошедшие квалификационное испытание, не могут быть допущены к работе в предметной комиссии (подкомиссии).

    Организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов – кандидатов в эксперты осуществляет председатель предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА.

    2.10. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии (подкомиссии) по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, который организует в установленном порядке работу предметной комиссии (подкомиссии) и отвечает за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ.


    2.11. Председатель предметной комиссии (подкомиссии) обязан:

    Формировать состав предметной комиссии (подкомиссии);

    Формировать график работы предметной комиссии (подкомиссии) по согласованию с руководителем РЦОИ;

    Осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;

    Взаимодействовать с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке контрольно-измерительных материалов (далее-КИМ);

    Представлять в ГЭК (ТЭП) информацию о возникновении у эксперта конфликта интересов, о нарушении им установленного порядка проведения ГИА;

    Организовать обучение экспертов по содержанию и технологии оценивания экзаменационных работ;

    Обеспечивать своевременную проверку экзаменационных работ в соответствии с установленными требованиями;

    Получать инструктивные документы по проверке и оцениванию экзаменационных работ, критерии оценивания экзаменационных работ и рабочие комплекты, включающие обезличенные копии с ответами на задания экзаменационной работы и протоколы проверки экзаменационных работ в РЦОИ (ТЭП).

    Передавать заполненные протоколы проверки экзаменационных работ в РЦОИ (ТЭП);

    Информировать ГЭК (ТЭП) о ходе проверки экзаменационных работ и возникающих проблемах;

    Обеспечивать режим информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

    Организовывать учет рабочего времени экспертов, участвующих в проверке экзаменационных работ;

    Участвовать в работе конфликтной комиссии (по запросу председателя конфликтной комиссии);

    - составлять отчёт о результатах работы предметной комиссии в текущем году и представлять его в ГЭК (ТЭП);

    Организовывать согласование подходов к оцениванию между экспертами, проводимому в день начала проверки экзаменационных работ;

    Осуществлять подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии.

    2.12. Председатель предметной комиссии (подкомиссии) имеет право:

    Давать указания экспертам в рамках своих полномочий;

    Отстранять экспертов от участия в работе предметной комиссии (подкомиссии) в случае возникновения нарушения процедуры проверки экзаменационных работ или информационной безопасности (по согласованию с председателем ГЭК (ТЭП);

    Принимать решения по организации работы предметной комиссии (подкомиссии) в случае возникновения проблемных ситуаций и непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению ее работы (по согласованию с ГЭК (ТЭП);

    Направлять запросы в РЦОИ и, в случае необходимости, в организации, уполномоченные Рособрнадзором (далее – уполномоченные организации).

    2.13. Член предметной комиссии (подкомиссии) обязан:

    Проверять и оценивать экзаменационные работы в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;

    Соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационной работы;

    Информировать председателя предметной комиссии (подкомиссии) о проблемах, возникающих при проверке экзаменационной работы;

    Информировать ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также нарушениях предметной комиссии (подкомиссии) в работе с документацией;

    Выполнять возложенные на него функции на самом высоком уровне профессионализма, этических и моральных норм.

    2.14. Член предметной комиссии (подкомиссии) имеет право:

    Получать инструктивные документы по проверке и оцениванию экзаменационных работ, критерии оценивания экзаменационных работ и другие необходимые для работы материалы;

    Обсуждать с председателем комиссии (подкомиссии) процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;

    Принимать участие в обсуждении отчета о работе предметной комиссии (подкомиссии), вносить в него свои предложения.

    2.15. Члену предметной комиссии (подкомиссии) запрещается:

    Изменять рабочее место без разрешения председателя предметной комиссии (подкомиссии);

    Иметь при себе мобильные телефоны или иные средства связи, фотоаппаратуру и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, КПК и другие);

    Покидать аудиторию без уважительной причины;

    Переговариваться с другими членами предметной комиссии (подкомиссии);

    Копировать и выносить из рабочих помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;

    Разглашать информацию, содержащуюся в экзаменационных материалах, критериях оценивания, протоколах проверки экзаменационных работ.

    2.16. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметной комиссии (подкомиссии) несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При установлении факта нарушения членом предметной комиссии (подкомиссии) установленных требований ГЭК принимает решение об исключении его из состава предметной комиссии (подкомиссии).

    3. Полномочия и функции предметной комиссии.

    3.1. Основными функциями предметной комиссии (подкомиссии) являются:

    Принятие к рассмотрению экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету;

    - осуществление проверки ответов на задания экзаменационной работы и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;

    Заполнение и направление в РЦОИ (ТЭП) протоколов результатов проверки ответов на задания экзаменационной работы по установленным формам;

    Перепроверка отдельных экзаменационных работ обучающихся (по решению ГЭК);

    Составление и направление в ГЭК (ТЭП) итогового отчета о результатах работы предметной комиссии.

    3.2. Предметная комиссия (подкомиссия) в целях выполнения своих функций имеет право:

    - запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ (ТЭП), а также в уполномоченные организации;

    Готовить и передавать в ГЭК для направления в организацию, осуществляющую подготовку КИМ для проведения ГИА в текущем году, свои рекомендации по содержанию заданий экзаменационной работы с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов;

    Готовить и передавать в ГЭК для направления в министерство информацию о типичных ошибках в ответах обучающихся и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по данному учебному предмету;

    Информировать ГЭК о некорректных заданиях КИМ.

    4. Организация работы предметной комиссии

    4.1. Предметные комиссии (подкомиссии) работают в помещениях, исключающих возможность допуска к ним посторонних лиц и распространение информации ограниченного доступа. Помещения должны быть специально выделены для этих целей и оборудованы. Размер помещений для предметных комиссий должен соответствовать требованиям санитарных норм для работников офисных помещений.

    4.2. Председатель предметной комиссии (подкомиссии) получает инструктивные документы по проверке и оцениванию ответов на задания экзаменационной работы, критерии оценивания ответов и рабочие комплекты, включающие обезличенные копии бланков ответов и протоколы проверки ответов на задания экзаменационной работы в РЦОИ (ТЭП).

    4.3. Председатель предметной комиссии проводит инструктаж членов предметной комиссии по оцениванию ответов на задания экзаменационной работы, распределяет экзаменационные работы между экспертами, а также определяет необходимость третьей проверки.

    4.4. Члены предметной комиссии осуществляют проверку ответов на задания экзаменационной работы в соответствии с требованиями действующих инструктивных документов.

    4.5. Члены предметной комиссии осуществляют следующие виды проверок:

    Перепроверку, а также проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

    4.6. По результатам первой и второй проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями экзаменационных работ.

    4.7. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

    Эксперт, осуществляющий третью проверку, назначается из числа членов предметной комиссии (подкомиссии), ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

    Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Баллы эксперта, осуществляющего третью проверку являются окончательными.

    4.8. В помещениях для работы предметных комиссий во время проверки экзаменационных работ могут находиться:

    Председатель предметной комиссии и его заместитель;

    Члены предметной комиссии;

    Руководитель РЦОИ;

    Уполномоченный представитель ГЭК (по решению председателя ГЭК);

    Общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);

    Должностные лица министерства (по решению соответствующих органов).

    4.9. Председатель предметной комиссии (подкомиссии) обеспечивает установленный порядок работы предметной комиссии и соблюдение режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ.

    4.10. Председатель предметной комиссии (подкомиссии) передает заполненные протоколы проверки экзаменационной работы в РЦОИ (ТЭП) для дальнейшей обработки.

    4.11. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются.

    5. Контроль за деятельностью предметной подкомиссии

    Контроль за деятельностью предметной комиссии по соблюдению порядка проверки и оценивания ответов на задания экзаменационной работы осуществляет председатель ГЭК.

    Руководитель ГКУ КК

    Центра оценки качества образования

    Проблемы есть. Мария Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ (контрольно... обучение сводить к ОГЭ и ЕГЭ . Это всего лишь форма контроля... основе требований федерального компонента 2004 года, где требования, предметное содержание четко...

    09.07.2018

    И задачах на следующий год Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в проведении ЕГЭ : организаторов, технических специалистов, руководителей пунктов проведения экзаменов, предметных комиссий . ... в 9 классах. Демоверсии КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2019 года будут...

    06.07.2018

    И отвечают на вопросы экспертов региональных предметных комиссий - как правильно проверять те... Элеонора Амбарцумова, замруководителя Федеральной комиссии ЕГЭ по... на чём-то написано "ЕГЭ ", то в целом виде до...

    28.06.2018

    Быть тема «Добро». А при написании сочинения на ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с... то, что им дорого. Автор - руководитель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной...

    13.04.2018

    С федеральными государственными образовательными стандартами. Но сами работы в отличие от ЕГЭ ребята пишут в стенах родной школы - ... школы «Гармония» Можайского муниципального района, зампред предметной комиссии по математике Московской области Ольга...

    15.03.2018

    2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает... участие руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ -2018 ... уже размещены выпуски передачи «О ЕГЭ предметно » 2018 года - совместного проекта...

    02.02.2018

    Пунктах была впервые использована на ЕГЭ в 2014 году для организации... комплект экзаменационных материалов для участников ЕГЭ , включая бланки. Это позволит еще... и проверку предметными комиссиями результатов участников на региональном и федеральном уровне.

    01.02.2018

    Экзаменов. Об этом 15 января заявила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике Марина Демидова в эфире программы «О ЕГЭ предметно » на ОТР. «Ситуация очень проста. Что касается ОГЭ, это экзамен за девятый класс, ...

    16.01.2018

    Его результатов. Об этом объявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в декабре 2017 года Рособрнадзор запустит Федеральный обучающий портал, на котором будут... контроля за проведением ЕГЭ , взаимодействия РЦОИ с предметными комиссиями и ППЭ, ...

    30 июня завершится основной период сдачи Единого государственного экзамена. Одними из первых испытаний были русский язык и математика. Выпускникам школ необходимо было успешно сдать экзамены по этим предметам, чтобы получить школьный аттестат.

    Работы участников проверяли высококвалифицированные эксперты региональных предметных комиссий. В интервью они рассказали об особенностях работ выпускников 2016 года, основных ошибках и позитивных тенденциях, а также поделились собственным опытом участия в ЕГЭ для учителей.

    Виктория Зарешина, эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку и литературе, проверяет работы в составе комиссии с 2010 года:

    – Что нужно для того чтобы стать экспертом?

    – На мой взгляд, прежде всего – профессионализм. Во-вторых, терпение и любовь к своему предмету. За каждой работой стоит ребёнок и её нужно проверять очень тщательно, чтобы быть не только удовлетворенным качеством проверки и самой работой, но и чтобы этим были довольны абсолютно все, в том числе и дети, которые получат результат, чтобы не было стресса.

    – Вы сдавали ЕГЭ после окончания школы?

    – Нет. Но в этом году появился новый тренд в обществе – сдача ЕГЭ учителями, я приняла в нем участие и сдавала русский язык.

    – Каковы Ваши впечатления по ту сторону экзамена, с точки зрения ученика?

    – Мне было интересно. Когда я вышла из аудитории, где проводился экзамен, я поняла, что это был самый интересный опыт из последних событий в моей жизни.

    – На Ваш взгляд, в чем особенность ЕГЭ по русскому языку?

    – Я думаю, в том, что это не только образовательный результат, но и результат личностного развития, уровня и глубины понимания вопросов, умения рассуждать. И эти результаты, прежде всего, показывает сочинение.

    – Какая тенденция наблюдается у нынешних выпускников по написанию экзамена по сравнению с выпускниками прошлых лет?

    – Я не могу судить в целом. Могу сказать о работах, с которыми столкнулась в этом году. Я проверяла тексты ребят о понимании женской красоты, влиянии искусства на человека, ценностях семейной жизни. Это показатель еще большей глубины познания и трепетности детей в подходе к тому, как они освещают эти вопросы. Работы становятся более серьезными.

    – Какие ошибки чаще всего допускают выпускники?

    – Прежде всего, это речь. Речевая ошибка, лексическая сочетаемость слов, стилистически неправильно подобранные слова. Что касается орфографии, то она сейчас стала меньше страдать. По крайней мере, дети могут выбрать тот лексический материал, который они будут использовать в тексте, и обойти стороной те или иные трудности в орфографии, пунктуации и речи.

    – Получается, что в большей степени допускаются ошибки в лексике и стилистике?

    – Да. Это одни из самых сложных типов ошибок, которые допускают дети.

    Павел Самсонов, директор лицея № 86 им. М.Е. Катукова, эксперт регионально предметной комиссии ЕГЭ по математике, проверяет работы в составе комиссии с 2009 года:

    – Что нужно, чтобы стать экспертом ЕГЭ по математике?

    – В первую очередь, необходимо знание самого предмета – элементарной математики. Затем, как минимум, необходимо понимать различные подходы, способы и методы решения задач в соответствии с критериями проверки. И, в-третьих, необходимо понимание того, что работы пишутся детьми. Нужно четко классифицировать те ошибки, которые они делают, на существенные и несущественные, которые влияют на решение либо были допущены по невнимательности.

    – Наблюдается ли тенденция прогресса в работах детей с течением времени?

    – Да, безусловно. По крайней мере, по сравнению с предыдущими годами, когдабыло большое количество работ, в которых дети просто не выполняли и даже не брались за сложные задания, в этом году работы абсолютно полные. Дети берутся за сложные задания. Они стремятся к получению значимого результата, к тому, чтобы выйти с достойным результатом, иметь возможность соревноваться с другими детьми, с которыми они потом будут поступать в вузы.

    – В чём, на Ваш взгляд, особенности работ нынешних выпускников?

    – Я бы не сказал, что работы этого года являются какими-то особенными по сравнению с прошлыми годами. В данном случае правильнее говорить, что у них появилось больше мотивации. Ведь по сути ЕГЭ – право сильных учеников учиться в сильных и ведущих вузах страны.

    – Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в экзамене по математике?

    – Если говорить об ошибках, которые прежде всего касаются самих знаний области математики, то это чаще всего применение того или иного закона в тех случаях, где он не может применяться. А если говорить более узко, то это случаи, когда ребята не могут для себя определить, какое конкретно задание им сейчас по силам, а какое следует пока отложить. Нет принципа того, что ребенок сначала выбирает для себя самое простое задание, а затем уже – из оставшихся.

    – Какие Вы бы могли дать советы будущим выпускникам по написанию ЕГЭ?

    Правительство Москвы
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Положения о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования


    Утратил силу на основании
    приказа Департамента образования города Москвы
    от 29 декабря 2018 года N 514
    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    .
    ____________________________________________________________________


    В соответствии с , , утвержденным ,

    приказываю:

    1. Утвердить Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с приложением к настоящему приказу.

    2. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 18 марта 2015 года N 103 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" .

    3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Заместитель руководителя
    Г.Т.Алимов

    Приложение. Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

    Приложение
    к приказу Департамента
    образования города Москвы
    от 29 февраля 2016 года N 154

    1. Общие положения

    1.1. Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Положение) определяет порядок формирования и структуру предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Предметные комиссии), полномочия и функции Предметных комиссий, права, обязанности и ответственность членов Предметных комиссий, а также порядок организации работы Предметных комиссий.

    1.2. Предметные комиссии создаются для осуществления проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11).

    1.3. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:

    - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

    - Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 (далее - Порядок проведения ГИА-11);

    - нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) по вопросам организации и проведения ГИА-11;

    - нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);

    - правовыми актами и инструктивно-методическими документами Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) по вопросам организации и проведения ГИА-11;

    - настоящим Положением.

    1.4. Педагогическим работникам, привлекаемым, согласно ежегодно издаваемому приказу Департамента, к работе в Предметных комиссиях в рабочее время и освобожденным от основной работы на время проверки экзаменационных работ в период проведения ГИА-11, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

    Членам Предметных комиссий выплачивается компенсация за работу по проверке экзаменационных работ участников ГИА-11 за счет бюджетных ассигнований города Москвы, выделенных на проведение ГИА-11.

    2. Полномочия и функции Предметных комиссий

    2.1. Предметные комиссии осуществляют свою работу на всех этапах проведения ГИА-11 в соответствии с установленными сроками проведения ГИА-11, ежегодно утверждаемыми Минобрнауки России.

    2.2. Предметные комиссии:

    - принимают к рассмотрению обезличенные копии экзаменационных работ государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), бланков с ответами на задания экзаменационной работы единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) с развернутым ответом;

    - осуществляют проверку ответов участников ГИА-11 и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разрабатываемыми Рособрнадзором;

    - оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА-11 протоколами проверки и направляют их в региональный центр обработки информации города Москвы (далее - РЦОИ) для последующей обработки;

    - устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы в случае привлечения членов Предметных комиссий к работе конфликтной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Конфликтная комиссия).

    2.3. Предметные комиссии имеют право:

    - запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения по вопросам организации и проведения ГИА-11 в РЦОИ, а также в случае необходимости у организаций, осуществляющих по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ГИА-11 на федеральном уровне;

    - готовить и передавать председателю Государственной экзаменационной комиссии при проведении ГИА-11 (далее - ГЭК ГИА-11) предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в Департамент для дальнейшего направления в Рособрнадзор;

    - готовить и передавать председателю ГЭК ГИА-11 информацию о нарушениях в экзаменационных работах участников ГИА-11 (использование фрагментов критериев оценивания, выполнение работы разными почерками, замена варианта или выполнение заданий из разных вариантов), а также типичных ошибках в ответах участников ГИА-11 и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету;

    - сообщать в ГЭК ГИА-11 об обнаружении в контрольных измерительных материалах (далее - КИМ) некорректных заданий.

    3. Состав и структура Предметных комиссий

    3.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА-11.

    3.2. Состав Предметных комиссий формируется ГЭК ГИА-11 и утверждается приказом Департамента.

    Кандидатуры председателей Предметных комиссий по представлению председателя ГЭК ГИА-11 согласовываются Рособрнадзором.

    Численный состав Предметных комиссий определяется исходя из количества участников, сдающих ГИА-11 по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.

    3.3. При формировании состава Предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лиц, привлекаемых к проведению ГИА-11, или их близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на них обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников ГИА-11, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.

    3.4. Структура Предметной комиссии по каждому учебному предмету:

    - председатель Предметной комиссии;

    - заместитель председателя Предметной комиссии (возможно заместители, если проверка осуществляется в двух пунктах проверки);

    - ответственный секретарь Предметной комиссии;

    - члены Предметной комиссии - эксперты (далее - эксперты);

    - члены Предметной комиссии - специалисты, обеспечивающие организационно-технологическое сопровождение деятельности Предметных комиссий (далее - специалисты).

    4. Порядок формирования Предметных комиссий

    4.1. Состав экспертов по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

    - наличие высшего образования;

    - соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

    - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

    - наличие свидетельства о прохождении процедуры независимой диагностики в формате ЕГЭ на уровне не ниже "высокого" в Центре независимой диагностики Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО) до зачисления на курсы по обучению кандидатов, рекомендованных для работы в качестве экспертов предметных комиссий. Результаты прохождения процедуры независимой диагностики в формате ЕГЭ учитываются в течение пяти лет;
    (Дефис в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 3 октября 2018 года N 396 .

    Наличие положительных результатов квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса экспертам (далее - квалификационные испытания).

    Эксперт, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав Предметных комиссий, а также не может принимать участие в проверке экзаменационных работ участников ГИА-11 в текущем году.

    4.2. Статусы экспертов.

    Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

    Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя Предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА-11 в составе Предметных комиссий, в том числе быть назначенным для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА-11.

    Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11 в составе Предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

    Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе Предметных комиссий.

    4.3. Для присвоения эксперту статуса устанавливается соответствие его квалификации требованиям согласно Порядку присвоения статуса экспертам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве (Приложение),

    Квалификационные испытания для присвоения статуса эксперту проводятся ежегодно.

    Обучение кандидатов, рекомендованных для работы в качестве экспертов предметных комиссий, квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы "Московский институт открытого образования" (далее - ГАОУ ВО МИОО).

    К прохождению квалификационных испытаний допускаются лица, соответствующие предъявляемым требованиям к экспертам и успешно прошедшие обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) членов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по общеобразовательным предметам.

    5. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов Предметных комиссий и специалистов, обеспечивающих организационно-технологическое сопровождение деятельности Предметных комиссий

    5.1. Председатель Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету:

    - представляет в ГЭК ГИА-11 предложения по составу Предметной комиссии, кандидатурам членов Предметных комиссий, предлагаемых для включения в состав Предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

    - осуществляет общее руководство работой Предметной комиссии;

    - распределяет обязанности между членами Предметной комиссии;

    - определяет график и план работы Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету;

    - организует работу Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету в соответствии с установленными процедурами и сроками проверки экзаменационных работ;

    - координирует работу членов Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету;

    - осуществляет контроль за выполнением плана работы Предметной комиссии;

    - организует взаимодействие с ГЭК ГИА-11, РЦОИ и Конфликтной комиссией в рамках своей компетенции;

    - своевременно предоставляет в РЦОИ список экспертов для формирования протоколов проверки;

    - ведет заседания Предметной комиссии;

    - принимает решения в рамках своей компетенции при возникновении ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, с обязательным информированием ГЭК ГИА-11;

    - назначает консультантов в аудиториях (из числа "старших" экспертов) для оперативного решения вопросов по оцениванию работ;

    - представляет в ГЭК ГИА-11 информацию о нарушении членом Предметной комиссии установленного Порядка проведения ГИА-11 с приложением представления об исключении члена из состава Предметной комиссии;

    - направляет запросы в РЦОИ и, в случае необходимости, в уполномоченную организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ГИА-11 на федеральном уровне;

    - обеспечивает проверку экзаменационных работ участников ГИА-11 в соответствии со сроками, установленными Порядком проведения ГИА-11;

    - обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке, хранении и передаче результатов проверки в РЦОИ;

    - своевременно информирует ГЭК ГИА-11 о возникающих ситуациях, которые могут привести к задержке в работе и нарушению сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - в день экзамена организует обсуждение критериев оценивания, полученных из РЦОИ, и согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА-11, расширение критериев, достигнутое в результате согласования, оформляет решением Предметной комиссии;

    - организует в день проверки инструктаж экспертов по критериям оценивания с учетом расширения, достигнутого в результате согласования;

    - направляет экспертов для участия в заседании Конфликтной комиссии;

    - готовит аналитический отчет о работе Предметной комиссии совместно с ГАОУ ВО МИОО на основании информации, предоставленной РЦОИ.

    5.2. По поручению председателя Предметной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Предметной комиссии.

    5.3. Ответственный секретарь Предметной комиссии:

    - обеспечивает организационную подготовку работы Предметной комиссии;

    - организует делопроизводство Предметной комиссии;

    - несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, поступающих в Предметную комиссию.

    5.4. Эксперты:

    - проводят проверку экзаменационных работ участников ГИА-11 в соответствии с установленными требованиями;

    - оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА-11 протоколами проверки;

    - устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы в случае привлечения к работе в Конфликтной комиссии;

    5.5. Специалисты обеспечивают сопровождение деятельности Предметной комиссии и функционирование систем видеонаблюдения.

    5.6. Эксперт имеет право:

    - получать инструкции по проведению процедуры проверки экзаменационных работ участников ГИА-11, критерии оценивания ответов и другие необходимые для работы материалы;

    - обсуждать с председателем Предметной комиссии (заместителем председателя Предметной комиссии), консультантами вопросы, возникающие при проверке экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - принимать участие в обсуждении аналитического отчета о результатах ГИА-11 по учебному предмету, вносить в него свои предложения.

    5.7. Эксперт обязан:

    - проходить ежегодное обучение и квалификационные испытания на установление статуса эксперта с получением права проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - проверять и оценивать экзаменационные работы участников ГИА-11 в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;

    - профессионально выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

    - информировать председателя Предметной комиссии (заместителя председателя Предметной комиссии) о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - информировать председателя Предметной комиссии в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ участников ГИА-11 и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Предметной комиссии.

    5.8. Членам Предметных комиссий запрещается:

    - использовать мобильные телефоны, иные средства связи и электронно-вычислительную технику во время проведения проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - копировать и выносить из помещений пунктов проверки Предметной комиссии экзаменационные работы участников ГИА-11, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в экзаменационных работах участников ГИА-11, критериях оценивания, протоколах проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.

    В случае установления факта нарушения членом Предметной комиссии указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса члена Предметной комиссии в личных целях, член Предметной комиссии удаляется из пункта проверки и по решению ГЭК ГИА-11 на основании представления председателя исключается из состава Предметной комиссии.

    5.9. Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, эксперты и специалисты обязаны:

    - выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне в соответствии с настоящим Положением;

    - соблюдать требования нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК ГИА-11, регламентирующих организацию и проведение ГИА-11;

    - соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА-11, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, эксперты и специалисты привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    6. Организация работы Предметных комиссий

    6.1. Предметные комиссии размещаются в специально выделенных и оборудованных помещениях - пунктах проверки, позволяющих исключить возможность доступа посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.

    Место расположения пунктов проверки для работы Предметных комиссий определяется по согласованию с Департаментом.

    Помещения, в которых осуществляется проверка экзаменационных работ участников ГИА-11, оборудуются системами видеонаблюдения.

    В помещениях для работы Предметных комиссий предусматривается оборудование специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - специальное рабочее место) для обеспечения возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА-11 фактов.

    В помещении, где установлены специальные рабочие места, не допускается осуществление проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.

    Доступ к специальным рабочим местам членов Предметных комиссий осуществляется в присутствии уполномоченного председателем члена Предметной комиссии (далее - уполномоченное лицо) с обязательным внесением отметки в журнале регистрации доступа к специальным рабочим местам (далее - журнал регистрации) при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части обеспечения информационной безопасности.

    Ведение журнала регистрации осуществляется уполномоченным лицом. Форма журнала регистрации предусматривает поля для внесения сведений о фамилии, имени, отчестве эксперта и времени работы на специальном рабочем месте.

    6.2. В помещениях, где размещаются Предметные комиссии, могут присутствовать:

    - члены ГЭК ГИА-11 - по решению председателя ГЭК ГИА-11;

    - общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию;

    - должностные лица Рособрнадзора, Департамента, - по решению соответствующих органов.

    6.3. Взаимодействие РЦОИ и Предметных комиссий осуществляется согласно организационно-технологической схеме, ежегодно разрабатываемой РЦОИ и утверждаемой председателем ГЭК ГИА-11.

    6.4. Распределение экзаменационных работ участников ГИА-11 между экспертами, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ, ГВЭ, а также определение необходимости третьей проверки осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.

    6.5. Предметные комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с ГЭК ГИА-11, РЦОИ и Конфликтной комиссией.

    6.6. Информационное и технологическое обеспечение работы Предметных комиссий осуществляет РЦОИ, в том числе подготовку материалов для проведения проверки экзаменационных работ участников ГИА-11; организационное сопровождение осуществляет ГАОУ ВО МИОО в рамках своих полномочий.

    7. Порядок проверки экзаменационных работ участников ГИА-11

    7.1. Экзаменационные работы участников ГИА-11 проходят следующие виды проверок:

    - проверку двумя экспертами;

    - проверку экспертом, осуществляющим третью проверку - в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами;

    - перепроверку отдельных экзаменационных работ - по решению Департамента;

    - межрегиональную перекрестную проверку - по решению Рособрнадзора.

    К трем последним видам проверок допускаются эксперты, которые по результатам квалификационных испытаний получили статус "ведущего" или "старшего" экспертов.

    7.2. Записи на черновиках и КИМ не проверяются.

    7.3. Для проведения проверки экзаменационных работ уполномоченное лицо Предметной комиссии получает у уполномоченного лица РЦОИ по акту приема-передачи следующие материалы для работы:

    - обезличенные копии бланков экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - бланки протоколов проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - критерии оценивания заданий экзаменационной работы с развернутым ответом;

    - файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов на задания раздела "Говорение" ЕГЭ по иностранным языкам;

    - схемы оценивания устных ответов на задания раздела "Говорение" ЕГЭ по иностранным языкам;

    - файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов на задания ГВЭ;

    - протоколы устных ответов на задания ГВЭ.

    7.4. Председатель Предметной комиссии после получения из РЦОИ материалов для работы организует выдачу указанных материалов экспертам в соответствии с автоматизированным распределением экзаменационных работ.

    7.5. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ.

    Результаты каждого оценивания экспертами вносятся в протокол проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.

    7.6. По завершении проверки экзаменационных работ эксперты возвращают использованные материалы и заполненные протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА-11 уполномоченному лицу Предметной комиссии для передачи уполномоченному лицу РЦОИ и дальнейшей обработки.

    Материалы передаются уполномоченному лицу РЦОИ по акту приема-передачи.

    8. Порядок установления правильности оценивания экзаменационных работ участников ГИА-11

    8.1. Для установления правильности оценивания экзаменационной работы при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами председатель Конфликтной комиссии по акту приема-передачи передает апелляционный комплект председателю Предметной комиссии в день получения материалов из РЦОИ.

    8.2. Состав привлекаемых к работе Конфликтной комиссии экспертов формируется председателями соответствующих Предметных комиссий по согласованию с председателем Конфликтной комиссии не позднее одного дня до начала рассмотрения апелляций.

    К работе Конфликтной комиссии могут привлекаться только эксперты, которым в текущем учебном году присвоен статус "ведущий" эксперт или "старший" эксперт, и ранее не проверявшие экзаменационную работу участника ГИА-11.

    Председатель Предметной комиссии незамедлительно организует работу экспертов по установлению правильности оценивания экзаменационной работы.

    8.3. Привлеченные эксперты устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют председателю Предметной комиссии письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения баллов за развернутый ответ с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.

    8.4. Председатель Предметной комиссии возвращает апелляционный комплект с заключением и список привлеченных к работе экспертов председателю Конфликтной комиссии по акту приема-передачи.

    8.5. Председатель Предметной комиссии направляет экспертов, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в Конфликтную комиссию.

    Приложение. Порядок присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве

    Приложение
    к Положению о предметных комиссиях
    при проведении государственной
    итоговой аттестации по образовательным
    программам среднего общего образования

    1. Общие положения

    1.1. Настоящий Порядок регулирует процедуру и порядок присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11).

    1.2. Для присвоения экспертам предметных комиссий (далее - экспертам) того или иного статуса устанавливается соответствие его квалификации:

    - требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования , утверждённым ;

    - требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА-11;

    - требованиям к результатам квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса экспертам (далее - квалификационные испытания);

    - требованиям к результатам согласованности оценивания работ при проверке в предыдущий год и к показателям статистики удовлетворенных апелляций.

    Статус "ведущий" эксперт присваивается лицам, претендующим на руководство Предметной комиссией и отвечающим требованиям:





    - имеющим документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования и включающий в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определенными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзором);

    - принявшим участие в семинарах Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) по согласованию подходов к оцениванию работ участников ГИА-11;



    Статус "старший" эксперт присваивается лицам, отвечающим требованиям:

    - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);

    - наличие стажа работы в предметной комиссии не менее 2 лет;



    - успешно прошедшим квалификационные испытания.

    Статус "основной" эксперт присваивается лицам, отвечающим требованиям:

    - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);

    - имеющим документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования и включающий в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определенными Рособрнадзором;

    - успешно прошедшим квалификационные испытания.

    1.3. Для присвоения статуса экспертам создается комиссия.

    2. Порядок формирования и структура комиссии по присвоению статуса экспертам

    Комиссия по присвоению статуса экспертам (далее - Комиссия) в своей деятельности руководствуется: нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора, правовыми актами и инструктивно-методическими документами Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) по вопросам организации и проведения ГИА-11, настоящим Порядком.

    2.1. Общее руководство, координацию деятельности Комиссии, контроль за её работой осуществляет председатель.

    2.2. Состав Комиссии формируется и утверждается приказом Департамента из числа представителей:

    - Департамента;

    - организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации);

    - научных, общественных организаций и иных организаций и объединений.

    2.3. Комиссия формируется, исключая возможность возникновения конфликта интересов.

    2.5. Делопроизводство Комиссии ведет ответственный секретарь.

    3. Деятельность Комиссии

    3.1. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы Комиссии осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский институт открытого образования" (далее - ГАОУ ВО МИОО) и Региональный центр обработки информации города Москвы (далее - РЦОИ).

    3.2. В целях выполнения своих функций Комиссия вправе:

    - запрашивать и получать от предметной комиссии, заявителей, образовательных организаций, ГАОУ ВО МИОО и РЦОИ необходимые документы и сведения об экспертах, в том числе об образовании, обучении по программам дополнительного профессионального образования, наличии опыта работы в образовательных организациях и в предметных комиссиях, результаты оценивания работ в предыдущем году, статистику удовлетворенных апелляций, результаты зачетов и квалификационных испытаний;

    - привлекать при рассмотрении документов председателей и заместителей председателей Предметных комиссий по соответствующему предмету (по мере необходимости).

    3.3. Комиссия в рамках подготовки к проведению ГИА-11 в период формирования предметных комиссий:

    - принимает и рассматривает представленные по итогам обучения списки кандидатов на присвоение статуса эксперта;

    - принимает решение о присвоении статуса "ведущий" эксперт, "старший" эксперт, "основной" эксперт;

    - направляет в Департамент графики работы Комиссии и информацию о принятых решениях.

    3.4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава Комиссии при наличии кворума (2/3 списочного состава).

    В случае равенства голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса.

    3.5. Решения Комиссии оформляются протоколами заседания Комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и утверждаются председателем.

    4. Проведение квалификационных испытаний

    4.1. Квалификационные испытания экспертов проводятся уполномоченной организацией ГАОУ ВО МИОО с целью присвоения эксперту предметной комиссии определенного статуса для его последующего участия в оценивании экзаменационных работ участников ГИА-11.

    4.2. Квалификационный статус присваивается эксперту на 1 год с последующим его подтверждением.

    4.3. Квалификационные испытания после прохождения соответствующего обучения экспертами проводятся в два этапа в различных формах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    4.4.1. Тестирование по вопросам нормативно-правового обеспечения, регламентирующего проведение ГИА-11, научно-методического обеспечения проверки и оценки развернутых ответов участников ГИА-11;

    4.4.2. Проверка практических навыков работы эксперта по оцениванию экзаменационных работ участников ГИА-11.

    Проверка практических навыков проводится как с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ), так и с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов, разработанной ГАОУ ВО МИОО. Кандидату в эксперты предлагаются к оцениванию развернутые ответы участников ГИА-11 предыдущих лет с целью демонстрации ими понимания выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-11.

    4.5. Результаты выполнения квалификационных испытаний вносятся в ведомость, которая передается в Комиссию.

    4.6. Предоставление копий развернутых ответов участников ГИА-11 предыдущих лет, относящихся к материалам ограниченного доступа, обеспечивает Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО). Обезличенные копии развернутых ответов участников ГИА-11 предыдущего года для проведения квалификационных испытаний экспертов передаются на электронном носителе по акту приема-передачи уполномоченным лицом ГАОУ ДПО МЦКО уполномоченному лицу ГАОУ ВО МИОО.

    4.7. Информационную безопасность при работе с экзаменационными материалами ограниченного доступа для проведения квалификационных испытаний экспертов, возврат электронного носителя с материалами в ГАОУ ДПО МЦКО обеспечивает ГАОУ ВО МИОО.

    5. Присвоение статуса экспертам

    5.1. Комиссия принимает решение о присвоении статуса экспертам в соответствии с требованиями настоящего Порядка и на основании показателей согласованности оценивания развернутых ответов участников ГИА-11.

    Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

    Показатель : процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

    Ведущий эксперт

    Старший эксперт

    Основной эксперт

    Русский язык

    Иностранные языки

    Обществознание

    Литература

    Биология

    История

    Информатика и ИКТ

    География

    Математика

    Показатель : процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания

    Максимальное значение показателя

    Ведущий эксперт

    Старший эксперт

    5.2. По результатам квалификационных испытаний экспертам выдается сертификат за подписью председателя Комиссии с указанием статуса.

    5.3. Комиссия направляет в Департамент и ГЭК ГИА-11 список экспертов с указанием статуса для включения в состав Предметных комиссий.

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"