Новаторство и традиции в поэзии некрасова. Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова. некрасов поэзия лирика

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло­ва, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об­раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес­том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче­ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходи­мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо­творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав­ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за­дачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра­жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа­ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от­вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

Новаторство Некрасова как поэта.

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: "Родина", "Тройка", "Перед дождем", "Еду ли ночью по улице темной...", "Вчерашний день, часу в шестом..."

Стихотворение "Родина" во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений "В дороге", "Тройка", "Буря" до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов "Мороз, Красный нос", "Орина, мать солдатская", "Коробейники".

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.

Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: "Памяти Белинского", "Русскому писателю", "Тургеневу", "Пророк", посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:

Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:

Стихотворение "Элегия" достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе:

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии:

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.



Сочинения по литературе: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, "в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между "гражданской" и "чистой" поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом". Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа.

А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими "гражданами", как А. С. Пушкин и М. Ю.

Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Главное для Н. А.

Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова "поэзия не ночевала". Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов "Мечты и звуки" - факт символический.

Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, "другом лени". Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А.

Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... - Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова. Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики: Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю, Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Или И скучно, и грустно, и некого в карты надуть... Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении "Извозчик", которое выдержано в старой балладной форме: Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, - Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век! Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. "Элегия" у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" возникает причудливое сочетание оды и фельетона.

Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, "Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения". Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация "священной" поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Но Н.

А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года "Поэт и гражданин" Н. А.

Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи "на злобу дня", на социальные темы.

Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится "печаль народная", при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А.

Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения "Орина, мать солдатская", он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно "из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия". Такая мысль возникла у Некрасова не случайно.

В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения "Извозчик" взят из очерка Погодина "Психологическое явление". Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова.

Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка... - Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций "высокого языка" поэзии. Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл.

Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений: То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении "Рыцарь на час" являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее.

В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - "тихий плач и жалобы детей"; вместо великолепия Петербурга он видит его "день больной". Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: "сивка", "молодая бабенка ревет" и т. д.

Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица "Как у Христа за пазухой" приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице "Чья сила, того и правда" Некрасов противопоставляет свою: Сила с неправдою Не уживается... Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы ("Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь..."), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей ("Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...

"), характерные эпитеты ("белая рученька", "буйная голова"), повтор предлогов ("по торговым селам, по большим городам") и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вводятся загадки ("Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет"), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения: А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точь-в-точь сапожки красные Лежит на полосе. Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н.

А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку. Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу.

По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

Путь Н. и в жизни и в поэзии был нелёгким. Его «университеты» оказались далёкими от того, что могла обещать жизнь молодому человека з дворянской семьи. Николай Алексеевич родился 10 дек. 1821г (по новому стилю) в украинском местечке Немирове. Очень рано началась жёсткая борьба за право на самостоятельность. Конфликт с отцом(кот был военным),желавшим сделать из своего сына военного, оставил юного Н. без средств к существованию. Такова была расплата за отказ идти обычным путём, за желание стать писателем. Начало его творчества – конец 30-40гг. Лирика Н. вырастает из русской поэзии: Пушкин. Это гуманизм и реалистический метод. Сильны так же и Лермонтовские мотивы («Размышления у парадного подъезда», «Замолкни муза…», «Рыцарь на час…»). Первые стихи появились разрозненно в разных журналах. Когда они выходили отдельно, Белинский хвалил их. В 1840 г ему удалось издать 1 книжку стихов «Мечты и звуки». Уже название сборника выражает суть этих романтических стихов, далёких от жизни и вторичных, написанных под влиянием разных поэтов. Белинский раскритиковал его. Становление поэтического дарования Н. закончилось к середине 40-х годов, далее можно уже говорить о развитии уже вполне зрелого поэта. Книга вызвала в журналах несколько полуодобрительных рецензий и резко отрицательный отзыв Белинского. Некрасов же, подобно Гоголю, он постарался скупить и уничтожить своё первое поэтич. детище. Нельзя сказать, что Некрасов знал, как и о чём писать стихи, но опыт показал о чём их писать НЕ нужно. Нач. 40х годов для Н – время тяжелой литературной поденщины. Десятки и десятки листов – рецензии, фельетоны, комедии и заметки, сказки и водевили… И всё это за копеечную плату. В те же годы происходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвётся в литературу, требует своего места в ней. В литературной деятельности Н необычайное разнообразие жанров. Новизна Н. в выборе предмета изображения – «чувства социальности». Лирический мир его героя – попытка рассказать о разночинце и крестьянстве. Тема народа является сквозной..

Всередине 40-50гг – образы городских бедняков. Циклы «На улице», «О погоде», поэма «Несчастные». Сразу начинается сопоставление с Пушкиным. Все были поражены его звуковым описанием Питера – Звуковая симфония. «На улице»- хроникёрские записки, «Гробок».

В это время разночинец входит в лирику Н. со своей биографией, то есть со своим характером мышления, душевным строем, эмоцией – ролевая лирика. Такой герой был очень нов. Сквозными мотивами стали мотивы страшного душевного одиночества. Тема болезни и голода, нищеты. Это причины недуга, а как проявление – одиночество. («Еду я ночью по улице тёмной…»). Н. изображает своего героя не совсем в поэтических ситуациях, в быту! В осн. – трагич история женщины, вынужденной выйти на улицу. 52 строфы, биография сжата. Всё стихот-е – исповедь лирического героя. Н. выразил целую драму (предвосхитил образ Сони Мармеладовой).



В 50-60-е годы в лирику Н. входит тема народа , как крестьянско-деревенской России, тема измученного, но великого народа становится главной в его творчестве. Фигура разночинца возникает, как фигура эпохальная. Тема душевной болезни «Рыцарь на час»(62г)- элегическое настроение, амбивалентность уже в названии. Герой изображен в момент, когда он с предельной ясностью понял, что падаетв бездну. Одиночество, как болезнь. Всё стихотворение строится на музык принципе: мажор/ минор. Внутри – тема прекрасного, сельской природы. В описании прослеживаются романтические черты. Картины полные цветовых точек – деревня, осень в деревни, пора урожая, Описание деревенского собора и колокола, Воспоминание о матери. Тема любви : Характерны те же принципы отбора и освещения челов. идеала. Различные сюжеты, но коллизия одна – роковые обстоятельства; почти все соврем-е критики говорят о близости Панаевского цикла к Тютчевскому. В серце всех стихотворений трагедия расставания с любимой женщиной. Денисовский цикл: «О письмах женщины», «Я сегодня так грустно настроен…», «Я не люблю иронии своей…»… все ои о драматической любви. Некрасов да образ любви, как поединка. Тема поэтического труда : Образ поэта- образ труженика. Поэтич. твор-во раскрывается, как ежедневная работа, занятие человека. Лирич. Герой – поэт.(напр: «Муза»1856г). Вообще эта тема активно разрабатывается им с 1848г.Осмысливая своё творчество, Н. выводит программные стихотворения о поэзии: 1848 – «Вчерашний день часу в шестом…», 1851г- «Муза», 1852г- посвящ Гоголю «Блажен…»(создаётся образ самого Гоголя). 1856г – сборник «Стихотворения». Открывается стихот-м «Поэт и гражданин» (контаминация Рылеевского).

В 1856г. – 2ой сборник: Некрасов исповедует нравственные ценности присущие христианству – тема Бога. Жанр элегии использует Некрасов. Но немного изменяет специфику. Напр: «Нежатая полоса»- здесь существуют элегические интонация и организация.

Новаторство Н: Он смело ввёл в поэзию прозу жизни. Он легко совершал перевороты внутри жанров, нпример, наполнял элегию соверш новыми поэтич образами («Надрывается сердце отмуки»). Моноголосие. Близость и усвоение форм народного творчества. Элементы нар-поэтич стилистики (повторы, инверсии, уменьшит-ласкат суффиксы). Н. выходит к другим жанрам – напр. Поэмы.

Некрасов был редактором Современника, Отечественных записок.