Нефинансовые активы: внутрибюджетная передача. Учет внутриведомственных расчетов Счет 304.04 в бюджетном учреждении

Учет в бюджетном учреждении, имеющем обособленные подразделения, филиалы, которым открыты отдельные лицевые счета

Бюджетное учреждение имеет обособленные подразделения, которым открыты отдельные лицевые счета. Головное учреждение в рамках приносящей доход деятельности с на оказание платных услуг. Работы по исполнению заключенных договоров выполняются обособленными подразделениями в рамках их уставной деятельности согласно утвержденной смете. Для этого головное учреждение перечисляет на лицевые счета обособленных подразделений в объеме, необходимом для оказания платной услуги.

Как в учете учреждения отражается данная ситуация?

Отметим, что ни "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета ...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), ни Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не определен порядок организации бухгалтерского учета в учреждениях, имеющих в своем составе филиалы.

Конкретный способ организации бухгалтерского учета в учреждении и его филиале, а также порядок документооборота между головной организацией и филиалом утверждается приказом об учетной

При разработке учетной политики учреждению следует учесть, что для учета между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счете 30404 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н).

Внутриведомственные расчеты группируются по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам).

При этом расчеты, возникающие по операциям приемки-передачи имущества, обязательств между учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, оформляются Извещением (форма 0504805) (смотрите Приложение N 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н).

По общему правилу согласно Инструкции N 174н бюджетные учреждения формируют рабочий план счетов, состоящий из счетов, содержащих показатели 18-26-го разрядов (с применением КОСГУ) (п. 3 Инструкции N 174н).

Вместе с тем действующий в настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета не исключает возможности использования бюджетными учреждениями (получателями субсидий) при формировании номера счета в 1-17 разрядах кодовых обозначений разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета, определенных действующими Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Кроме того, необходимость подобной организации аналитического учета может прямо следовать, например, из условий получения целевых субсидий или правовых актов, разработанных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Свою структуру аналитических кодов на уровне 1-17 разрядов кодов счетов бюджетным учреждениям (получателям субсидий) следует закрепить отдельными приложениями к приказу об утверждении Рабочего плана счетов.

Отметим, что необходимости начисления доходов у обособленного подразделения в сумме переданных ему головным учреждением средств, по нашему мнению, нет, так как в рассматриваемом случае происходит движение денежных средств в рамках расчетов между головным учреждением и филиалом, а не поступление, например, доходов от плательщиков услуг или средств на выполнение государственного задания от учредителя.

Вместе с тем, как отмечалось выше, головным учреждением может быть предусмотрен и иной порядок отражения данных средств филиалом.

Учитывая положения Инструкции N 157н и Инструкции N 174н , в описанной ситуации головным учреждением и обособленным подразделением в учете могут быть оформлены, например, следующие бухгалтерские записи:

В учете головного учреждения:

1. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130

Начислен доход за оказанные платные услуги;

2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660

Поступили от контрагента средства за оказанные платные услуги;

3. Дебет 2 304 04 000*(1) Кредит 2 201 11 610

Перечислены в адрес обособленного подразделения с лицевого счета головного учреждение на осуществление этим подразделением уставной деятельности средства в объеме, необходимом для оказания платной услуги;

4. Дебет 2 109 00*(2) 000*(3) Кредит 2 304 04 000

На основании полученного от обособленного подразделения Извещения (форма 0504805) и документов, прилагаемых к нему, приняты к учету переданные расходы обособленного подразделения, произведенные по заключенному договору, для формирования финансового результата.

В учете обособленного подразделения:

1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 04 000

Поступили на лицевой счет обособленного подразделения денежные средства в объеме, необходимом для оказания платной услуги, перечисленные головным учреждением;

2. Дебет 2 109 00*(2) 000*(3) Кредит 2 302 00 730,

Отражены расходы произведенные обособленным подразделением (в части расчетов с поставщиками);

3. Дебет 2 302 00 830 Кредит 2 201 11 610

Погашена задолженность перед поставщиками;

4. Дебет 2 304 04 000 Кредит 2 109 00 000

На основании Извещения (форма 0504805) и документов, прилагаемых к нему, переданы расходы обособленного подразделения, произведенные по заключенному договору, головной организации для формирования финансового результата.

Для прозрачности учета в рассматриваемой ситуации учреждением может быть принято решение об открытии к счету 30404 "Внутриведомственные расчеты" аналитических счетов по каждому обособленному подразделению для формирования финансового результата.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок формирования 1-17 разрядов номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 зависит от экономического содержания конкретной операции.

Обоснование вывода:
Казенные учреждения при формировании номеров счетов бюджетного учета используют коды бюджетной классификации в соответствии с требованиями:
- п. 21 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н;
- Приложения N 1 "План счетов бюджетного учета" к Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - N 162н;
- Приложения N 2 "Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета" к N 162н.
Согласно Приложению N 2 к N 162н в 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 могут быть указаны 4-20 классификации доходов бюджетов (КДБ), классификации расходов бюджетов (КРБ) и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ).
Непосредственно положениями Инструкции N 162н установлен детальный порядок формирования 1-17 разрядов номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 в отношении операций:
- по передаче объектов нефинансовых активов: при отражении указанных операций 1-17 разряды номера счета аналитического учета счета 0 304 04 000 должны быть аналогичны 1-17 разрядам номера счета аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы";
- по централизованному снабжению материальными ценностями: при отражении указанных операций в бюджетном учете в 1-17 разрядах номера счета 0 304 04 000 отражаются показатели, соответствующие 4-20 разрядам кода бюджетной классификации РФ.
Кроме того, в соответствии с Приложением N 1 к N 162н в 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 указывается составная часть кода КРБ при отражении следующих операций:
- по безвозмездной передаче объектов НФА в рамках внутриведомственных расчетов (п.п. 13, 13.1, 15, 51, 67, 71 Приложения N 1 к N 162н);
- при передаче от ГРБС подведомственным ПБС денежных документов (п. 137 Приложения N 1 к N 162н);
- при безвозмездной передаче вложений (инвестиций) в объекты финансовых активов (п.п. 174, 175 Приложения N 1 к N 162н).
При отражении операций по расчетам между распорядителем бюджетных средств и возврату средств бюджета, отражаемых в корреспонденции со счетами бюджетного учета 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" и 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации" в 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 могут быть указаны как КИФ, так и КРБ (п.п. 124, 125, 127, 129.1, 129.2, 179.5, 179 Приложения N 1 к N 162н).
Операции, связанные с размещением денежных средств на депозитах, отражаются с указанием в 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 кодов КИФ (п.п. 141, 142 Приложения N 1 к N 162н).
При отражении расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету доходов, в 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 указываются коды КДБ (п.п. 80, 81 Приложения N 1 к N 162н).
При отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы и ГРБС вправе определить необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей N 162н (абзац двадцатый Инструкции N 162н). В этом случае финансовым органом и ГРБС также должен быть предусмотрен порядок включения в 1-17 разряды номеров счетов аналитического учета кода бюджетной классификации РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Передача имущества, приобретаемого при централизованных закупках, осуществляется в рамках реализации правовых актов Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации, принятых во исполнение отдельных статей закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год, в порядке и на условиях, установленных указанными правовыми актами. О том, как отразить в учете операции, связанные с централизованными закупками, поговорим в статье.

Как было отмечено, централизованные закупки осуществляются в соответствии с правовыми актами Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации. Так, ст. 9 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены расходные обязательства РФ по осуществлению заку-пок:

1) диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;

2) оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения;

3) лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных:
-  злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ, гемофилией, муковисцидозом;
- гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню ле-карственных препаратов, утверждаемому Правительством РФ.

Ранее порядок отражения операций, связанных с централизованными закупками, был регламентирован в разд. IV Инструкции № 148н, а также разъяснен в письмах Минфина РФ от 12.10.2009 № 02 06 07/4765 и Федерального казначейства от 06.09.2010 № 42-7.4-05/2.2-570. С 1 января 2011 года бухгалтерский учет в казенных, бюджетных и автономных учреждениях регулируется Приказом Минфина РФ № 157н, которым утверждены Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее - Инструкция № 157н ). На основании данного документа для государственных (муниципальных) учреждений каждого типа (казенных, бюджетных, автономных) Минфином утверждены отдельные планы счетов и инструкции по их применению:

Инструкция № 162н - для казенных учреждений и бюджетных учреждений, получающих бюджетные ассигнования;

Инструкция № 174н - для бюджетных учреждений, получа¬ющих субсидии;

Инструкция № 183н - для автономных учреждений.

Однако ни в одной из вышеперечисленных инструкций специально разработанного раздела, посвященного осуществлению операций по централизованному снабжению, нет. Поэтому при отражении данных операций следует использовать пункты инструкций в части движения нефинансовых активов, в которых имеются соответствующие ссылки. По мнению автора, в работе можно руководствоваться и тем порядком, который ранее был разъяснен в вышеприведенных письмах Минфина и Федерального казначейства, с учетом норм новых инструкций по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений.

Общий порядок отражения операций по централизованному снабжению

Поставка различных нефинансовых активов по централизованному снабжению осуществляется, как правило, в соответствии с нормами Закона о госзакупках, которым регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В процессе централизованных поставок участвуют:
-  государственный заказчик - вышестоящее учреждение либо иное уполномоченное лицо, которое принимает решение о централизованной закупке, заключает госконтракт на поставку материальных ценностей, отбирает поставщиков, собирает заявки подведомственных учреждений, осуществляет непосредственные расчеты с поставщиками, производит оплату;
- грузополучатель - подведомственное учреждение, которому в конечном итоге поступают материальные ценности;
- поставщик - лицо, поставляющее материальные ценности.

Отражение в бухгалтерском учете операций с имуществом, полученным от поставщика, осуществляется в зависимости от условий его получения учреждением-грузополучателем, установленных правовым актом и государственным контрактом:
- посредством поставки поставщиком, минуя склад заказчика, непо-средственно получателю;
- посредством поставки поставщиком на склад заказчика с последующей отправкой заказчиком имущества конечному получателю.
При отражении операций, связанных с движением имущества, в учете будут использоваться забалансовые счета, которые рекомендованы п. 341, 375 Инструкции № 157н:
- 05 «Материальные ценности, оплаченные ;
- 22 по централизованному снабжению».

Далее отметим, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме № 02 06 07/4765, отражение в бухгалтерском учете операций по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного при централизованных закупках, должно осуществляться на основании надлежаще оформленных извещений (ф. 0504805 ) и прилагаемых к ним актов приема-передачи имущества (с пообъектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей), подписанных обеими сторонами консолидированных расчетов.

Заметим, что форма вышеуказанного документа в настоящее время утверждена Приказом Минфина РФ № 173н и подлежит применению при отражении операций по централизованным поставкам с 01.01.2011.

Извещение формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения (обособленного подразделения, филиала), участвующего в приеме-передаче объектов учета.

Учреждение, получившее извещение с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приема-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков по централизованному снабжению, актами о недостаче и порче ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет извещение в своей части реквизитов и направляет его второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах.

Заполненное извещение принимается к учету с совершением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.

Расчеты по централизованным поставкам материальных ценностей
Расчеты за поставки материалов и оборудования для учреждений-грузополучателей, находящихся как на одном бюджете, так и на разных бюджетах бюджетной системы РФ, обычно возложены на государственного заказчика либо иное уполномоченное на заключение контракта на централизованное обеспечение материальными ценностями лицо.

Данные юридические лица, как правило, являются казенными учреждениями. Поэтому отражение всех операций, связанных с расчетами по централизованным поставкам, будет осуществляться в соответствии с положениями Инструкции № 162н .
Что следует учесть при расчетах за поставленные материальные ценности? Условиями государственных (муниципальных) контрактов могут быть предусмотрены авансовые платежи. При осуществлении расчетов в 2011 году по приобретаемому за счет средств федерального бюджета имуществу следует руководствоваться п. 12 Постановления Правительства РФ № 1171 . В силу его норм размер авансовых платежей может составлять до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

В учете государственного (муниципального) заказчика либо иного уполномоченного лица бухгалтерские записи по расчетам за поставки материальных ценностей в соответствии с Инструкцией № 162н будут следующими:

Содержание операции Документ-основание Дебет Кредит Пункт Инструкции № 162н
Отражение перечисления аванса за поставку материальных ценностей на основании государственного контракта 1 206 31 560 1 304 05 310 Пункт 80
Отражение поставки имущества согласно государственному контракту Документ, предусмотренный государственным контрактом, подтверждающий исполнение условий контракта по поставке 1 106 31 310

1 105 31 340 - 1 105 36 340

1 302 31 730 Пункт 31
Отражение зачета ранее перечисленного аванса Справка 1 302 31 830 1 206 31 660 Пункт 102
Отражение окончательной оплаты поставщику поставки материальных ценностей Платежное поручение, приложение к выписке из лицевого счета 1 302 31 830 1 304 05 310 Пункт 10
Передача материальных ценностей в рамках централизованного снабжения

Как разъяснил Минфин в Письме № 02 06 07/4765 , передача материальных ценностей при централизованном снабжении может происходить:
-  в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (внутриведомственные расчеты);
- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственные расчеты);
- в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов (межбюджетные расчеты).

Аналогичным образом могут осуществляться расчеты по централизованному снабжению и в настоящее время, однако на практике наиболее часто встречаются расчеты в рамках одного ведомства и одного уровня бюджета, поэтому мы предлагаем наиболее подробно рассмотреть именно данные варианты.

Внутриведомственные расчеты. После заключения контракта и осуществления расчетов за поставку товаров происходит передача материальных ценностей их непосредственным получателям. Основанием для их передачи будут являться надлежаще оформленный документы: правовой акт, на основании которого осуществляется централизованная закупка, извещение, акт приема-передачи имущества с закреплением права оперативного управления.

В учете уполномоченного органа (государственного заказчика) РФ при отражении расчетов по передаче имущества, приобретенного в рамках централизованного снабжения, будет сделана запись (п. 34 Инструкции № 162н ):

Кредит счетов 1 106 31 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 440 «Уменьшение стоимости изготов-ления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 1 105 31 440 - 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

Одновременно происходит отражение на забалансовом счете 05 стоимости оплаченного и отгруженного грузополучателю имущества, по которому отсутствует подтверждение грузополучателя о его посту-плении. После поступления имущества последнего происходит списание его стоимости, отраженной на забалансовом счете 05.

Подведомственные главному распорядителю учреждения-гру-зополучатели могут являться как казенными, так и бюджетными и автономными учреждениями. Поэтому учет грузополучателя следует рассмотреть с позиции трех инструкций: № 162н, 174н, 183н.
В учете подведомственного учреждения-грузополучателя расчеты по получению имущества будут отражены следующим образом.
1) поступление полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные в адрес грузополучателя ценности - на забалансовом счете 22;
2) при получении извещения и документов поставщика делается запись:

Казенное учреждение

(п. 31 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 116 Инструкции № 174н)

Автономное учреждение

(п. 119 Инструкции № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 101 00 310 1 304 04 310 4 101 00 310 4 210 06 660 4 101 00 000 4 210 06 000

Одновременно происходит списание стоимости имущества с забалансового счета 22.

Главный распорядитель (он же заказчик) средств субъекта РФ заключил государственный контракт на поставку лекарств на сумму 200 000 руб. и перечислил аванс поставщику в размере 30%. Медикаменты предназначены для подведомственных ему казенных учреждений. В контракте оговорено, что материальные ценности должны поступить напрямую грузополучателю, минуя склад заказчика. Предположим, что стоимость лекарственных средств, поступивших в адрес одного грузополучателя, составляет 25 000 руб. (за 50 упаковок). Все расчеты осуществляются за счет бюджетных средств.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Главный распорядитель (заказчик)
Перечислен аванс заказчиком постав-щику

(200 000 руб. x 30%)

1 206 34 560 1 304 05 340 60 000
Отражена кредиторская задолженность за отгруженные в адрес грузополучателей лекарственные средства 1 105 31 340 1 302 34 730 200 000
1 304 04 340 1 105 31 440 200 000
Отражена стоимость материальных ценностей, оплаченных и отгруженных грузополучателям, по которым отсутствует подтверждение поступления 200 000
Зачтен аванс по предварительной оплате 1 302 34 830 1 206 34 660 60 000
Произведен окончательный расчет с поставщиком 1 302 34 830 1 304 05 310 140 000
Списана стоимость оборудования, полученного грузополучателем в рамках централизованного снабжения на основании извещения 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» 200 000
Казенное учреждение (грузополучатель)
Отражено поступление полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные в адрес грузополучателя ценности 22

«Материальные ценности, полученные

по централизованному снабжению»

50*
Приняты к учету лекарственные средства 1 105 31 340 1 304 04 340 25 000
Отражено списание по забалансовому счету с момента поступления документов от поставщика и получения извещения 22

«Материальные ценности, полученные

по централизованному снабжению»

5

По мнению автора, поскольку забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предназначен для учета материальных ценностей, по которым нет соответствующих документов, это имущество должно отражаться на данном счете в условной оценке, например: одна единица - 1 руб.

Межведомственные расчеты в рамках одного бюджета могут происходить между:
-  уполномоченным органом (заказчиком) и органом исполнительной власти с последующей передачей имущества учреждению-грузополучателю;
- уполномоченным органом (заказчиком) и учреждением-грузополучателем.

Рассмотрим первый вариант передачи материальных ценностей (заказчик - орган исполнительной власти - учреждение-грузополучатель).

В учете передающей стороны - уполномоченного органа РФ (заказчика) эта операция сопровождается записью (п. 26, 34 Инструкции № 162н ):
Дебет счета 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

В учете принимающей стороны - органа исполнительной власти данная операция будет отражена проводкой (п. 23, 31 Инструкции № 162н ):

Дебет счетов 1 106 31 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств», 1 105 31 340 - 1 105 36 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы»

Далее орган исполнительной власти издает распорядительный акт о передаче имущества с закреплением его на праве оперативного управления за учреждениями-грузополучателями. Эта операция будет сопровождаться в учете федерального органа проводкой (п. 26, 34 Инструкции № 162н ):

Дебет счетов 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 1 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит счетов 1 106 31 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 106 34 440 «Уменьшение стоимости изготов-ления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», 1 101 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств», 1 105 31 440 - 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

В учете учреждения-грузополучателя как принимающей стороны эта операция будет выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение

(п. 23, 31

Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 116 Инструкции № 174н)

Автономное учреждение

(п. 119 Инструкции № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 106 31 310 1 304 04 310 4 101 00 310 4 210 06 660 4 101 00 000 4 210 06 000

При рассмотрении второго варианта (заказчик - учрежде-ние-грузополучатель) в учете передающей стороны - уполномоченного органа РФ проводки, отражающие расчеты по передаче имущества, будут аналогичны рассмотренным выше, повторять их мы не станем.
Государственное (муниципальное) учреждение в своем учете сделает запись:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 106 31 310 1 401 10 180 4 101 00 310 4 401 10 180 4 101 00 000 4 401 10 180

Обращаем внимание читателей: если извещение, составленное за-казчиком либо иным уполномоченным органом, осуществляющим централизованные закупки, грузополучателем получено, а материальные ценности в отчетном периоде не поступили, то операции по их постановке на учет отражаются с использованием счета 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» (п. 147 Инструкции № 157н).

    С. Валова , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Счет 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» предназначен для отражения движения денежных средств, имущества и обязательств между головным учреждением и его обособленными подразделениями, уполномоченными на ведение бухгалтерского учета (филиалами) – для бюджетных и казенных учреждений, движения денежных средств, имущества и обязательств между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств – для казенных учреждений.

Внутриведомственные расчеты

На передаваемые между учреждениями в рамках расчетов между головным учреждением и филиалами и внутриведомственных расчетов нефинансовые активы в учете учреждения-грузоотправителя оформляется запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 30404 300 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов» и кредиту соответствующих счетов учета нефинансовых активов. Суммы переданной амортизации отражаются отправителем по дебету счета 0 10400 400 в корреспонденции с кредитом счета 0 30404 300. Одновременно с этим в адрес учреждения-получателя должно быть выслано Извещение (ф. 0504805) не менее чем в 2 экземплярах, в котором указывается стоимость передаваемых нефинансовых активов. К извещению прилагаются экземпляры первичных учетных документов, которыми оформлялась передача активов.

Отражение в учете

На основании полученного извещения с приложенными к нему первичными учетными документами материальные ценности принимаются к учету записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы» (0 10601 310 «Увеличение вложений в основные средства», 0 10602 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы», 0 10604 340 «Увеличение вложений в материальные запасы» и др.), счетов учета соответствующих нефинансовых активов (0 10100 000 «Основные средства», 0 10201 000 «Нематериальные активы», 0 10500 000 «Материальные запасы») и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 30404 300 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов». Переданные суммы начисленной амортизации отражаются получателем по дебету счета 0 30404 300 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов» и кредиту счета 0 10400 400.
В случае если стоимость передаваемых нефинансовых активов уже была сформирована (в частности, активы учитывались у передающей стороны на счете 0 10000 000 «Нефинансовые активы»), соответствующие ценности приходуются непосредственно на счета учета нефинансовых активов без оформления записи по счету 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Стоимость материальных ценностей, не полученных учреждением ко дню поступления Извещения (ф. 0504805), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10700 000 «Нефинансовые активы в пути» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 30404 300 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов».
При получении учреждением материальных ценностей, по которым не получено извещение, их стоимость первоначально отражается на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в оценке, указанной в сопроводительных документах.
После получения извещения стоимость полученного имущества списывается с забалансового счета 22, имущество приходуется на соответствующие счета учета нефинансовых активов в корреспонденции со счетом 0 30404 300.
На передаваемые между учреждениями, в рамках расчетов между головным учреждением и филиалами и внутриведомственных расчетов суммы расчетов с различными дебиторами и кредиторами оформляются записи по соответствующим счетам учета расчетов в корреспонденции со счетом 0 30404 000. Учреждению-получателю направляется соответствующее Извещение (ф. 0504805).
По окончании отчетного года в рамках заключительных записей суммы завершенных расчетов на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» списываются на счет 0 40130 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
К незавершенным следует, в частности, относить расчеты, по которым не имеется документального подтверждения (исполненного другой стороной экземпляра извещения) принятия на учет соответствующих активов (обязательств).
Факт завершенности расчетов необходимо подтверждать по итогам проводимой в конце года обязательной инвентаризации.
Аналитический учет расчетов по счету 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» ведется учреждениями в карточках учета средств и расчетов. Федеральными учреждениями используется Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051), утвержденная приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

Учет в казенных учреждениях

В соответствии с Инструкцией № 162н на счете 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» отражаются следующие расчеты:

  • доведение до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, которым в установленном порядке в кредитных учреждениях открыты счета по учету средств бюджета, объемов бюджетных средств;
  • отзыв и (или) перечисление в конце бюджетного года неиспользованных средств бюджета;
  • поступление в доход бюджета возвратов дебиторской задолженности прошлых лет, возмещений причиненного ущерба имуществу, недостачи денежных средств, а также иных платежей - в случае если учреждение, в учете которого числилась указанная задолженность, не является администратором доходов бюджета.

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Перечисление главным распорядителем (распорядителем) средств с единого счета бюджета получателям на банковские счета

Поступление денежных средств бюджета главному распорядителю (распорядителю), получателю на счета для осуществления платежей

1 20121 510
1 20123 510
1 20127 510

Перечисление денежных средств главным распорядителем (распорядителем) получателям бюджетных средств

1 20121 610
1 20127 610

Отзыв средств бюджета со счетов учреждений:

  • у получателя
  • у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

1 20121 510
1 20127 510
1 30405 000

1 20121 610
1 20127 610

Возможна ситуация, когда в учреждении числится остаток дебиторской задолженности прошлых лет (по авансам выданным - на счете 0 20600 000, по расчетам по доходам - на счете 0 20500 000, по расчетам по ущербу имуществу - на счете 0 20900 000, по платежам в бюджет - на счете 0 30300 000). При возврате такой дебиторской задолженности полученные денежные средства должны быть направлены в доход бюджета. В случае если учреждение не наделено полномочиями администратора таких доходов, орган казначейства может направить такие поступления непосредственно на счет соответствующего администратора доходов, минуя лицевые счета самого учреждения. Для списания дебиторской задолженности в учете учреждения следует отражать проводку в корреспонденции со счетом 1 30404 000. Для этого администратору доходов, получившему такие доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, следует направить Извещение (ф. 0504805) в адрес учреждения, в учете которого числилась дебиторская задолженность.

В учете при этом отражаются следующие записи:

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Отражение в учете администратора доходов поступивших доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет другого учреждения:

  • в части иных доходов

Отражение в учете учреждения факта поступления дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета на основании Извещения (ф. 0405805), поступившего от администратора доходов бюджета:

  • в части доходов от реализации нефинансовых активов
  • в части иных доходов

1 20570 660
1 20970 660

1 20600 660
1 20500 660
1 30300 730

В учете бюджетных учреждений

Для бюджетных учреждений невозможно понятие подведомственности, поскольку они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Взаимоотношения бюджетного учреждения в части передачи нефинансовых активов с учредителем отражаются в учете с использованием счета 0 21006 000 «Расчеты с учредителем». Взаимоотношения бюджетного учреждения в части передачи нефинансовых активов с иными государственными (муниципальными) учреждениями, в т. ч. имеющими того же самого учредителя, отражаются в учете с использованием счетов 0 40110 180 и 0 40120 241. Передачи нефинансовых активов между различными бюджетными учреждениями с использованием счета 0 30404 000 быть не может.
В рамках расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами) также может производиться перечисление денежных средств от приносящей доход деятельности:

  • с целью централизации полученных доходов;
  • с целью уплаты налогов по месту регистрации филиала.

При этом оформляются следующие записи:

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Начисление дохода от продажи товаров, работ, услуг (осуществляется головной организацией или ее обособленными подразделениями)

Получение средств в оплату товаров, работ, услуг (отражается у головной организации и ее обособленных подразделений на основании платежного поручения)

Начисление налогов в учете головной организации:

  • на сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в бюджет головной организацией в целом (оформляется на основании налоговой декларации)
  • на сумму НДС, подлежащую уплате головной организацией (на основании налоговой декларации
  • на сумму налога на имущество, подлежащую уплате по месту нахождения головной организации, а также налога на имущество, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения (если по решению головной организации начисление налога на имущество осуществляется головной организацией в целом)

Начисление налогов в учете обособленного подразделения - на сумму налога на имущество, подлежащую уплате по месту нахождения обособленного подразделения (если по решению головной организации полномочия по начислению налога возложены на обособленное подразделение - на основании налоговой декларации)

Отражение исполнения обязательств по уплате налогов в учете головной организации:

  • на сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), уплаченную головной организацией в федеральный бюджет (запись оформляется на основании платежного поручения)
  • на сумму налога на прибыль в части, уплаченной обособленным подразделением по месту его нахождения, в бюджет субъекта РФ и бюджет муниципального образования (запись оформляется на основании расчета суммы налога)
  • на сумму НДС, уплаченную головной организацией (запись оформляется на основании платежного поручения)
  • на сумму налога на имущество, уплаченную головной организацией по месту ее нахождения (запись оформляется на основании платежного поручения)
  • на сумму налога на имущество в части, уплаченной обособленным подразделением по месту его нахождения, если сумму налога начисляет головная организация (запись оформляется на основании расчета суммы налога, подлежащего уплате подразделением, и сведений об уплате налога)

Отражение исполнения обязательств по уплате налогов в учете обособленного подразделения:

  • на сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), уплаченную обособленным подразделением в доле, подлежащей уплате по месту его нахождения (запись оформляется на основании платежного поручения)
  • на сумму налога на имущество, уплаченную обособленным подразделением по месту его нахождения, если сумму налога начисляет обособленное подразделение (запись оформляется на основании платежного поручения)
  • на сумму налога на имущество, уплаченную обособленным подразделением по месту его нахождения, если сумму налога начисляет головная организация

Отражение операций по перечислению денежных средств на исполнение обязанности по уплате налогов между головной организацией и ее обособленными подразделениями (при необходимости):

  • на сумму средств, перечисленных обособленным подразделением (головной организацией) головной организации (обособленному подразделению), - запись оформляется на основании платежного поручения
  • на сумму средств, полученных головной организацией (обособленным подразделением) от обособленного подразделения (головной организации)

Отражение операций по перечислению денежных средств от филиала головной организации в рамках централизации выручки:

  • на сумму средств, перечисленных обособленным подразделением головной организации
  • на сумму средств, полученных головной организацией от обособленного подразделения