Бнд - единственная спецслужба фрг, работающая за рубежом. Действия немецкой разведки перед войной с ссср Немецкая служба

Германская разведка

Главным разведывательным центром, ответственным за сбор информации о Советском Союзе, стал отдел Верховного командования сухопутных сил (ОКХ), носивший название «Иностранные армии - Восток» (ФХО). Созданный в 1938 году, ФХО отвечал за военную информацию о Польше, скандинавских странах, некоторых балканских странах, СССР, Китае и Японии. Но, начиная с 31 июля 1940 года, когда Гитлер отдал ОКХ приказ готовиться к выступлению на Восток, ФХО сосредоточился на Советском Союзе.

Руководитель отдела «Иностранные армии - Восток» полковник Кинцель дал обобщенную оценку Красной Армии в конце 1939 года: «В численном отношении мощный военный инструмент. - Основной акцент падает на «массу войск». - Организация, оснащение и средства управления недостаточны. - Принципы руководства неудовлетворительны, само руководство слишком молодо и неопытно… - Качество войск в сложной боевой обстановке сомнительно. Русская «масса» не достигает уровня армии, оснащенной современным оружием и руководством более высокого класса».

В процессе создания плана «Барбаросса» на участников в большой степени влияли периодически производимые генеральным штабом стратегические оценки СССР («Русланд-бильд»). Согласно им, Советский Союз подобно прежней, царской, России являлся «колоссом на глиняных ногах». Неожиданный быстрый удар должен свалить его с ног. По мнению ведущих германских генералов, Красная Армия в 1940–1941 годах представляла собой неповоротливое скопление воинских частей, неспособное к оперативной инициативе на всех командных уровнях, приспособленное лишь к механической форме планирования и оперативного поведения, а главное, не готовое вести современную войну. На эту оценку особенно повлияли действия Красной Армии в Польше и против Финляндии. Эти две кампании были признаны самым очевидным свидетельством того, что Красная Армия, во-первых, не оправилась от едва ли не полного уничтожения офицерского состава во время «великих чисток», а во-вторых, не овладела новой военной техникой, не присоединилась к процессу освоения современной технологии.

Совершенно очевидно, что превратную роль сыграла быстрая победа вермахта над французской армией, казавшейся многим в 20-30-е годы самой мощной военной силой в Европе. Вера в военно-техническое превосходство Германии отныне не подвергалась сомнению ни на каком уровне. Германское руководство и в случае войны с СССР ожидало быстрых решающих результатов. Отныне проблема «Барбароссы» рассматривалась как проблема гладко увязанных планов, верной оперативной подготовки.

Указанной выше организации «Иностранные армии - Восток» (ФХО), как было сказано, поручили анализировать возможности Красной Армии после окончания польской кампании. Начиная с осени 1939 года ФХО выделил пять каналов информации: 1) радиоразведка; 2) доклады агентуры Абвера и эмигрантов из Прибалтики; 3) донесения германских военных атташе; 4) сообщения разведок союзников; 5) показания дезертиров из Красной Армии. Немцы обнаружили большое умение в радиоперехвате, в радиоразведке, но этот источник, ограниченный в пространственном отношении и по функциям, не давал оснований для стратегических оценок, не позволял судить о размещении частей Красной Армии, особенно расположенных за Уралом. Немцы абсолютно ничего не знали о системе военного набора.

Работа ФХО завершилась созданием обширного меморандума «Военная мощь Союза Советских Социалистических Республик. Положение на 1.01.1941 г.». Две тысячи копий этого документа были напечатаны к 15 января 1941 года. В нем говорилось о наличии в СССР шестнадцати военных округов и двух военных комиссариатов, руководимых Народным комиссариатом обороны. Радиоразведка и аэрофотосъемка дали ФХО возможность идентифицировать одиннадцать советских армий в европейской части СССР. Согласно меморандуму, СССР мог мобилизовать от одиннадцати до двенадцати миллионов человек. Но авторы меморандума сомневались в возможности мобилизовать такую массу войск, поскольку в стране не хватало офицеров, обмундирования и снаряжения, а заводы нуждались в рабочей силе.

Меморандум так определил объемы людских масс, составляющих Красную Армию: 20 армий, 20 пехотных корпусов (150 пехотных дивизий), 9 кавалерийских корпусов (32–36 кавалерийских дивизий), 6 механизированных корпусов, 36 моторизированно-механизированных бригад. Численность пехотных дивизий на конец 1940 года определялась цифрой 121. Из меморандума, по существу, вытекало, что ФХО не знает точное число дивизий Красной Армии и их расположение. ФХО допустил крупную ошибку, решив, что все советские танки являются устаревшими моделями. Германские эксперты не знали о существовании танков «Т-34», хотя они проявили себя самым заметным образом при Халхин-Голе.

Что касается соотношения сил Германии и России, то Гитлер лично говорил, что бронетанковые войска СССР «численно самые крупные в мире». Численность советских танков определялась в десять тысяч единиц. У Германии было три с половиной тысячи танков. И это не вызывало у Гитлера никаких опасений. Большинство советских танков немцы считали безнадежно устаревшими. Любопытство вызывал лишь самый тяжелый танк в мире - «КВ-1» (43,5 тонны), впервые появившийся (по немецким сведениям) на вооружении в 1940 году.

Германская разведка ошиблась в два с половиной раза. В Красной Армии было 24 тысячи танков. И среди них танк, создателям которого мы все обязаны. Это гениальная модель «Т-34». Крупным просчетом германской разведки было то, что она не обратила внимание на этот танк, хотя сотни «тридцатьчетверок» участвовали в боях с японцами в конце 30-х годов. Лобовая броня «Т-34» отражала в 1941 году огонь германских пушек почти любого калибра.

Оценка германским люфтваффе советских ВВС лежит в русле той же тенденции. Первого февраля 1941 года Берлин насчитал 10500 советских самолетов, 7500 из них размещались в европейской части СССР. Штаб ОКХ полагал, что считает лучше: 5655 самолетов в европейском части Союза. Из них лишь 60 процентов готовы к боевым действиям, и только 100–200 самолетов имеют современную конструкцию. На самом же деле к моменту нападения Германии у Красной Армии было 18 тысяч самолетов всех типов, и Гальдеру позже с горечью пришлось записать в дневник: «Люфтваффе значительно недооценило численность самолетов противника».

Ключевым был вопрос о соотношении сухопутных войск. В январе 1941 года ФХО определил численность Красной Армии мирного времени в 2 миллиона солдат, военного - в 4 миллиона. Фактически же на 1 января 1941 года в рядах Красной Армии находилось 4 миллиона солдат, а к июню - 5 миллионов.

В августе 1940 года генерал Маркс насчитал в Красной Армии 171 дивизию (117 пехотных, 24 кавалерийские, 30 механизированных бригад); 29 марта 1941 года генерал Гальдер заметил, что русские «имеют на 15 дивизий больше, чем мы прежде полагали». Уже в последние дни немцы установили, что в европейской части СССР находится 226 дивизий, - это довольно резкий рост, вызвавший у немцев неприятные ощущения. Но они, эти новые реалии, уже не влияли на фатальный марш нацистской Германии. Страшную правду немцы открыли для себя на втором месяце того, что им виделось блицкригом.

В меморандуме ФХО делалось два важных заключения, непосредственно касавшихся планирования «Барбароссы».

Первое. Основная масса советских войск будет расположена к югу и северу от Припятьских болот для того, чтобы закрыть места прорыва германских войск и для контратак на фланги германских армий. Тут же высказывалось сомнение в способности Красной Армии осуществить такие операции, учитывая общий уровень военного руководства и подготовки войск, общий уровень организованности, а также состояние советских железных и шоссейных дорог.

Второе. Сила Красной Армии кроется в ее численности, а также стоицизме, твердости и мужестве отдельно взятого солдата. Эти качества особенно должны проявиться в обороне. Если в финской кампании советский солдат воевал без энтузиазма, то в случае германского вторжения он будет более стоек. В целом германские аналитики не видели особой разницы между русским солдатом Первой и Второй мировых войн. «Советский Союз сегодня сохраняет лишь внешнюю форму, а не подлинную сущность марксистского учения… Государство управляется бюрократическими методами лиц, слепо преданных Сталину, экономика управляется инженерами и менеджерами, которые обязаны новому режиму всем и по-настоящему преданы ему». Подчеркивалось, что «русский характер - тяжелый, механический, отстраняющийся от решений и ответственности - не изменился».

Обобщающая оценка Красной Армии такова: «Неповоротливость, схематизм, стремление избежать принятия решений и ответственности… Слабость Красной Армии заключается в неуклюжести офицеров всех рангов, их привязанности к формулам, недостаточной тренировке, как того требуют современные стандарты, стремлении избежать ответственности и очевидной неэффективности организации во всех аспектах». Отмечалось отсутствие компетентного, высокопрофессионального военного руководства, способного заменить генералов, погибших в чистках, отсталость системы подготовки войск, недостаточные военные запасы для их оснащения.

Последняя оценка Красной Армии, осуществленная организацией «Иностранные армии - Восток», датируется 20 мая 1941 года. Численность в европейской части: 130 пехотных дивизий, 21 кавалерийская, 5 бронетанковых, 36 моторизированно-механизированных бригад. Прибытие подкреплений из Азии маловероятно по политическим причинам. По существу, ФХО призывал пренебречь дивизиями, расположенными на Дальнем Востоке.

Очень важно следующее: ФХО полагал, что в случае нападения с Запада отход основной массы советских войск в глубину России - по примеру 1812 года - невозможен. Предсказывалось, что оборонительные бои будут вестись в полосе глубиной примерно тридцать километров с использованием заранее созданных фортификаций. Эти же фортификационные укрепления будут служить отправными базами для контратак. Красная Армия постарается остановить немецкое наступление у границы и перевести боевые действия на территорию противника. Следовательно, судьба войны решится у границы. Крупномасштабных перемещений войск ожидать не следует. Гитлер полностью разделял эту иллюзию, и она дорого обошлась Германии. (Пройдет всего лишь несколько недель, и в ОКХ будут поступать сведения, подобные донесению 41-го танкового корпуса: «Представленные материалы дают лишь крайне поверхностную картину предполагаемого сопротивления противника».)

Одной из причин неэффективности германской разведывательной службы являлось, как уже говорилось, то, что немецким дешифровщикам так никогда и не удалось прочитать шифры командования Красной Армии и советской разведки. В этом плане у нее не было достижений, как у англичан и американцев. Немцы смогли внедрить нескольких агентов в штабы Красной Армии на дивизионном и армейском уровне, а также в тылу, но им так никогда и не удалось проникнуть в советский Генеральный штаб, Министерство обороны или любое учреждение выше армейского уровня. Попытки попасть в верхний эшелон ГРУ, НКВД, а затем СМЕРШа не увенчались успехом. Более того, как выяснилось уже после войны, в соревновании двух разведок немецкая проиграла безусловно: наиболее ценные агенты Абвера передавали информацию, содержавшую дезинформацию. Это, прежде всего, касается трех ведущих агентов Абвера, чьи доклады и оценки СССР прямо влияли на военное планирование в Германии. Имеются в виду «Макс», разместившийся в Софии, «Стекс» в Стокгольме и Ивар Лисснер в Харбине. Они работали с ведома Москвы с самого начала и передавали стратегическую дезинформацию. Как пишет американский исследователь Д. Томас, «ФХО было уязвимо в отношении советской дезинформации, особенно на стратегическом уровне, не только из-за отсутствия надежных базовых сведений о советских планах, но и вследствие специфически германского образа мышления. А именно: имело место чувство превосходства, которое вело к недооценке советских военных возможностей; акцент на советских военных недостатках, не позволяющий верно оценить советские оперативные способности; тенденция к «зеркальному отображению» в отношении советских намерений; сверхцентрализация процесса оценок в руках небольшой группы аналитиков». (Впрочем, даже наблюдая итог агрессии, не все немецкие авторитеты клеймили ФХО. Например, генерал Йодль во время допросов в 1945 году заявил: «В целом я был удовлетворен работой наших разведывательных служб. Их лучшим результатом была точная идентификация расположения русских войск в начале 1941 года в Западной Белоруссии и на Украине».)

Из книги Первая Мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

Германская Миттельойропа В Берлине в конце августа 1915 г. пришли к выводу, что недавние поражения России привели к необратимым для нее последствиям. Там отметили пассивность Запада в дни величайших испытаний России. Следовало обратиться к "позитивному" планированию, в

Из книги По повестке и по призыву [Некадровые солдаты ВОВ] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Германская Демократическая Миша служит, я работаю, дети учатся, и неплохо, самостоятельно, без нашей помощи. Дочка училась в шестом классе, сын переходил в девятый, когда Мише предложили перевод к новому месту службы. Предложили Германию. Теперь можно и с семьей. Только не

Из книги Гибель фронтов автора Мощанский Илья Борисович

Германская оборона Берлинское стратегическое направление прикрывали войска левого крыла и центра группы немецких армий «А». Перед 1-м Белорусским фронтом занимала оборону 9-я полевая армия вермахта, а против 1-го Украинского фронта - 4-я танковая армия и часть сил 17-й

Из книги Тайная миссия Третьего Рейха автора Первушин Антон Иванович

9.1. Германская техномагия Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, с вторжения немецких войск в Польшу. Эта война виделась Адольфу Гитлеру и его соратникам серией блестящих побед – «блицкригов», по окончании которых он поставит на колени европейские державы и

автора Уткин Анатолий Иванович

Германская Миттельойропа В Берлине в конце августа 1915 г. пришли к выводу, что недавние поражения России привели к необратимым для нее последствиям. Там отметили пассивность Запада в дни величайших испытаний России;Следовало обратиться к «позитивному» планированию, в

Из книги Забытая трагедия. Россия в первой мировой войне автора Уткин Анатолий Иванович

Германская стратегия на 1916 год Уверенность Центральных держав в том, что грядущий год не может не принести им победы, сказалась в том, что они уже начали обустраивать зону своего влияния и консолидировать силы германизма. Так, в январе 1916 г. в Чехии единственным

Из книги За кулисами тайных событий автора Ставицкий Василий Алексеевич

Глава 7. Виктор Гиленсен. Германская разведка накануне войны В 1935 году один из создателей теории «Тотальной войны», генерал Людендорф, писал: «С войной против вражеских сил на огромных сухопутных фронтах и на морях … соединяется борьба против жизни и жизненных средств

Из книги Особый штаб «Россия» автора Жуков Дмитрий Александрович

Германская военная разведка и русская эмиграция в предвоенные годы Вопросам привлечения русских эмигрантов органы военной разведки Третьего рейха начали уделять серьезное внимание задолго до начала войны с Советским Союзом.Следует напомнить читателю, что после

Из книги Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР автора Мощанский Илья Борисович

Германская оборона В отличие от планов советского командования, планы командования вермахта по отражению неизбежного удара могли опираться только на предположения и, как показали дальнейшие события, не отражали реального соотношения сил ни на главных, ни на

Из книги Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз автора Городецкий Габриэль

Советская разведка и германская угроза Сталину, имевшему дело с нацистской Германией в 1940–1941 гг., любопытно было узнать планы Гитлера не меньше, чем нынешним историкам. Но для историков этот вопрос представляет лишь теоретический интерес, а для Сталина он имел решающее

Из книги Германский прихвостень, или Московский запроданец? автора Акунов Вольфганг Викторович

5. Германская поддержка 24 апреля 1918 года начальник штаба германских войск генерал Гренер на встрече с генералом Скоропадским заявил ему следующее. Если в самое ближайшее время на Украине не появится собственное сильное, способное выполнять принятые на собой Украиной

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Ранняя германская история Цель данного труда - дать широкий общий взгляд на последовательность миграций северных варваров, которые начались в III и IV веках н. э. и не прекращались до IX века. В результате этого длительного процесса Европа приобрела форму, которую имеет

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Франко-германская война С 1852 г. по 1860 г. авторитарная империя фактически ликвидировала политические свободы граждан. Французская буржуазия, консервативные круги и католическая церковь поддерживают режим, который обеспечивает «порядок» после великого страха 1848 г.Но

Из книги Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки автора Вишлёв Олег Викторович

Как германская военная разведка готовила "разоблачения" Возникает вопрос: если мы считаем, что "сообщения", прилагавшиеся к донесению Гелена, целиком или в какой-то своей части являлись плодом творчества германской военной разведки, то выходит, что она дезинформировала

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Германская проблема Несмотря на эти противоречия и на полемику, которая велась на все более высоких тонах, заключение в конце 1946 г. первых мирных договоров, казалось, открыло путь к более трудному, но отнюдь не невозможному дальнейшему сотрудничеству

Из книги Политический кризис в России: модели выхода автора Колоницкий Борис Иванович

Германская модель Может ли Россия в результате борьбы за демократию выйти на новый виток развития авторитаризма? Или еще хуже - построить националистический тоталитарный режим? Об опасности такого поворота сегодня говорят все чаще, подчеркивая, что путинский режим -

Три немецкие секретные службы это Федеральная разведывательная служба БНД (работает за рубежом), Федеральное ведомство по охране конституции БФФ (действует внутри страны) и Служба военной контрразведки МАД (действует в Бундесвере). Кроме них, есть и другие учреждения, частично пользующиеся разведывательными средствами и методами. К ним относится и полиция. Разведывательная деятельность, чтобы быть эффективной, должна быть скрыта от общественности. Но чтобы избежать злоупотреблений, законодательная власть использует широкомасштабные механизмы контроля.

Заповедь разделения компетенций - достижение немцев.

В Германии действует заповедь разделения компетенций между секретными службами и полицейскими органами (особенно отделами государственной безопасности федеральной и земельных полицейских служб). В отличие от немецких спецслужб немецкая полиция для выполнения своих задач, расследования преступлений и предотвращения риска, располагает так называемыми полномочиями принуждения. Она может арестовывать человека, обыскивать, вызывать на допросы, допрашивать, опознавать, проводить обыски в жилище, конфисковывать предметы. У немецких секретных служб таких полномочий нет. Заповедь разделения запрещает подключение сотрудников секретных служб к полицейским органам и не дает им полномочий принуждения. В отличие от полиции, которая в качестве правоохранительного органа действует по принципу легальности, то есть обязана следить, расследовать, раскрывать и предотвращать правонарушения, немецкие спецслужбы работают по принципу целесообразности. Это значит, что спецслужбы не обязаны раскрывать каждое преступление и могут располагать достаточным полем для маневра при последующей передаче данных о важных правонарушениях полицейским службам.

Но тенденция к превращению немецкой полиции в организацию, пользующуюся все в большей степени методами секретных служб, уже очевидна. Заповедь разделения компетенций частично размыта легализацией разведывательных методов для полиции и расширенным обменом информации между полицией и спецслужбами. Ключевое понятие при этом - «профилактическая борьба с преступлениями», при которой полиция объединяет и раскрытие правонарушений и защиту от возможной опасности. Что скрывается за этим? При «профилактической борьбе с преступлениями» для действий органов правопорядка не нужно ни подозрение в совершении преступления, ни опасность для полиции. Но при возможных на этой основе «расследованиях, предшествующих возможному преступлению» возникает проблема: как можно заранее точно определить, есть ли повод для полицейского вмешательства или нет?

С расширением сферы наблюдения расширилось и использование полицией скрытых методов расследования. Полицейские сегодня пользуются уже довольно большим инструментарием из разведывательной области. Сюда входят не только сыщики, работающие под прикрытием, неофициально занимающиеся расследованием полицейские и агенты, но и использование технических средств для подслушивания и наблюдения внутри и вне жилищ, перехват телефонных переговоров, «мобилок» и электронной почты, пеленгация электронных передатчиков, использование видеонаблюдения и даже требования о наблюдении с воздуха или со спутников в рамках «межведомственной помощи».

Суть заповеди разделения подвергается в Германии сейчас все более острой критике в связи с новыми опасностями для внутренней безопасности. Европейские и международные партнеры Германии не знают подобной заповеди.

Три немецкие секретные службы

Федеральная разведывательная служба (БНД).

Задачей БНД является внешняя разведка за рубежом. Можно выделить две большие сферы деятельности:

Получение политической и экономической информации о зарубежных государствах (действующие лица, структуры, процессы, разработки. «ноу-хау»), имеющие политическое или экономическое значение для Германии.

Анализ и оценка этих полученных сведений с целью предоставить в распоряжение лиц, принимающих решения, конечные результаты с информацией о происходящих за рубежом процессах.

БНД постоянно держит правительство в курсе событий в других странах. Где намечаются конфликты? Как используется немецкий экспорт? Не используется ли он, возможно, в «неподобающих целях»? Нет ли повода для беспокойства? Против кого направлены международный терроризм, «отмывка денег», нелегальная торговля оружием или наркотиками? Ответы на эти вопросы важны для политиков, поскольку Федеративная Республика экспортирует свои товары по всему миру, имеет множество глобальных контактов и потому может быть уязвима в случае возникновения конфликтов или напряженности.

Президенту БНД подчиняются восемь отделов, среди них:

Отдел 1 - Оперативная разведка - занимается получением тайной информации из «человеческих источников» - т. е. от агентуры (ХЬЮМИНТ). Речь идет о знаниях информаторов, располагающих в интересующей стране хорошими контактами и возможностями допуска. В вербовке таких агентов важную роль играют зарубежные представительства БНД - резидентуры. Получение информации техническими методами редко дает объемную полную картину. С помощью информаторов могут быть своевременно получены сведения о кризисных процессах и опасностях, например этнических и религиозных конфликтах, нестабильности, социальных и экологических проблемах, а также, например, о новых достижениях в области технологии, медицины и т. п.

Отдел 2 - Техническая разведка - занимается получением информации с помощью технических средств. При этом, в частности, проводится целенаправленная фильтрация международных коммуникационных потоков.

Отдел 3 - Анализ - представляет собой одновременно и исходное, и заключительное звено цепи разведывательной работы. Потребности Федерального правительства трансформируются здесь в разведывательные задания. Полученные открыто или тайным путем материалы в этом же отделе сводятся воедино и анализируются. Так создается отчет об обстановке, который передается Федеральному правительству и другим правительственным учреждениям.

Отдел 5 - Оперативная разведка/ анализ организованной преступности и международного терроризма. Этот отдел БНД - реакция на возросшую потребность в информации об организованной преступности и международном терроризме. Отдел 5 работает в тесном международном сотрудничестве с другими разведками, органами безопасности и научными учреждениями.

Отдел 6 - Техническая поддержка - занимается обеспечением всех отделов БНД широким ассортиментом технических услуг. Чтобы справиться с этим заданием отдел должен следить за новейшими техническими разработками и инновациями во всем мире, например, в таких сферах, как «техника связи», «обработка данных», «телекоммуникации» или «химические и физические исследования». Многочисленные компьютерные программы для использования в БНД, например, во многом разработаны этим отделом и стали частью внутриведомственных программ исследований и разработки разведывательной техники.

Федеральное ведомство по охране конституции (БФФ)

БФФ - внутренняя спецслужба Германии. В его задачи, помимо прочего, входит сбор и анализ информации о действиях и намерениях, направленных против конституционного строя ФРГ. Сюда относится также обеспечение безопасности федеральных учреждений и предотвращение деятельности, угрожающей безопасности страны, в т. ч. разведывательной деятельности в пользу «иностранных держав». Это могут быть, например, экстремистские действия партий и группировок, как немецких, так и зарубежных. Кроме того, БФФ старается разоблачать шпионов иностранных государств, оперирующих в Германии.

Новым явлением стало расширения полномочий БФФ и на предполагаемые террористические объединения в рамках т. н. второго пакета безопасности, после 11 сентября 2001 г. Этот пакет включал в себя новые законы, давшие Федеральному ведомству уголовной полиции (БКА) в качестве федеральной полиции и немецким секретным службам дополнительные права на получение информации для лучшего слежения за террористическими группировками и отражения их возможных атак.

БФФ состоит из центрального административного отдела (Отдел Z) и шести специализированных отделов:.

Отдел I Основные вопросы охраны конституции, отчетность, защита данных, наблюдение и разведывательная техника.

Отдел II Правый экстремизм и терроризм.

Отдел III Левый экстремизм и терроризм.

Отдел IV Контрразведка, зашита государственных тайн, защита от актов саботажа.

Отдел V Угрожающие безопасности и экстремистские действия и намерения проживающих в ФРГ иностранцев, а также те же устремления, исходящие из-за рубежа.

Отдел VI Исламский экстремизм / исламский терроризм.

БФФ пользуется всем диапазоном разведывательных средств и методов. Сферы наблюдения соответствуют задачам специализированных отделов. Дополнительно ведется еще и наблюдение за сектой «сайентологов» («хаббардистов»). БФФ тесно сотрудничает с ведомствами по охране конституции федеральных земель (ЛФФ), поскольку экстремисты мало уделяют внимание тому, относится цель их действий к федеральной или к земельной компетенции.

Служба военной контрразведки (МАД).

МАД - часть вооруженных сил. Это внутренняя секретная служба, действующая внутри Бундесвера и выполняющая те же задачи, которые в гражданской сфере выполняют гражданские внутренние спецслужбы (БФФ и ЛФФ). Она располагает теми же полномочиями и подлежит тем же ограничениям и контролю, что и они. Всем, чем занимаются ведомства по охране конституции на федеральном и земельном уровнях, занимается МАД, но только в Бундесвере.

МАД, среди прочего, занимается сбором информации (сведений, сообщений и документов) об экстремистских и угрожающих безопасности страны действиях и устремлениях, а также о разведывательной деятельности в пользу «иностранных держав», исходящих от военнослужащих Бундесвера и направленных против него. Она оценивает сведения об экстремистских и угрожающих безопасности устремлениях и о шпионаже против Бундесвера и сообщает об этом политическому и военному руководству.

Компетенция МАД в будущем в связи с использованием немецких войск за рубежом больше не сможет ограничиваться территорией Германии. Ей придется в перспективе в определенных случаях действовать и в зарубежных местах дислокации Бундесвера. В середине сентября 2003 г. Федеральное правительство приняло поправку к закону, в результате чего МАД разрешено заниматься сбором информации за рубежом в тех местах, «где находятся войсковые части и сооружения войск». Итак, там она теперь тоже может заниматься своей разведдеятельностью. К информационным задачам относится, например, также проверка безопасности местной рабочей силы, работающей в местах дислокации частей Бундесвера. Вне лагерей Бундесвера сбором информации по-прежнему будет заниматься БНД. Но и в этом случае МАД получает расширенные права на использование и анализ собранной БНД информации. Анализ может распространяться и на лиц или группы, которые могут представлять угрозу для дислоцированных в зарубежных странах немецких солдат.

МАД получает свои сведения из открытых источников, через открытые расследования и опросы, из сообщений, поступающих из войск, а также путем получения информации от других органов безопасности. При противодействии шпионажу и экстремизму она пользуется также разведывательными средствами, но не располагает агентурной сетью в Бундесвере.

Президенту МАД подчинены 6 отделов:.

Отдел центральных задач (ZA) общие вопросы войсковой службы и администрация.

Отдел I Центральные специальные задачи.

Отдел II Борьба с экстремизмом.

Отдел III Контрразведка.

Отдел IV Защита кадров/ материальная защита.

Отдел V Техническая поддержка.

Кроме того, по всей Германии дислоцированы 14 отделений МАД в городах Киль, Ганновер, Вильгельмсхафен, Дюссельдорф, Мюнстер, Майнц, Кобленц, Штутгарт, Карлсруэ, Мюнхен, Амберг, Лейпциг, Гельтов и Росток.

Три спецслужбы хоть и являются самостоятельными учреждениями, но каждая из них подчинена своему правительственному органу. БНД подчиняется Ведомству федерального канцлера, БФФ - федеральному министру внутренних дел. В некоторых федеральных землях земельные ведомства по охране конституции тоже являются отделами соответствующих земельных МВД. БФФ и ЛФФ являются органами одного уровня. Сотрудники Федерального ведомства не могут давать указаний работникам земельных ЛФФ, но по закону обязаны сотрудничать с ними. В принципе, региональные экстремистские устремления находятся под наблюдением ведомств по охране конституции соответствующих федеральных земель. Если действия подозрительных организаций не ограничиваются территорией одной земли, в дело может вступить БФФ. За контрразведку ответственно именно БФФ. МАД подчинена федеральному министру обороны и входит в состав центральных органов военного управления Бундесвера. Государственный министр или государственный секретарь Ведомства федерального канцлера берет на себя обязанности ответственного за работу секретных служб, чтобы ее координировать.

Помимо этих трех служб в Германии есть и другие учреждения и органы власти, которые хоть и не являются разведками в узком смысле этого слова, тем не менее, частично пользуются разведывательными методами. Речь идет в частности о Центре разведки Бундесвера (ЦНБв) и Федеральном ведомстве по обеспечению безопасности информационной техники (БСИ). (О них подробнее - см. в приложении «Краткий словарик секретных служб.)

Какие права у немецких секретных служб?

Сбор информации из открытых и всем доступных источников не требует никаких правовых разрешений. Но там, где приходится применять для получения информации «разведывательные средства», дело обстоит по-другому. Задачи и сферы деятельности немецких секретных служб прежде всего определены и ограничены соответствующими законами (Закон о Федеральном ведомстве по охране конституции, Закон о БНД, Закон о МАД). Но в принципе в их распоряжении находится вся палитра разведывательных возможностей.

ОБЩИЕ ПРАВА.

Федеральное ведомство по охране конституции может собирать, обрабатывать и использовать всю информацию, необходимую для выполнения своих задач, включая персонифицированные данные. Оно может использовать методы, средства и инструменты для тайного сбора информации, включая агентуру (доверенных лиц), наружное наблюдение, звуко- и видеозапись, тайнопись, фальшивые документы и «маскировочные» автомобильные номера. Где эти предоставленные БФФ права подлежат ограничению? БФФ, например, обязано исправлять персонифицированные данные, если они неверны, и стирать их, если они больше не нужны. Земельные ведомства по охране конституции собирают информацию в соответствии со сходными законами о земельных органах охраны конституции, оценивают ее и передают в БФФ или в другие земельные органы власти, в случае, если последним это нужно для выполнения их задач. Подобными полномочиями в сфере общего права в вопросах получения разведывательной информации обладают также БНД и МАД. В «их» законах наличествуют ссылки на Закон о Федеральном ведомстве по охране конституции.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА.

БФФ и БНД уполномочены в единичных случаях требовать информацию у финансово-кредитных учреждений, банков, финансовых предприятий, т. е. сведения о банковских счетах, их владельцах и прочих уполномоченных лицах в вопросах капиталовложений и переводов денег. Таким образом, они получают возможность оценить финансовые ресурсы и опасность, например, террористических группировок. Кроме того, знания о трансфертах денег могут быть доказательством подготовки и планирования терактов.

БФФ имеет право получать у почтовых служб (Немецкая Федеральная почта, UPS, German Pаrcel, DHL) сведения о именах и адресах почтовых отправлений. Почтовые службы обязаны предоставлять такую информацию только при наличии твердых оснований для подозрения, что готовится, планируется или уже было совершено преступление.

Своевременно собранные и всеохватывающие сведения о перемещении подозрительных лиц должны дать БФФ возможность вовремя проанализировать местонахождение и перемещения международных террористических групп и других лиц, попавших в поле наблюдения БФФ, идентифицировать их места отдыха, проведения подготовки и планирования, а также - возможные цели для терактов. Потому БФФ имеет право получать у авиакомпаний информацию об именах и направлениях рейсов пассажиров. Дополнительные данные, получаемые от телекоммуникаций и об использовании услуг телефонных служб позволяют получать важную информацию о круге общения человека. Кому звонило подозреваемое лицо? Данные о времени соединения и номерах абонентов позволяют опознавать участников террористических сетей и точнее проводить расследования. Данные о звонках с мобильных телефонов позволяют без наружного наблюдения установить место пребывания звонившего в указанное время. К тому же местонахождения аппарата и профиль коммуникаций с конкретной «мобилки» дают важные сведения о характере наблюдаемого лица или организации. Потому БФФ имеет право требовать такие данные. Подобные права имеют также МАД и БНД.

Некоторыми из подпадающих под обязательное информирование в случае требования данными о телекоммуникационных соединениях и об услугах телефонных служб являются:

Данные о состоянии телефонных счетов, номера карточек, определение местонахождения или вызываемого номера абонента, или идентификацию номеров с и на который звонили, либо конечного устройства.

Дата и время начала и конца соединения.

Данные о клиенте, пользовавшемся услугами телекоммуникаций и телефонных служб.

Конечные пункты постоянных соединений, дата и время их начала и конца.

Для запроса на телефонное прослушивание нужно назвать номер телефона. Но в последнее время участники террористических групп все чаще пользуются мобильными телефонами, происхождение которых спецслужбам неизвестно. Потому номера таких телефонов не могут быть установлены даже с помощью владельца телефонной сети. Но если знать номер карточки, то, как правило, выяснить номер соответствующего телефона не составляет труда. Потому БФФ получило принципиальное разрешение использовать устройство под названием IMSI–Catcher для выяснения номеров карточки и телефона и на основе этой информации - для выяснения местонахождения аппарата. IMSI–Catcher позволяет выяснить идентификацию (International Mobile Subscriber Identity) включенной «мобилки» в зоне действия сети. Идентификация IMSI зафиксирована на модуле СИМ-карты (Subscriber Identity Module), которую абонент мобильной связи получает при заключении договора на услуги связи. С помощью IMSI можно не только идентифицировать личность абонента, но и определить номер его мобильного телефона. Для того, чтобы узнать IMSI прибор IMSI–Catcher симулирует базовую станцию ячейки «радиосот» сети мобильной связи. Включенные «мобилки» в сфере действия этой симулированной базовой станции с СИМ симулированного владельца сети автоматически саморегистрируются на IMSI–Catcher.

Согласно статьи 10 Основного закона (Конституции) тайна почтовой переписки, а также телефонных переговоров и прочей связи является неприкосновенной. Ограничения этой неприкосновенности могут, естественно, быть введены только на основании закона. Это и произошло с помощью т. н. Закона Г-10 (назван так по номеру статьи Основного закона). В нем расписывается, для каких целей секретные службы имеют право проводить мероприятия по прослушиванию. Если мероприятие направлено против отдельного подозреваемого и включает круг его общения, оно определяется как «ограничение в отдельном случае» или «индивидуальный контроль».. Ограничение основных прав отдельного лица предусматривает наличие твердых подозрений, что данное лицо планирует, совершает или уже совершило одно из преступлений, указанных в «каталоге преступлений», содержащемся в законе Г-10.

Кроме того, возможны «стратегические ограничения» тайны почтовой и телефонной связи. Стратегический контроль означает, что контролируются не почта и телефонные переговоры отдельного лица, а коммуникационные линии вообще. Из огромного количества перехваченных разговоров вылавливаются отдельные на основе специфических признаков, например, ключевых слов, и подвергаются анализу. В своем «постановлении» федеральный министр внутренних дел определяет, в каких сферах может происходить наблюдение и какими областями телефонной и прочей дальней связи оно ограничивается. Это постановление должно быть одобрено контрольной комиссией Бундестага. В пределах дозволенных этой комиссией рамок федеральный министр может дать приказ на прослушивание. Решение о необходимости и позволительности данного приказа, включая использование критериев поиска, принимает комиссия Г-10 парламента.

Рассмотрим правовое положение и порядок действия на вот таком вымышленном примере. Немецкие спецслужбы предполагают, что в Германии долгое время пребывают обученные и готовые применить насилие экстремисты «Аль-Каиды».

Для маскировки они используют подходящий круг общения, сходный с ними по культуре и стилю жизни, но люди из этого круга (например, мечети и культурные учреждения в районах города с большой долей мусульманських иммигрантов) сами никак не связаны с подготовкой актов насилия. Возможно, местная мечеть финансируется из Саудовской Аравии А Саудовская Аравия известна своей реакционной фундаменталистской версией ислама - ваххабизмом. Вокруг таких центров могут возникать локальные структуры, сходные с коммуной по улице Мариенштрассе 11 в Гамбурге, где будущие участники терактов 11 сентября занимались их подготовкой и планированием.

Через доверенное лицо в мусульманском культурном клубе немецкие спецслужбы получили «наводку» на «Ибрагима» из Франкфурта. Он произносил речи, полные ненависти против «евреев и христиан», и писал эссе сходного содержания, размещая их на своей странице в Интернете. БФФ и ЛФФ земли Гессен принимают решение установить за «Ибрагимом» наблюдение. Этим занимаются не только доверенные лица в кругу мечети, которую тот регулярно посещает. Помимо этого, начинается контроль его почты, телефонных звонков и перемещений. Для перехвата звонков с его иностранного мобильного телефона невыясненного происхождения используется IMSI–Catcher. В результате наблюдения выясняется, что «Ибрагим» регулярно получает письма с призывами к Джихаду, предположительно, из пакистанских источников, и в кругу своих единомышленников обменивается мыслями о необходимости «Священной войны в Германии». Среди его друзей есть некие «Абдалла» и «Мохаммед». Оба уже попадали в поле зрения властей, потому что один за другим в феврале 2001 года заявили о потере паспортов, что вызвало подозрение, что оба сделали это в целях сокрытия своего пребывания в учебном лагере террористов «Аль-Каиды» в Афганистане. «Ибрагим» и его знакомые часто выезжали за границу. При проверке их авиарейсов выяснилось, что летали они в Стамбул и в Тегеран (который известен как пересадочный пункт по дороге в Пакистан), а также в южную Францию, где поддерживают контакты с «братьями по вере». Теперь БФФ ведет наблюдение и за «Абдаллой» и «Мохаммедом», кроме того, вводится стратегический контроль за телекоммуникациями и фильтрование по определенным ключевым словам, что дает информацию о прочих участниках движения этих сторонников Джихада в Германии. БФФ передает собранные данные полиции (Федеральному ведомству уголовной полиции - БКА), которая проводит правоохранительные мероприятия (обыск в квартирах, аресты). Общие результаты наблюдения за почтой, телефонной связью и перемещениями: установлено, что «Абдалла» и «Мохаммед» - боевики «Аль-Каиды». В их квартирах найдено оружие и планы нападения на банковский квартал Франкфурта-на-Майне. Их поддерживали «Айман» из Берлина и «Халид» из Мюнхена. Проверка банковских счетов этих людей показывает, что они регулярно получали деньги от одного источника в Кувейте, затем большими суммами наличных снимали со счетов и передавали «Абдалле». Все четверо были прочно интегрированы в структуры «Аль-Каиды».

КОНТРРАЗВЕДКА.

Немецкие спецслужбы не только сами получают информацию, но и стараются не допустить шпионских операций иностранных разведок на немецкой территории. Ведомства по охране конституции на федеральном и земельном уровнях получили законные полномочия по сбору и оценке информации об угрожающей безопасности и разведывательной (шпионаж) деятельности иностранных спецслужб. Сюда относится и распространение (ядерного) оружия (пролиферация). Кроме того, они должны вскрывать структуры, методы работы и цели секретных служб иностранных государств, активно действующих в Германии. Благодаря географическому положению и большому экономическому потенциалу Германии немецкие организации, правительственные органы, предприятия и научно-исследовательские учреждения находятся под постоянным прицелом иностранных шпионских организаций. Но объектами чужого шпионажа являются и сами немецкие секретные службы, что доказало выведывание информации у одного из сотрудников БНД в ходе его бесед с болгарской агенткой на протяжении 1999–2003 годов. Внутренняя контрразведка БНД разоблачила эту выдачу тайн.

Шпионские действия иностранных спецслужб по-разному воспринимаются официальными властями. В докладах ведомств по охране конституции по-прежнему в основном подчеркивается деятельность спецслужб России - в полном соответствии со старым «образом врага», а также некоторых экзотических разведок. Если верить таким отчетам, то «партнерские службы» в Германии вообще не шпионят. Это, конечно, не так. «Шпионаж со стороны друзей» составляют большую долю разведывательной деятельности на немецкой земле, в области как технической, так и оперативной (агентурной) разведки. Громким примером, среди многих, стал шпионаж АНБ, направленный против северогерманского производителя ветровых электростанций.

Немецкие спецслужбы, несмотря на официальную информационную политику, вполне знакомы с этой проблемой. Потому немецкая контрразведка действует, избегая громких скандалов, обычно по дипломатическим каналам. Как правило, немецкие спецслужбы хорошо информированы о резидентурах и агентах иностранных спецслужб. Если те ведут себя слишком нахально, можно указать им на место, избегая дипломатических осложнений, с помощью доверенных журналистов. Эти журналисты публикуют в крупных газетах истории в стиле Джеймса Бонда, вроде «Проникновение 12 агентов ЦРУ с лицензией на убийство». «Дружественные» спецслужбы, анализируя открытые источники, тогда понимают: «нужно немного уменьшить нашу активность на ближайшее время». Но, тем не менее, похоже, что немецкая контрразведка действительно «восточным» глазом видит куда лучше, чем «западным».

Контроль за спецслужбами

Чтобы если не полностью избежать, то хотя бы затруднить появление злоупотреблений со стороны немецких спецслужб, последние подлежат строгому и разветвленному контролю. Можно разделить четыре уровня контроля:

Контроль со стороны компетентного министра, счетной палаты и уполномоченного по защите данных.

Контроль парламента, осуществляемый Парламентской контрольной комиссией (ПКГр).

Судебный контроль (возможен только частично по причине специфики деятельности спецслужб) а также.

Контроль общественности, например, со стороны критических журналистов и граждан, отчетов, докладов, статей и книг.

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ (ПКГр).

Парламентская контрольная комиссия, состоящая из депутатов федерального парламента (Бундестага) обладает самыми широкими возможностями контроля. Она всегда готова критическим взглядом оценить деятельность спецслужб. Закон так формулирует ее значение: «Федеральное правительство в вопросах деятельности Федерального ведомства по охране конституции, Службы военной контрразведки и Федеральной разведывательной службы подлежит контролю со стороны Парламентской контрольной комиссии». К контролю относятся право получать всеобъемлющую информацию по конкретным делам, право опроса сотрудников спецслужб, доступ к досье и картотекам и возможность проведения целенаправленных расследований.

Как правило, депутаты, избранные в состав ПКГр, это опытные члены всех фракций Бундестага (в зависимости от численности фракции, без подавляющего большинства членов одной фракции), разбирающиеся в парламентских процедурах и компетентные в вопросах внутренней и внешней безопасности.

КОНТРОЛЬ КОМИССИИ Г-10

Ограничение права на тайну почтовой переписки, телефонной и прочей связи согласно закону Г-10 контролируется специальной комиссией Бундестага - Комиссией Г-10, имеющей право последующих проверок. Эта комиссия состоит не из парламентариев, а из лиц, пользующихся доверием фракций Бундестага. Члены Парламентской контрольной комиссии сохраняют свои полномочия на текущий выборный срок.

Комиссия Г-10 имеет право получать ответы на все свои вопросы и право доступа ко всем документам и хранящимся в компьютерах данным в связи с вмешательством в сферу основополагающих гражданских прав. Члены комиссии имеют право беспрепятственного доступа во все служебные помещения спецслужб. Члены комиссии не только решают перед началом акции, дозволено и необходимо ли подслушивание в конкретном случае, но могут и прекратить уже проводимую операцию, например, на основе поданной жалобы.

КОНТРОЛЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ.

Разведкам нужно много денег. Но правительство не может распоряжаться финансами без согласия парламента, поскольку только Бундестаг имеет право принимать бюджет. Проект бюджета на всех фазах доступен каждому гражданину. Но в публичном бюджете приводится только общая сумма, выделяемая на нужды секретных служб. Детали расписываются в секретных приложениях. Но Бундестаг на трех уровнях обеспечивает свое право на решению бюджетных вопросов:

Во-первых, за использованием средств следит отдел Федеральной счетной палаты, обязанный хранить тайну.

Во-вторых, Парламентская контрольная комиссия подает свои предложения по формированию бюджета на основе собранного опыта и направляет своего представителя для обсуждения деталей.

В-третьих, бюджетный комитет Бундестага создает Доверительную комиссию, ответственную за денежные дела спецслужб, что обеспечивает верховенство парламента и в вопросах этих расходов, вплоть до деталей. Чтобы быть полностью информированными в делах спецслужб, члены Доверительной комиссии могут принимать участие в заседаниях Парламентской контрольной комиссии. Эти заседания секретны и проходят только в защищенных от прослушивания помещениях.

КОНТРОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ДАННЫХ.

Двери секретных служб открыты и для контроля со стороны уполномоченных по защите данных. Бундестаг назначает на каждые 5 лет Федерального уполномоченного по защите данных, который вместе с земельными уполномоченными по защите данных (назначаются земельными парламентами - ландтагами) занимается вопросом, не были ли в ходе ежедневной деятельности органов власти нарушены права граждан на т. н. информационное самоопределение. Это право отдельного лица было постановлением Федерального конституционного суда в 1983 году расширено и распространено на новые возможности электронной обработки данных. Конституционный суд установил четкие границы там, где на основе различных банков данных можно создать все более объемную картину жизни человека во всех аспектах, незаметно для него самого. При этом данный человек не может в достаточной степени проконтролировать правильность этих данных и правомерность их использования. Таким образом, защита данных здесь сталкивается с основой деятельности секретных служб - сбором важных для разведки персонифицированных данных. Но право на информационное самоопределение не безгранично, как тоже было установлено Конституционным судом. Есть случаи, когда интересы общественности важнее. Но по постановлениям суда в таком случае необходимо четко определить и указать цель получения данных и доказать прямую связь собираемых данных с этой целью… Потому уполномоченный по защите данных следит за разведками, чтобы те не собирали данные «просто так» и чтобы, к примеру, собранная информация, не связанная с целью проводимой операции, стиралась.

Бундестаг подкрепил важность защиты данных для БНД, БФФ и МАД тем, что предоставил уполномоченным по защите данных права на получение информации и на доступ в том числе именно к тем документам, которые подлежат особой секретности. Уполномоченный может подать формальную жалобу о нарушении защиты данных и потребовать у соответствующего министерства проведения проверки. Он также может включить все случаи нарушений в свой официальный отчет, который он каждые 2 года подает в Бундестаг.

Разведслужбы обязаны бесплатно предоставить лицу справку о данных, которые они собирали о нем. В качестве основания это лицо должно указать на конкретный материал и доказать свой особый интерес к получению этой информации. Но разведки могут отказаться выдать справку, если такая информация может повредить выполнению их задач, поставить под угрозу жизнь источника или помочь противнику узнать состояние знаний и методы работы разведки, нанести ущерб общественной безопасности, повредить Федерации и землям, или нарушить права третьих лиц. Но, отказав в справке, спецслужбы должны посоветовать данному лицу обратиться к Федеральному уполномоченному по защите данных. Ему разведка может дать все те сведения, в выдаче которых она отказала затронутому лицу.

Объединенная система хранения разведывательной информации НАДИС

Для хранения в памяти данных на случай запроса внутренние секретные службы пользуются «Объединенной системой хранения разведывательной информации», сокращенно НАДИС. НАДИС - это связка баз данных БФФ, земельных ЛФФ и отдела государственной безопасности федеральной уголовной полиции БКА. Эта система позволяет всем подключенным участникам прямое ведение и поиск данных в режиме «он-лайн». БНД и МАД тоже участвуют в пользовании системой НАДИС. В базу данных вносятся лица с «устремлениями, направленными против основ свободно-демократического общественного строя», или - в случае с МАД - персонифицированные данные военнообязанных.

НАДИС - это система ссылок на досье с делами, сердцем системы является центральная картотека персонифицированных данных (ПЦД), в которой собраны личные данные и ссылки на соответствующие досье. НАДИС - не система, содержащая важную информацию по самим делам, а автоматизированное вспомогательное средство для поиска нужных дел (картотека ссылок). Она показывает номер дела соответствующих досье, которые имеются в наличии и для лучшей ориентации содержит персонифицированные данные лица, на которое дан запрос - имя, фамилию, дату и место рождения, гражданство и адрес. Хотя это и облегчает поиск информации, но если одному из участников НАДИС требуется сама информация из досье, которая выходит за пределы внесенных в компьютеры личных данных, ему придется идти самым обычным путем - подать письменный запрос по официальным каналам в учреждение, ведущее и хранящее дело. Потому система только в ограниченном виде помогает при расследованиях. Помочь при оценке собранных данных она никак не может.

Если данные о человеке хранятся в системе НАДИС, это вовсе не означает, что он экстремист, террорист или вражеский шпион. Большая часть данных - сведения о людях, которым угрожали организации, применяющие насильственные методы, которые могут представлять конкретный интерес для иностранных разведок и лица, прошедшие проверку безопасности для получения какого-либо допуска. Неприятные чувства, которые вызывает существование этой информационной системы у общественности, можно в какой-то степени, понять, но они в большой степени неоправданны. НАДИС - не картотека подозрительных лиц. Если человека вносят в ее базу данных, это не влечет за собой никаких дискриминирующих последствий. На самом деле, по самой своей концепции и своему составу НАДИС не может ни сделать человека «прозрачным», ни гарантировать «контроль над гражданами».

В начале 2003 г. в НАДИС хранилось 942 350 персонифицированных данных. Из них 520 390 внесенных файлов (52,2 %) представляли собой данные на лиц, прошедших проверку безопасности для допуска в государственные учреждения на федеральном и земельном уровнях, имеющие отношения к вопросам безопасности. В начале 2002 г. в системе хранились данные на 925 650 человек.

Примечания:

«Доверенное лицо» (Vertrauensperson, V-Person) - традиционно принятое в Германии название агента спецслужб, не являющегося их кадровым сотрудником. Впервые стало использоваться еще в кайзеровской Германии, затем применялось в Третьем Рейхе в системе Аусланд/Абвер. В настоящее время термин «доверенное лицо» используется почти исключительно земельными и федеральными органами охраны конституции, но не БНД или МАД. (здесь и далее - прим. перев.)

Нужно сказать, что приведенная здесь автором структура БНД несколько отличается, например, от описанной д-ром Удо Ульфкотте в книге «Совершенно секретно: БНД» (1997) или от приведенной в «Энциклопедии секретных служб ХХ века» Хельмута Рёвера, Штефана Шэфера и Маттиаса Уля (2003). В обеих этих книгах называются, в частности, только шесть, а не восемь отделов. Кстати, не упомянутый Хиршманном Отдел 4 является административным и занимается всеми вопросами снабжения, финансовыми, кадровыми, строительными, транспортными и другими. А на 5-й отдел всегда возлагались вопросы охраны и внутренней безопасности, включая внутреннюю контрразведку Службы. Возможно, что задачи борьбы с оргпреступностью и терроризмом были поручены этому отделу сравнительно недавно, так что это не нашло отражения в вышеупомянутых книгах.

Уже упомянутая «Энциклопедия секретных служб ХХ века», описывая структуру БФФ, ничего не говорит о Шестом («исламском») отделе. Видимо, это тоже совсем недавнее нововведение, до этого вопросами противодействия исламскому терроризму занимался Пятый отдел.

Должность, соотвествующая заместителю федерального министра.

От немецкого слова Grundgesetz - Основной закон, конституция, Статья 10.

По-немецки: Parlamentarisches Kontrollgremium, PKGr.

NADIS - Nachrichtendienstliches Informationssystem.

БНД - единственная спецслужба ФРГ, работающая за рубежом

Федеральная разведывательная служба ФРГ (Bundesnachrichtendienst - БНД) - одна из трех действующих в стране спецслужб (есть также - Федеральное ведомство по защите Конституции и военная контрразведка). БНД - единственная разведывательная служба Германии, действующая за рубежом, поэтому в ее компетенции находится также зарубежная разведывательная деятельность военных. БНД запрещено проводить разведывательные мероприятия внутри своей страны. В то же время ей не возбраняется собирать на своей территории разведывательную информацию о зарубежных государствах.

Согласно "Закону о БНД" от 20 декабря 1990 года, в ее обязанности входит сбор и анализ данных о зарубежных странах, необходимых федеральному правительству для принятия решений в области внешней политики и политики безопасности.

Спецслужба начала свою работу 1 апреля 1956 года как составная часть ведомства федерального канцлера. Ее первым руководителем был Райнхард Гелен (Reinhard Gehlen) . Он возглавлял ее до 1 мая 1968 года. БНД была создана на базе так называемой "Организации Гелена ". Начиная с 1946 года, эта организация, костяк которой составляли бывшие сотрудники "Управления сухопутных войск государств Востока" вермахта, работала на американские спецслужбы на восточном направлении. В конце 1947 года "Организация Гелена" была переведена в Пуллах, что под Мюнхеном, где до сегодняшнего дня и располагается ее правопреемник - БНД, включая центральный аппарат.

Структура БНД

Возглавляет БНД президент. В настоящее время им является Август Ханниг (August Hannig) . В структуре спецлужбы - пять отделов. 1-й отдел - штабной, 2-й - технического обеспечения, 3-й - анализа, 4-й - права, центральных служб и учебных заведений, 6-й - технической поддержки. Спецслужба имеет уполномоченного по вопросам качества деятельности БНД. В его задачу входят аудит качества деятельности, проведение внутренних ревизий, инспектирование, а также контроль за расходами. Есть также уполномоченный по собственной безопасности БНД. В его компетенции - проверка на благонадежность, как сотрудников службы, так и кандидатов на поступление в БНД. Он отвечает за сохранность информации, ее сбережение и передачу. Всего в спецслужбе на штатной основе работают около 6 тыс. человек. Они представляют практически все профессиональные группы населения и действуют, как на территории страны, так и за рубежом в качестве чиновников, военнослужащих, служащих и рабочих.

Принципиальным требованием к кандидату на место разведчика наряду с наличием фундаментального образования являются интерес к вопросам внешней политики, культурам зарубежных стран. От кандидата требуются также знание иностранных языков и мобильность.

Задачи БНД и ее разведывательной деятельности

Правительство ФРГ требует от БНД по возможности точную, надежную и всеобъемлющую информацию о развитии ситуации в государствах мира. Речь идет, прежде всего, об информации из области политики и политики безопасности. По мнению руководства ФРГ, с момента окончания холодной войны в этой сфере ничего не изменилось, а национальные интересы государств, которые в прошлом зачастую были подчинены интересам соответствующего блока, в нынешнем многополярном мире все явственней выступают на передний план. По этой причине мир стал менее прозрачным, менее предсказуемым, а это, в свою очередь, вызывает потребность в дополнительных потоках информации. Этого требует и нынешний статус Германии как единого немецкого государства.

Цели и задачи разведывательной деятельности БНД определяет федеральное правительство. Его наибольшее внимание с точки зрения возможного участия немецких военнослужащих в международных миссиях по поддержанию мира приковывают регионы, предрасположенные к конфликтным ситуациям. Например, Ближний и Средний Восток, а также Северная Африка. Другими предметами внимания разведки являются нелегальный вывоз технологий, международный терроризм, международная организованная преступность, международная торговля оружием и нелегальная миграция. БНД в целом и ее сотрудникам запрещено оказывать политическое влияние на территории зарубежных государств, проведение кампаний по дезинформации, организация актов саботажа и диверсий.

В последнее время БНД выходит на контакты со своими коллегами в России. В частности, стало сенсацией посещение президентом этой спецслужбы в апреле текущего года Чечни. Сообщалось, что там же с целью сбора и передачи российской стороне информации о связях и источниках финансирования боевиков находились немецкие агенты. Официально факт поездки Ханнинга в Чечню не был подтвержден, однако представители БНД были вынуждены разъяснять, что немецкая разведка не предпринимала никаких действий в поддержку военной кампании российских федеральных войск в Чечне, а лишь собирала информацию для своего правительства в интересах обеспечения внутренней и внешней безопасности Германии. Координатор БНД Эрнст Урлау (Ernst Urlau) признавал тогда, что между российскими и немецкими разведками ведется обмен информацией в области международного терроризма, организованной преступности и "отмывания незаконных денег".

Федеральное ведомство по защите Конституции

Федеральное ведомство выполняет функции защиты государственного строя страны. Организационно оно входит в состав Министерства внутренних дел. Его штаб-квартира располагается в Кельне. Каждая из федеральных земель (административно-территориальные образования ФРГ) имеют свои собственные органы подобного рода, но они не подчинены Федеральному ведомству по защите Конституции. Здесь немцы строго следуют букве Основного закона, который регламентирует, что защита государственного строя является задачей федеральных органов, которая реализуется совместно с земельными институтами власти. Федеральное ведомство руководствуется в своих действиях положениями специального федерального Закона о защите Конституции.

В организационном плане оно включает шесть отделов, в том числе отдел "Z", который ведает кадровыми, финансовыми и юридическими вопросами. Далее следуют отдел разработки главных проблем, подготовки докладов и зашиты информации; отдел правого экстремизма и терроризма; отдел левого экстремизма и терроризма; отдел по борьбе со шпионажем, защиты государственной тайны и борьбы с саботажем; отдел по изучению настроений, угрожающих безопасности страны, среди иностранных граждан. Главой ведомства является президент. В настоящее время - это Гейнц Фромм (Henz Fromm) .

В задачи Федерального ведомства по защите Конституции входит сбор информации об экстремистских настроениях среди граждан, которые могут представлять угрозу безопасности страны. Речь идет о политически мотивированных настроениях, а также акциях, направленных против существующего правопорядка или угрожающих безопасности федерации или безопасности какой-либо из земель, в том числе о терроризме.

В компетенцию ведомства входит также пресечение разведывательной деятельности в интересах зарубежных государств, принятие мер, в том числе превентивных, по сохранению государственной тайны. В последнем случае речь идет о секретных материалах и материалах доверительного характера, затрагивающих также экономические интересы.

Большую часть информации сотрудники ведомства черпают из открытых и доступных источников. Например, из газет, из различного рода листовок, программ. Они посещают публичные мероприятия, опрашивают лиц, способных предоставить полезную информацию на добровольной основе. Ведомство, конечно, не отказываются в своих действиях и от разведывательных методов. Сюда относится просачивание его сотрудников в экстремистские круги, а в определенных случаях с одобрения парламента также перлюстрация почтовой переписки и прослушивание телефонных разговоров.

Военная контрразведка (Militaerischer Abschirmdienst - MAD)

МАД - работает на территории своей страны в интересах вооруженных сил ФРГ - бундесвера. Она располагает аналогичными полномочиями, что и Федеральное ведомство по защите Конституции. Ее штаб-квартира находится в Кельне. МАД имеет свои представительства в 14 городах страны (Кельн, Дюссельдорф, Ганновер, Вильгельмсхафен, Мюнстер, Майнц, Кобленц, Штуттгарт, Карлсруэ, Мюнхен, Амберг, Лейпциг, Гельтов, Росток). Общая численность сотрудников - около 1,3 тыс. человек, как военнослужащих, так и гражданских лиц.

В своей работе МАД руководствуется положениями "Закона о военной контрразведке" от 20 декабря 1990 года. Большинство из них являются повторением положений "Закона о Федеральном ведомстве по защите Конституции". МАД запрещено иметь сеть информаторов в бундесвере, она не имеет права использовать в своих интересах меры принуждения, к которым могут прибегать другие структуры власти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В связи с тем, что на протяжении последних 15 лет перед поисковиками России постоянно возникает вопрос как правильно поступать с обнаруженными останками и личными вещами иностранных солдат, мы поставили перед собой задачу решить эту проблему. Для чего провели ряд консультаций и переговоров с профильными немецкими организациями, в результате которых все стало на свои места. При этом мы учитывали и специфику наших местных условий.

Была выработана следующая схема взаимоотношений:

1. Поисковик, найдя останки немецкого солдата и личные вещи, в т.ч. идентификационный жетон, направляет последний в СПО России (или в Посольство Германии).

2. СПО России, оформив необходимый пакет документов по представленным поисковиком данным, направляет их вместе с жетоном в немецкий архив.

3. Архивная служба Германии проверяет поступившую информацию и жетон, после чего дает нам официальный ответ с подтверждением установления личности, но без указания Ф.И.О. погибшего. При желании возвращает также российской стороне найденный жетон.

4.Одновременно с этим архивная служба составляет официальные документы о смерти немецкого солдата, проводит поиски его родственников и уведомляет их об этом. При этом вся информация по установлению личности солдата, нахождению останков и найденным родственникам передается в Немецкий народный союз по уходу за воинскими захоронениями.

5.Последний связывается с СПО России, а СПО, в свою очередь, с поисковиком для организации выхода немецких представителей на место подзахоронения останков.

6."При этом все роботы по нахождению могил и предметов немецких солдат, а также сотрудничество с Немецкой службой и другими заведениями - бесплатны."

7."Немецкая служба не имеет право из-за охраны сведений, не подлежащих оглашению, давать чужим лицам адрес близких (бывших) немецких солдат. Но может попросить близких, при наличии их адреса, по личному желанию контактировать с Российской стороной при условии, что полученная информация и данные могут служить установлению личности без вести пропавших солдат и удостоверить свидетельство о смерти."

8. Вопрос поощрения с немецкой стороны проделанной работы поисковика может встать только в случае желания родственников это сделать в момент их приезда уже на оборудованную Немецким народным союзом могилу на сборном кладбище немецких солдат в каком-либо конкретном регионе.

9. Для идентификации останков экипажей необходимо предоставлять точные координаты падения самолетов или гибели другой техники, отметив при этом все возможные идентификационные признаки последней.

10. В свою очередь, СПО России будет вести политику совместно с Минобороны РФ на поощрение в различных формах всех официальных поисковиков за проделанную работу. Какие-либо же "черные" действия с останками погибших во время 2 мировой войны, независимо от их принадлежности, расцениваются крайне негативно и при наличии у кого-либо такой практики поставит последних в условия невозможности получения разрешения на проведение поисковых работ со всеми вытекающими отсюда последствиями.

11. При наличии хорошо сохранившегося жетона (без спорных и накачественных мест), мы предложили для начала посылать для проверки материал с приложенными четкими фотографиями жетонов.

Объем присылаемых фото должен быть не более 50 кб.

В начале сентября 1940 г. начальник абвера (военной разведки) адмирал Канарис получил приказ Йодля усилить разведывательную деятельность в связи с подготовкой операций против СССР. Йодль предупреждал, что немецкие приготовления не должны создавать впечатления у Советского Союза, что Германия готовит наступление на востоке.

Подобный же приказ был сообщен и всем другим родам войск.

В предыдущие годы немецкой разведывательной службе не удалось создать на территории Советского Союза достаточно эффективной шпионской сети. Видный сотрудник абвера Леверкюн писал после окончания второй мировой войны, что «засылка в Россию агентов из Германии была возможна лишь в очень редких случаях».

Кейтель заявил на допросе представителю советской разведки: «До войны мы имели очень скудные сведения о Советском Союзе и Красной Армии, полученные от нашего атташе». Информация, которая изучалась в Берлине, состояла, как правило, из агентурных данных, сообщений прессы, рассказов возвращающихся из Советского Союза или следовавших транзитом через советскую территорию корреспондентов, дельцов и туристов. Важным источником информации были сведения, получаемые от военнодипломатических представителей Германии в Советском Союзе и соседних с ним государствах.

К числу вспомогательных учреждений немецкой разведки принадлежал специальный институтбиблиотека, в котором были собраны все материалы о России, имевшиеся в Германии. Перед войной институт, находившийся в Бреслау, занимался сбором сведений о советской экономике, шоссейных и железных дорогах, отношениях между народами, населяющими Советский Союз, политической жизни в стране, словом, всем комплексом вопросов, касающихся Советского Союза. Позднее институт был переведен в Берлин и стал известен как «Ванзее институт» - по названию предместья Берлина, в котором он был размещен. Были и другие институты подобного рода.

Немецкие разведывательные учреждения старались использовать захваченные после поражения Польши документы польской разведки, которая в предвоенные годы вела обширную шпионскую работу против Советского Союза. Была также частично выявлена и привлечена к сотрудничеству агентура польских разведывательных органов, а также бежавшие в Германию и Скандинавию офицеры и сотрудники секретных служб из Прибалтийских государств. Все же эти попытки не давали желаемого эффекта. С большим успехом немецкая секретная служба воспользовалась ситуацией, создавшейся после поражения Польши. Перемещение населения с запада на восток и в обратном направлении, вызванное поражением Польши, открыло немецкой разведке новые широкие возможности для шпионажа против СССР на территории западных областей Украины и Белоруссии, а также Литвы, Латвии и Эстонии.

Хотя значительное число засланных немецких агентов обезвреживалось тут же, на советскогерманской границе, частично им удавалось проникнуть вглубь советской территории, а некоторым даже достичь таких важных центров, как Ленинград и Киев. Благодаря действиям своей агентуры и воздушной разведки немецкое командование располагало данными о местонахождении полевых аэродромов, дислокации частей Красной Армии. Сведения о вооружении и снаряжении Красной Армии, судя по дневникам генералполковника Гальдера, далеко не отличались точностью. Немецкая агентура часто путала вооружение Красной армии, производимое в Советском Союзе, с брошенным на территории Западной Украины и Западной Белоруссии польским вооружением и оснащением и делала отсюда неверные выводы. Широко известен факт, как был поражен Гитлер, узнав уже во время войны о существовании советских танков Т34 и КВ, и с каким недоверием он с тех пор относился к сведениям немецких разведывательных органов.

Но все же нельзя с достоверностью утверждать, что Германия не располагала существенными данными стратегического характера относительно вооруженных сил и экономики Советского государства. Однако при оценке разведывательных данных верховное командование допустило серьезные ошибки. Так, оно недооценило сведения о возможностях эвакуации советской промышленности на восток. Не доверяло оно и данным разведки об успехах СССР в области техники. Наиболее важным просчетом был, неверный политический вывод о быстром и необратимом разрушении национальногосударственной структуры Союза. Роковые для гитлеровцев просчеты были допущены и в оценке производственных возможностей промышленности СССР в восточных районах страны. Из важных военных сведений к моменту нападения на СССР немецкая разведка располагала данными о советских пограничных укреплениях, о некоторых советских дивизиях, дислоцированных в западных областях Советского Союза.

По утверждению Леверкюна, важным источником получения разведывательных данных служила эмиграция. Внедрение немецких агентов в эмигрантские организации, где, как считалось, имеются лица, сочувствующие Советскому союзу, стало особенно интенсивным с начала 1941 г. Специальное внимание было обращено на украинских националистов, от бывшего гетмана Скоропадского до Бандеры, Коновальца и Мельника.

После поражения Польши контакты с украинскими организациями осуществлял отдел немецкой разведки, расположенный в Кракове.

Одним из важных звеньев немецкой разведывательной сети против Советского Союза была организация в Софии, созданная немецким разведчиком доктором Делиусом (настоящее имя Отто Вагнер), работавшим в военном атташате германского посольства, Делиус осуществлял сбор военной и экономической информации о Советском Союзе, засылал с Черноморского побережья немецких агентов в Советский Союз. Обязанности сотрудников Делиуса заключались также в ведении шпионажа и подрывной деятельности против других государств, в частности против Соединенных Штатов Америки.

Внимание разведывательных органов все больше нацеливалось на восток. Руководитель одного из отделов имперского управления безопасности Шелленберг писал в своих мемуарах: «Западные секторы нашей сети безопасности должны быть ослаблены для усиления восточных».

Руководители разведывательных служб периодически обсуждали информацию и материалы, полученные из СССР. Основные разногласия были по поводу оценки советской военной продукции. Шелленберг считал, что советская тяжелая промышленность находится на довольно высоком уровне. Это, в частности, касалось производства танков. Он был убежден, что в производстве находятся типы танков, превосходящие немецкие. Канарис отказывался в это верить. К своему заключению Шелленберг пришел в связи с приказом Гитлера произвести впечатление на Советский Союз мощью Германии. Для этого в марте 1941 г. советский военный атташе был приглашен посетить танковые заводы и школы подготовки танкистов. Увидев, что отношение военного атташе к показанному совсем иное, чем на то рассчитывали, Шелленберг сделал вывод, что в СССР имеются более совершенные типы танков. Расхождения были и по поводу оценки советской железнодорожной сети вокруг Москвы, вблизи Урала и т.д.

Шелленберг отмечает, что если собранный разведывательными службами материал не укладывался в концепцию военнопланирующих органов, то они попросту игнорировали его.

«Несмотря на склонность Киса недооценивать технический прогресс, достигнутый Россией, - пишет Шелленберг, - в поздних беседах с ним господствовали страхи, что мы будем теперь вовлечены в войну на два фронта со всеми ей присущими опасностями. Мнение же генерального штаба заключалось в том, что наше превосходство в войсках, техническом оснащении и в военном руководстве настолько велико, что концентрированная кампания против России может быть закончена в течение десяти недель».

Гитлер и Гиммлер разделяли точку зрения Гейдриха о том, что военное поражение настолько ослабит Советское государство, что с помощью политических агентов Германии можно будет добиться его полного крушения. Руководители разведывательных ведомств Канарис и Шелленберг, очевидно, были более осторожны в своих оценках. Канарис, например, пытался предостеречь Кейтеля от недооценки мощи советского строя. Однако Кейтель отклонил его доводы, заявив, что меры, предпринимаемые Гитлером в войне против СССР, настолько сильны, что «советская система, как бы прочно она ни была установлена, не сможет противостоять им».

Материалы немецкой разведки, по свидетельству Шелленберга, Гитлер изучал весьма тщательно, требуя предоставления ему все новых и новых данных о состоянии советских оборонительных сооружений и вооруженных сил.

Руководитель абвера Канарис в последние недели перед нападением на СССР проявлял нервозность, так как полагал, что расчеты верховного командования, связанные с прогнозами хода и продолжительности военных операций против Советского Союза, нереальны, основаны на неправильных оценках и свидетельствуют о самодовольстве и чересчур большом оптимизме Браухича, Кейтеля, Гальдера и Йодля. Это еще раз подтверждает, что позднейшие заявления немецких генералов, будто они пытались удержать Гитлера от нападения на СССР, не соответствуют действительности. Не кто иной, как Кейтель, заявил Канарису: «Вы можете коечто понимать в контрразведке, но вы моряк и не пытайтесь давать нам уроки стратегического и политического планирования».

Хотя с ноября 1940 г. Гитлер был поглощен изучением информации относительно СССР, он проявлял беспокойство относительно позиции Соединенных Штатов Америки. Немецким разведывательным органам было дано задание выяснить позицию Соединенных Штатов Америки, потенциальные возможности их промышленности, особенно самолетостроительной и судостроительной. От этого, как считали в высших военных кругах, и зависит то количество времени, каким будет располагать Германия до начала войны на два фронта. Руководители разведывательных служб сходились во мнении, что если производственная мощь США будет поддерживать военные усилия Англии, то это, несомненно, приведет к вторжению на континент. Высадке будет предшествовать мощное воздушное наступление.